Как сделать жизнь пожилых полноценной
«Лет до ста расти нам без старости», – написал почти сто лет назад Маяковский. И вот век спустя это предсказание поэта практически сбылось: по статистике, в ближайшие десятилетия люди в возрасте от 50 до 75 лет станут самой массовой возрастной группой на планете. Продолжительность жизни увеличилась, а это значит, что даже в преклонных годах можно вести активный образ жизни: работать и учиться, творить и учить других. Однако для многих пожилых людей их «дополнительная» жизнь превратилась в проблему. Они не знают, чем себя занять, как не потеряться в этой быстро меняющейся реальности. О том, почему так происходит и как помочь себе и своим близким настроиться на позитив, рассказывает доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения Санкт-Петербургского государственного университета Всеволод Розанов.
– Всеволод Анатольевич, в чём главная проблема людей старшего возраста?
– Скажем, 150 лет назад люди едва доживали до 35 лет. Дети родились, а ты либо погиб в бою, либо умер – от голода, от болезней. Сейчас всё очень изменилось: у 60-летнего человека есть хорошие перспективы и возможности прожить еще практически целую жизнь. Это, конечно, прекрасное достижение, которое говорит о большом прогрессе, в том числе и в медицине, поскольку болезни, которые когда-то были приговором, сeйчас успешно лечатся. Теперь можно заменить суставы, поставить новые хрусталики для глаз, расширить сосуды, которые снабжают кровью критически важные органы – сердце и мозг… Этот список можно продолжать и продолжать.
Конечно, это здорово, но за всем этим мы зачастую забываем о самом человеке. Проблема счастливой старости касается не только самих пожилых людей, но и общества в целом. Нужно менять риторику, убирать такие понятия, как «возраст дожития», «старики»… Ведь это серьёзная проблема. Это архетипические вещи, которые сидят в нашем подсознании и с которыми справляться довольно трудно. Да, у нас сейчас для старшего поколения появилось большое количество возможностей улучшить качество жизни. Появились условия, чтобы заботиться о себе, правильно питаться, заниматься спортом. Но все ли отдают себе отчёт, насколько это важно для них? Все ли понимают ценность этого? А ведь за рамками такого мышления остаётся огромное количество пожилых людей!
– Почему, на ваш взгляд, так происходит?
– Здесь на передний план выступают вещи более высокого уровня, которые касаются целей и смыслов. Да, всё то, что придумали для активного долголетия, – это прекрасно, но если за этим нет смысла и целей, тогда все распадается на отдельные виды деятельности, которые не приносят результатов.
– О каких смыслах и целях вы говорите?
– В первую очередь, о направленности в будущее. У старшего поколения эта перспектива объективно снижена, все это прекрасно понимают. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек старшего возраста нашёл тот внутренний механизм, мотивацию, цель, чтобы всем этим заниматься. А более молодые должны помогать им обретать эти смыслы и ценности. Мы слишком увлеклись технологиями, забыв о более ценном – желании заботиться о других и давать поддержку. Если мы хотим что-то сделать для пожилых людей, наше сознание нужно потихонечку менять.
Пожилые люди понимают некоторые вещи не на основании обучения, а на основании жизненного опыта. Таким образом, между пожилыми и молодыми людьми может происходить взаимовыгодный обмен знаниями и умениями
– Что, на ваш взгляд, нужно поменять в первую очередь?
– Нужно менять систему здравоохранения, систему образования. Сейчас организация досуга для стариков – удел небольших организаций, но мне кажется, что это могли бы делать университеты, колледжи и другие структуры, которые пустеют по вечерам. Они могли бы расширить свои возможности, тем более что государство поддерживает эту стратегию и за это неплохо платят. Первое, с чего нужно начать, это обучение врачей, сотрудников организаций и простого населения. Нужно сделать так, чтобы пожилые люди услышали позитивные послания и от власти, и от здравоохранения, и от общества в целом.
В Японии, например, в центрах для пожилых людей для повышения качества их жизни и для общения стали использовать роботов. И люди с удовольствием с ними общаются!
С другой стороны, нужно понимать, что у пожилых есть определенные особенности. Я знаю один проект, в котором сотрудников банка обучали общению с пожилыми клиентами. Ты молодой, у тебя все горит, но с этой категорией людей нужно вести себя более сдержанно, не спешить, добиться контакта… Это очень хорошая вещь: если люди научатся понимать психофизиологию пожилого человека. Так вот, если общество будет должным образом относиться к пожилым, предоставит им возможности и технологии, то и у них самих появится мотивация к активной и насыщенной жизни. Вы им этого не вложите в голову – смыслы должны родиться сами.
– А если у человека такая цель уже есть, с какого края нужно подойти?
– Для счастливой и полноценной жизни пожилого человека важны социальная и интеллектуальная активность, а также осознанное отношение к своему здоровью: регуляция сна, баланс в еде, правильный режим дня. Во-первых, нельзя ни от чего отказываться – надо брать все лучшее, что нам подсказывает наука. В том числе и то, что касается продления жизни, – витаминные комплексы, различные биологически активные соединения, характер питания, физкультура… Всё это очень позитивно сказывается на состоянии мозговых структур. Но при этом надо иметь в виду, что люди старшего возраста – довольно неоднородная группа, и к каждому пожилому человеку нужен индивидуальный подход.
Всеволод РОЗАНОВ, | |
Если общество будет должным образом относиться к пожилым, предоставит им возможности и технологии, то и у них самих появится мотивация к активной и насыщенной жизни. |
Я встречал некоторые японские работы, где указано, что специальные упражнения для тренировки мозга могут предотвратить деменцию. Пожилой человек должен принимать это во внимание, разумно этим пользоваться, но с осторожностью, чтобы чрезмерная активность и борьба за здоровье не превратилась в проблему. Потому что сейчас мы сталкиваемся с новой зависимостью – так называемой паранойей здоровья. И люди идут потом к психотерапевту, чтобы от этой напасти избавиться…
Во-вторых, не нужно бояться осваивать что-то новое, становиться экономически активными и зарабатывать деньги, даже находясь на пенсии.
– Чему и где можно учиться и чем заниматься людям в старшем возрасте?
– Возможностей очень много! Мы в своё время придумали проект, в котором прозвучало такое направление, как «Образование для пожилых». Сегодня это вещь банальная и понятная, её используют в самых разных городах и весях, и она приобретает всё большее звучание. Существует множество различных учреждений, где этим уже занимаются, и, если есть возможность, туда и нужно идти. Можно организовать группы по интересам, начиная с художественной лепки и рукоделия и заканчивая философскими семинарами, математикой и проблемами космологии – в зависимости от того, каковы интересы этих пожилых людей.
Я вижу тут несколько вариантов. Первый – когда вышедшие на пенсию профессора организуют группы и читают лекции. Второй, когда молодые люди учат пожилых новым технологиям. Было бы здорово, если бы это делали внуки! Например, можно научить работать с фотографиями, показать, как их правильно хранить, чтобы они не пропали в компьютере. Как написать историю семьи, как заботиться о своём здоровье, и многое, многое другое…
Понятно, что мы, люди старшего поколения, уже никогда не сумеем владеть электронными средствами так, как это делают наши внуки. но у нас есть другие компетенции, которым мы могли бы обучать их. Но и здесь нужно быть очень осторожным – потому что люди в возрасте так же, как и дети, могут впасть в зависимость от гаджетов и социальных сетей…
– Считается, что люди в старшем возрасте плохо обучаемы. Так ли это?
– Есть много работ, разрушающих этот стереотип. Наука нам подсказывает, что мозг с возрастом не портится. Наоборот, в нём нарастает эмпатия (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. – Прим. авт.). Сегодня, благодаря нейровизуализации (имеются в виду такие методы, как компьютерная, магнитно-резонансная томография, позволяющая визуализировать структуру, функции и биохимические характеристики мозга. – Прим. авт.), сделаны интереснейшие открытия. В них приняли участие люди разных возрастов – от практически младенческого до пожилого и очень старого. И первое, на что обратили внимание: миелинизация (миелин, покрывающий нервные окончания, повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе, защищает нервные волокна от повреждений. Его недостаток вызывает различные расстройства в работе нервной системы. – Прим. авт.) нервных структур продолжается всю жизнь! Мы же всегда считали, что к моменту зрелости миелинизация завершается.
Новые знания означают, что у пожилых людей лучшее распределение нервных импульсов и лучший баланс между структурами мозга. И поэтому они зачастую владеют тем, что мы называем мудростью. То есть они понимают некоторые вещи не на основании обучения, а на основании жизненного опыта. Таким образом, между пожилыми и молодыми людьми может происходить взаимовыгодный обмен знаниями и умениями, который всем принесёт пользу.
Елена СОКОЛОВА,
ИА «Столица»