– Для каждого речника открытие навигации является важным, волнительным событием, – признается корреспонденту «РТ» Роман Лизалин, генеральный директор компании «Флот РТ», которая была создана в 2023 году по инициативе Раиса РТ Рустама Минниханова для развития речных пассажирских перевозок.
И как тут не взволноваться, когда мероприятие начинается с парада курсантов Института морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева. И под руководством его директора, академика Международной академии наук, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РТ Ильяса Салахова. Молодые люди в форме с флагом Российской Федерации с достоинством шагают по причалу.
– Мы всегда участвуем в таких мероприятиях.Потому что через них этим молодым людям прививаются чувства гражданственности, патриотизма и гордости за ту профессию, которую они выбрали, – говорит начальник отдела по молодежной политике, воспитательной и внеучебной работе этого вуза Айгуль Фатхуллина
– А это немаловажно, – дополняет заместитель директора института Марат Раимгулов. – Ведь мы готовим капитанов, судоводителей, механиков, бортпроводников, которые должны хранить честь своей страны. Начиная с 2018 года, мы также традиционно участвуем в составе Казанского гарнизона в Параде Победы на площади Тысячелетия Казани.
Призываем пользоваться нашими «белыми лебедями»
Звучат гимны России и Татарстана, а затем – приветственные слова официальных лиц. К примеру, Роман Лизалин отмечает, что за короткий период существования «Флота РТ» предприятие постаралось по мере возможности отремонтировать суда, доставшиеся от «Татфлота», который, к слову, сосредоточился на грузовых речных перевозках.
– Мы в этом году запустили онлайн-продажу билетов. Это должно повысить качество услуг. Кроме того, совместно с «Аэрофлотом» провели работу по подготовке бортпроводников для водного транспорта по самому высокому стандарту. Это тоже будет подспорьем для повышения качества обслуживания, – замечает глава «Флота РТ». – В приоритете – безопасность пассажирских перевозок. В этой части проведена работа по транспортной безопасности, тщательной подготовке экипажей и техническому состоянию судов. Мы призываем всех татарстанцев пользоваться нашими «белыми лебедями».
Исполняющий обязанности заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Марат Хисамутдинов зачитывает приветствие главы Минтранса Фарита Ханифова, который, в частности, напоминает, что в прошлом году компания получила три новых судна, построенных на Зеленодольском заводе имени Горького, – два скоростных на подводных крыльях «Михаил Девятаев» и «Муса Джалиль», а также теплоход «Капитан Гусев».
– Надеюсь, это даст положительный импульс в развитии речных перевозок в Татарстане, позволит связать республику по водным путям с соседними регионами, – говорится в тексте Фарита Ханифова.
9 социальных рейсов и 2 межрегиональных
Позже на пресс-конференции Роман Лизалин констатирует, что «Флот РТ» выкупил у «Татфлота» 28 судов.
– Но не все они находятся в удовлетворительном состоянии, – признается он. – Некоторые из них рациональнее утилизировать и приобрести новые суда. По крайней мере, таковых три. Есть государственная программа «Утилизационный грант речных и морских судов», которая предполагает до 15 процентов возмещения стоимости строительства нового судна при утилизации старого. Мы планируем воспользоваться этой программой. Помимо того, на сегодня мы приняли на баланс от «Татфлота» три причала – в Казани, Болгаре и Свияжске. Хотим еще получить причальные стенки в Камском Устье и Тетюшах. Сейчас занимаемся этим вопросом. Также в Чистополе строятся речной вокзал, набережная. Планируем и эти объекты взять на свой баланс.
Руководитель «Флота РТ» с корреспондентом сообщает, что в нынешнюю навигацию его предприятие планирует запустить 9 социальных рейсов – например, в поселок Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района. В планах два межрегиональных маршрута (от Казани до Ульяновска и Чебоксар) и пять – коммерческих (в том числе экскурсионные прогулки по Казанке), а также пассажирскую переправу Казань – Верхний Услон.
А еще, по словам собеседника нашей газеты, руководство компании надеется получить в следующем году заложенные в феврале 2024-го на Зеленодольском заводе имени Горького четыре метеора. Их предполагается использовать в реализации межрегионального туристского проекта «Великий Волжский путь». Строительство водного транспорта – дело небыстрое.