Народные промыслы. Сохранить бы, что имеем…

Изделия народных промыслов являются культурным кодом любого народа

К проблеме исчезновения и сохранения промыслов народов, исторически проживающих на территории современного Татарстана, не раз обращались депутаты Госсовета РТ.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Фото: tobolka.ru

 

Мастера народных промыслов озабочены вопросом: кому передавать традиции ремесла?

 

Задавшись целью присмотреть к Новому году какой-то оригинальный подарок для подруги из Германии, решила, что самое лучшее, что можно будет увидеть на улицах бюргерского городка, – это татарские кожаные сапоги ичиги, как их ещё называют – «арские», по месту происхождения уникальной технологии национальной кожаной мозаики.

 

В поисках подходящих по цене и качеству сапог обратилась к интернету – куда без него, особенно сейчас, когда поход по магазинам сопряжён с известными трудностями. Нужных предложений на сайте продаж было 22. Но часть из них касалась ношеной обуви, правда, «в хорошем состоянии», «доставшейся от бабушки». Отдельные изделия показались на вид сомнительного происхождения. Можно сшить на заказ, но это долго, и не устроила цена: готовые сапоги той фирмы по производству национальной обуви (красивые, слов нет) предлагаются за 18 тысяч рублей. Подумалось: а насколько необходимо иметь при себе на каждый день авторские и почти что раритетные вещи? Но ведь это с моей, житейской точки зрения. А если смотреть масштабнее?

Изделия народных промыслов («арские» сапоги – просто маленький пример) в конечном итоге являются культурным кодом любого народа, связкой между прошлым и будущим, материальным свидетельством нацио­нальной самоидентификации. А это и сегодня актуально. И почему-то жалко стало те самые «бабушкины» сапоги, явно старинные. Почему бы не передать их молодым членам семьи, рассказать историю женщины, которая когда-то щеголяла в этих сапожках…

Вот оно, главное, за что бьётся сегодня такая уважаемая организация, как ЮНЕСКО. В мире исчезли уже более двухсот видов ручного творчества, они безвозвратно утеряны для будущих поколений. А ведь и для нашего многонационального Татарстана эта тема тоже звучит остро. Когда-то, например, ремёсла поволжских татар ХIХ – начала ХХ века были разнообразны и многочисленны: их было до полутора сотен видов. Славились мастера казанской губернии производством меховых и кожаных изделий, музыкальных инструментов, вышивкой, деревообработкой… Всего сразу и не перечислишь.

К проблеме исчезновения и сохранения промыслов народов, исторически проживающих на территории современного Татарстана, не раз обращались депутаты Госсовета РТ. Законодательно эта сфера регулируется законом, принятым татар­станским парламентом в 2005 году, но времена-то меняются. В конце ноября на заседании Госсовета депутаты в ходе «правительственного часа» заслушали доклад министра культуры Ирады Аюповой о сохранении, изучении и развитии народных художественных промыслов (НХП). По данным на 2010 год, в Татарстане их было официально зафиксировано одиннадцать видов. По итогам уже недавнего исследования это число уменьшилось до семи. НХП у нас сейчас представлены такими видами, как художественная обработка дерева и металла, гончарное и керамическое производство, валяльно-войлочный промысел. К слову, с недавних пор к народным промыслам причислено также ручное изготовление кукол. Вот уж действительно можно по пальцам пересчитать.

Своё выступление министр как раз и начала с высказывания известного французского писателя Александра Дюма-отца, которого во время поездки в Казань, по его словам, поразили кожаные и меховые изделия народных умельцев. «Я привёз домой три-четыре вещи, являющие собой чудо выделки, и всё это оставляет далеко позади лучшие изделия кож Франции и всей России», – утверждал писатель. Насколько же сегодня мы соответствуем столь лестному отзыву? Ирада Аюпова подчеркнула: «Мы должны не только сохранять и совершенствовать традиционные технологии, не потеряв при этом качества производства изделий. Прибегая к новым художественным решениям, следует держать на уровне и эстетику мастеров прошлого». А есть кому «держать на уровне»?

 


Когда-то, например, ремёсла поволжских татар ХIХ – начала ХХ века были разнообразны и многочисленны: их было до полутора сотен видов. Славились мастера казанской губернии производством меховых и кожаных изделий, музыкальных инструментов, вышивкой, деревообработкой…


 

В официальном реестре малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы за Татарстаном числится 42 субъекта малого и среднего предпринимательства, формально зарегистрированных под видом экономической деятельности «народно-художественные промыслы». В реальности по данным, собранным в муниципальных районах РТ, это более 450 умельцев. Просто правовой статус у предприятий НХП разный. Многие мастера с удовольствием воспользовались возможностью зарегистрироваться в качестве самозанятых, чтобы легализовать свою деятельность. Однако Министерству культуры пока не удаётся подсчитать точное число индивидуальных предпринимателей в этой сфере. «Дело в том, – пояснила Ирада Аюпова, – что они заявляют себя не мастерами народно-художественных промыслов, а как организации, предоставляющие либо образовательные услуги, либо работающие, например, в ювелирном производстве, лёгкой и текстильной отраслях промышленности. А эти виды деятельности уже относятся к крупным производствам».

Скорее, делается это для того, чтобы получать меры государственной поддержки, что, в общем, понять можно. Народные промыслы действительно нуждаются в помощи государства. Сферу (в том числе сувенирное направление) сильно подкосило падение туристического спроса, вызванное  пандемией. На проблему обратил внимание и Президент Рустам Минниханов.

Ирада Аюпова подчеркнула: Правительство РТ рассматривает возможность налоговых льгот, создания единой информационной базы, другие меры для поддержки этой сферы. Однако самой популярной площадкой для демонстрации творческого потенциала были и остаются национальные праздники, столь любимые и популярные в республике. Министерство культуры совместно с Ассамблеей народов Татарстана активно использует эти ресурсы.

«Сейчас прорабатываем вопрос открытия на территории муниципалитетов авторских мастерских на льготных условиях, создания республиканской галереи для демонстрации и продаж изделий, – сообщила министр. – Конечно, необходимо будет совершенствование нормативной базы в части закрепления интеллектуальной собственности на художественные изделия».

 


Ирада Аюпова подчеркнула: «Мы должны не только сохранять и совершенствовать традиционные технологии, не потеряв при этом качества производства изделий. Прибегая к новым художественным решениям, следует держать на уровне и эстетику мастеров прошлого». А есть кому «держать на уровне»?


 

Депутатов в свою очередь озаботила высокая и часто недоступная рядовому человеку стоимость качественных изделий народных промыслов, а также перспективы развития отрасли народных художественных промыслов на селе. Именно сельские территории, по мнению народных избранников, должны стать базовыми площадками этой индустрии.

Есть тут и положительные моменты. В Татарстане с 2013 года предпринимателям – а с 2021 года и самозанятым – ежегодно предоставляются гранты на реализацию лучших проектов в сфере народных художественных промыслов.

Проекты предприятий НХП находят поддержку и на федеральном уровне. По итогам первого конкурса президентского Фонда культурных инициатив проекты из Татарстана получили гранты по направлению НХП на сумму 7 миллионов рублей. Общая же сумма предоставленных грантов превысила 87 миллионов рублей.

Возможно, кое-кому есть смысл выйти из «подполья», чтобы претендовать на такую серьёзную поддержку?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще