К психологической отметке в 50 рублей за литр подбирается стоимость бензина АИ-92 на заправках Татарстана. А дизтопливо вот-вот преодолеет (а на некоторых заправках уже преодолело) отметку в 60 рублей. Несмотря на запрет, наложенный Правительством РФ на экспорт топлива из страны, цены на заправках не спешат снижаться. «РТ» узнала у рядовых автомобилистов и экспертов, что они думают по этому поводу.
ЭМБАРГО НАМ ПОМОЖЕТ?
Почти на 4 рубля подорожал с начала года бензин марки АИ-92, по данным Татарстанстата. Если в конце 2022-го он стоил около 46 рублей за литр, то теперь – 49,7 рубля. Такая же ситуация с дизтопливом: 54,3 рубля за литр в конце прошлого года и 59,8 рубля за литр сейчас.
В середине сентября масла в котел подлили владельцы частных АЗС, заявив о дефиците топлива на своих заправках. «В связи с отсутствием топлива на наших АЗС вынуждены временно остановить продажи бензинов АИ-92 и АИ-95», – сообщила, к примеру, в соцсети сеть АЗС «Магистраль».
– С 1 сентября правительство РФ вдвое сократило нефтяникам демпфер – компенсацию разницы между экспортной и внутренней ценой, – напомнил в разговоре с корреспондентом «РТ» доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох. – Этот демпфер выплачивали производителям моторного топлива для того, чтобы им было одинаково выгодно гнать продукцию и на экспорт, и на внутренний рынок. Так как в последние два-три месяца за рубежом резко повысились цены на нефть и топливо, кроме того, произошла девальвация рубля, экспорт стал гораздо выгоднее. И нефтяники просто погнали все, что можно, за рубеж.
21 сентября Правительство РФ наложило временный запрет на экспорт топлива. Эмбарго должно помочь насытить внутренний рынок и, как результат, – отрегулировать цены на заправках. Через несколько дней после введения запрета биржевые цены на дизтопливо и бензин действительно понизились на 16% и 20% соответственно. Но эффект оказался недолгим и вскоре цены снова поползли вверх.
«ЦЕНЫ НА БЕНЗИН НЕ ПОДДАЮТСЯ ЛОГИКЕ»
Заехав на одну из заправок «ТАИФ НК», корреспондент «РТ» отметила, что АИ-92 здесь стоит 49.40 за литр, дизтопливо – 59.30. По словам автомобилистов, цена на бензин поднялась в середине сентября на 30 копеек и с тех пор не опускалась.
– Надеюсь, конечно, на снижение, Путин же взялся за это. Почти 50 рублей за литр – это очень много, хотя бы рублей 40 было, – мечтает владелец белой «Киа Рио» Александр.
– С чего это бензин подешевеет? У нас все цены только растут, а нам приходится с этим смириться, – разводит руками Рамис, залив 20 литров 92-го в свою «Приору».
На частной АЗС «Ирбис» цены оказались повыше: АИ-92 – 49.99 за литр, дизтопливо – 60.99.
– Снижение? Да о чем вы говорите? Какой смысл фантазировать, если такого ни разу не было? – удивился моим вопросам Рашид на серебристом «Санг Йанг».
– Цены на бензин не поддаются никакой логике, хотелось бы, конечно, чтобы они понизились, но вряд ли это случится, – разделил его скептицизм Дмитрий на белом «Фольксвагене». – Не вырастут, и на том спасибо.
«НЕФТЯНИКОВ ЗАГНАЛИ В УГОЛ»
Экономист Игорь Кох согласен с рядовыми автовладельцами в том, что ждать снижения цен на заправках едва ли стоит. По его мнению, нефтяников загнали в угол: с одной стороны организовали избыток на внутреннем рынке, чтобы они были вынуждены конкурировать между собой за право продать, с другой – сильно урезали доходы:
– Боюсь, что в такой ситуации продавцы будут наоборот увеличивать внутренние цены, чтобы получить привычную прибыль, – прогнозирует Кох. – Люди обрадовались, что на бирже цены довольно существенно понизились. И подумали, что завтра это отразится на бензоколонках. Но дело в том, что вертикально-интегрированные компании биржевые скачки мало волнуют. Биржевые котировки интересуют мелких владельцев заправок, которые вынуждены покупать топливо на бирже и конкурировать с крупными сетями. Второе: запрет на экспорт топлива приведет к избытку топлива на рынке в течение недолгого времени. Подозреваю, что производители не будут снижать цены, чтобы продать больше, а снизят производство до тех потребностей, которые есть на внутреннем рынке. Поэтому экстраординарные меры, которые сейчас приняты, в долгосрочном плане не будут эффективны. Надеюсь, что правительство придумает что-то еще.
«ДЕФИЦИТ НЕДОПУСТИМ!»
Начальник Управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев отметил, что в Татарстане цены на топливо из года в год остаются ниже средних по ПФО. Например, сейчас дизтопливо в нашей республике стоит 59,3 рубля за литр, а в среднем по округу – 64 рубля. Неудивительно, что к нам едут заправляться из ближайших регионов. Управление еженедельно мониторит ситуацию на топливном рынке и докладывает о ней Раису РТ Рустаму Минниханову.
– Мы следим за тем, чтобы изменения цен были не резкими и обоснованными. Если бы Правительство России лучше контролировало ситуацию, то возникших на топливном рынке проблем можно было бы не допустить. Наша страна производит 560 млн тонн нефти, имеет 42 нефтеперерабатывающих завода, при таких масштабах дефицит топлива на внутреннем рынке недопустим! – заявил Гилязиев в разговоре с корреспондентом «РТ». – Ведь дошло до того, что спекулянты покупали топливо у производителей и перепродавали за рубеж. Те меры, которые приняты сейчас, должны помочь. Что касается нашей республики, то у нас дефицита нет и не будет. Может быть, на некоторых заправках малых компаний в какой-то момент и не было топлива, но это не создало проблемы для республики. Можно было поехать на любую заправку крупных компаний, где топливо есть всегда. У нас количество АЗС больше, чем надо – более 900 точек всех видов, хотя хватило бы и 550. Для сравнения: в Башкортостане, который по территории больше, чем Татарстан, 560 автозаправочных станций.
По данным Управления рационального использования ТЭР, в Татарстане 48% АЗС принадлежат вертикально-интегрированным компаниям, которые сами производят топливо и сами его продают. Например, Татнефть, Таиф, Лукойл. Они реализуют 70-80% всего объема топлива в республике.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба по итогам проверки рынка нефтепродуктов возбудила дела против семи топливных компаний в пяти регионах – Белгородской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях и Дагестане. По мнению антимонопольщиков, топливо там продавали по завышенным ценам.
– В Татарстане по итогам проведенных проверочных мероприятий нарушений не выявлено, – сообщила нам пресс-секретарь УФАС по РТ Оксана Ефимова. – УФАС продолжает проводить и проверки на регулярной основе.