Наедине с передвижниками

Через 144 года передвижники вновь оказались в Казани

В музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка русских художников-передвижников из собрания Третьяковской галереи.

Автор статьи: Олеся СТРЕЛЬЦОВА

Фото: business-gazeta.ru

 

peredvizniki

 

В музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка русских художников-передвижников из собрания Третьяковской галереи.

 

В экспозиции, развернувшейся в залах центра «Эрмитаж-Казань», представлено более 50 произведений 30 ведущих мастеров, связанных с художественным явлением, которое вошло в историю отечественной культуры под названием «передвижничество». В их числе – полотна Ильи Репина, Ивана Крамского, Владимира и Константина Маковских, Иллариона Прянишникова, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Виктора Васнецова, Иса­ака Левитана и других известных художников.

 


В Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) входили художники разного дарования, исповедовавшие порой несхожие взгляды, но воодушевленные идеей эстетического воспитания и просвещения российского зрителя. Общей и главной отличительной чертой их творчества стал примат правды жизни над ласкающими глаз красивостями


 

Открывая вернисаж, состоявшийся 13 июня, директор музея-заповедника Зиля Валеева отметила, что это уже второй совместный проект Казанского Кремля и Третьяковской галереи. Первая выставка – «Гений века» – прямо скажем, подарила казанцам незабываемые впечатления. «Выставка передвижников и продолжение сотрудничества с одним из главных культурных центров страны – это для нас и огромный праздник, и огромная ответственность», – призналась Зиля Валеева. Кроме того, она напомнила, что впервые художники-передвижники выставлялись в Казани в 1874 году. А заведующая отделом Третьяковской галереи Татьяна Веденкова в свою очередь выразила надежду, что нынешняя выставка в Казанском Кремле будет иметь такой же «шумный успех». По мнению сотрудников Третьяковки, она призвана разрушить многие стереотипы, укоренившиеся в современном сознании в связи с передвижниками.

Выставка охватывает три десятилетия эволюции русской реалистической живописи (1870–1890-е годы), а также отражает стремление передвижников через пленэр выйти за рамки привычного мировосприятия, их тяготение к импрессионизму и модерну.

 


После недавнего печального инцидента с картиной Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которая в очередной раз стала жертвой вандала и получила серьезные повреждения, все полотна, при­ехавшие в Казань из Третьяковки, защищены антивандальными стеклами


 

Специально для выставки в Казани Третьяковская галерея временно вывела 27 произведений из своей постоянной экспозиции. Так, одним из ее признанных шедевров является портрет художественного критика и историка искусства Адриана Прахова, созданный Иваном Крамским. В Казани также выставлены такие известные полотна, как портрет Льва Толстого кисти Ге, «Дворик. Зима» Саврасова, «Прачки» Архипова, и другие. Кстати, после недавнего печального инцидента с картиной Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которая в очередной раз стала жертвой вандала и получила серьезные повреждения, все полотна, при­ехавшие в Казань из Третьяковки, защищены антивандальными стеклами.

В Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) входили художники разного дарования, исповедовавшие порой несхожие взгляды, но воодушевленные идеей эстетического воспитания и просвещения российского зрителя. Общей и главной отличительной чертой их творчества стал примат правды жизни над ласкающими глаз красивостями. Это также интерес к психологическому портрету, бытовым сюжетам и русскому неяркому ландшафту. В то же время картины, представленные на выставке в музее-заповеднике «Казанский Кремль», создают многоликое художественное поле, отражающее сложность, неоднородность, а в чем-то и противоречивость передвижничества как явления русской культуры.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще