На заседании Госсовета

Основным вопросом заседания Государственного Совета РТ, состоявшегося 25 октября, стало обсуждение в первом чтении проекта закона о бюджете Республики Татар­стан на 2022 год и на период 2023-го и 2024 годов.

 

 

Основным вопросом заседания Государственного Совета РТ, состоявшегося 25 октября, стало обсуждение в первом чтении проекта закона о бюджете Республики Татар­стан на 2022 год и на период 2023-го и 2024 годов. По этому вопросу перед депутатами выступили заместитель Премьер­-министра – министр экономики Мидхат Шагиахметов, министр финансов Радик Гайзатуллин, председатель Комитета Государственного Совета РТ по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, заместитель председателя Счетной палаты РТ Альберт Валеев.

 

 

Доклад заместителя Премьер-министра – министра экономики Республики Татарстан Мидхата Шагиахметова

 

 

Сезнен карашка Татарстан Республикасынын ике мен дэ егерме ике хэм ике мен дэ егерме дуртенче елларга социаль хэм икътисад фаразларын тэкъдим итэбез.

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2022–2024 годы был подробно рассмотрен на парламентских слушаниях, заседаниях комитетов Государственного Совета, зональном совещании.

Прогноз макроэкономических показателей с учетом объективной оценки текущей ситуации, внешних и внутренних факторов экономического развития напрямую влияет на сбалансированность государственных финансов, на формирование и исполнение бюджета.

В мировой экономике сохраняется неопределенность траектории роста, которая обусловлена как экономическими, так и эпидемиологическими факторами.

Несмотря на общую нестабильную ситуацию в глобальной экономике, сложные процессы на мировых рынках, российская экономика вышла на докризисный уровень.

Восстановление экономики в стране в первую очередь обусловлено наращиванием объемов в обрабатывающей промышленности, строительном секторе, торговле.

Указанные факторы являются ключевыми и для роста валового регионального продукта Татарстана.

В структуре экономики республики и страны в целом наибольший удельный вес составляет промышленное производство.

С учетом планируемого предприятиями в четвертом квартале наращивания объемов в промышленности, в первую очередь в производстве нефтепродуктов и машиностроении, по итогам года индекс промышленного производства оценивается на уровне 105,4 процента.

Аномальные погодные условия в текущем году негативно отразились на показателях в сельском хозяйстве республики.

По итогам текущего года объем сельскохозяйственной продукции ожидается в сопоставимых ценах на уровне 81,7 процента, в том числе в растениеводстве – 65,2 процента, животноводстве – 99,2 процента.

Темп роста в строительном секторе в республике – 103,7 процента.

Увеличение подрядных работ способствовало росту объемов производства строительных материалов.

На потребительском рынке восстановился оборот розничной торговли в республике.

Вместе с тем по платным услугам и общественному питанию так же, как и в целом по стране, не достигнуты объемы докризисного уровня.

В условиях распространения коронавирусной инфекции в соответствии с указом Президента Российской Федерации Правительством России будут введены антикризисные меры поддержки бизнеса. Это гранты в размере одного МРОТ и возобновление программы ФОТ 3.0, направленные на поддержку бизнеса из пострадавших отраслей, в том числе из сферы общественного питания.

Соответствующие постановления Правительства России должны быть приняты в ближайшее время.

Учитывая опыт работы в пандемийный 2020 год, муниципальным образованиям необходимо совместно с отраслевыми министерствами, Управлением Федеральной налоговой службы, банками обеспечить максимальное информирование бизнеса о мерах поддержки и оказание содействия по сопровождению каждой заявки.

С учетом планов предприятий по итогам 2021 года валовой региональный продукт республики оценивается на уровне 2 трлн 907,8 млрд рублей, или 103,8 процента в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.

При подготовке прогноза социально-экономического развития Татарстана в соответствии с установленным порядком учтены рекомендованные Правительством страны для регионов сценарные условия развития российской экономики.

Прогнозные показатели социально-экономического развития республики сформированы с учетом данных предприятий и организаций, формирующих около 70 процентов промышленного производства республики, отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований, а также реализации мер по достижению национальных целей развития страны.

Динамика макроэкономических показателей постоянно в фокусе нашего внимания. Это важно как на этапе принятия закона о бюджете, так и в ходе его исполнения для своевременного и оперативного реагирования.

Президент Рустам Нургалиевич Минниханов в своем Послании обозначил ключевую задачу на текущем этапе по обеспечению устойчивого экономического роста.

Темп роста ВРП в 2022 году прогнозируется на уровне: 35 процентов данного роста – вклад промышленного производства, 19 процентов – сельского хозяйства, 17 процентов – торговли и 6 процентов – строительства.

В промышленности планируется рост с учетом ввода мощностей в текущем и следующем годах, увеличения их загрузки и выпуска новых видов продукции предприятиями базовых отраслей.

Прирост индекса промышленного производства в 2022 году, согласно прогнозу, составит 3,4 процента, из них более 70 процентов будет обеспечено предприятиями нефтегазохимического комплекса.

В 2023–2024 годах с учетом реализации планов предприятий индекс промышленного производства планируется на уровне 104 процентов.

Президент Татарстана в своем Послании обозначил задачи в промышленности.

Первое – повышение эффективности. Это в том числе рост производительности труда, внедрение инноваций, цифровизация производства.

Второе – увеличение экспорта. Третье – импортозамещение. Четвертое – промышленная безопасность. Пятое – кадровое обеспечение.

По данному вопросу в ближайшее время состоится Совет безопасности.

В 2022 году производство сельскохозяйственной продукции, согласно прогнозу, составит 110,7 процента в сопоставимых ценах к уровню текущего года, в том числе в растениеводстве – 126 процентов, животноводстве – 100 процентов.

В 2023–2024 годах темпы роста сельскохозяйственной продукции согласно отраслевой государственной программе предусмотрены на уровне 101,9 процента ежегодно в сопоставимых ценах.

Президент Республики Татарстан в своем Послании поставил задачу по дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Актуальная задача в данном секторе экономики, наряду с увеличением площади под влагонакапливающие и влагосберегающие технологии, – более активно применять инструменты агрострахования.

В прогнозном периоде с учетом реализации инвестиционных проектов предусмотрены темпы роста в пищевой промышленности на уровне 104,3 процента. В условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации темпы роста оборота розничной торговли и общественного питания прогнозируются в 2022 году на уровне 102,4 процента. Прогноз основан на прогнозируемом росте заработной платы и денежных доходов населения и соответствует прогнозу в целом по стране.

Илкулэм проектлар буенча тозелеш комплексында торак хэм инфраструктура тозелеше арту каралган – фаразлау елында уртача усеш темплары 101,5% тэшкил итэчэк.

Прогноз в жилищном строительстве предусматривает за три года ввод более 8,5 млн кв. м жилья.

Наряду с жилищным строительством более 50 процентов объема подрядных работ зависит от реализации инвестиционных проектов.

Для достижения прогнозных значений в строительном секторе, который формирует порядка 8 процентов в экономике, важно обеспечить их реализацию в запланированные сроки.

Одним из главных факторов экономического развития является формирование благоприятного инвестиционного климата и обеспечение привлечения инвестиций.

В соответствии с национальными целями до 2030 года требуется обеспечить реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с 2020 годом. Задача на 2021 год – рост до 104,5 процента. За первое полугодие показатель составил 111,8 процента. Задача на 2022 год – обеспечение роста инвестиций на уровне 104,7 процента, или 733 млрд рублей.

Одним из факторов обеспечения роста инвестиций является улучшение инвестиционного климата и условий ведения предпринимательской деятельности.

По итогам 2020 года республике удалось сохранить за собой второе место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.

Вместе с тем по отдельным показателям национального рейтинга наблюдается снижение.

Например, по оценке бизнеса увеличились сроки выдачи разрешений на строительство, сроки согласования документов для постановки на кадастровый учет, количество этапов для подключения к сетям электроснабжения.

Мероприятия, направленные на оптимизацию процессов предоставления услуг, разработаны, утверждены в «дорожных картах» и закреплены за ответственными министерствами, ведомствами и организациями республики. Необходимо обеспечить их своевременное и качественное исполнение.

Подробно этот вопрос был рассмотрен на заседании Кабинета Министров Республики Татарстан, по итогам которого принято постановление Правительства республики о реализации мер по улучшению состояния инвестиционного климата в соответствии с показателями национального рейтинга.

Ключевым элементом инвестиционной инфраструктуры являются две особые экономические зоны.

В прогнозном периоде планируется их дальнейшее развитие как в части развития инфраструктуры, так и в части привлечения потенциальных резидентов.

Одним из факторов роста инвестиций является реализация инвестиционных проектов на территориях моногородов.

Стоит задача по привлечению новых резидентов и инвестиций, а также по обеспечению выхода действующих предприятий-резидентов на уровень производственной мощности согласно заявленным бизнес-планам.

Стимулирующим фактором обеспечения экономического развития является расширение рынков сбыта и экспортного потенциала республиканских товаропроизводителей.

Президентом страны указом о национальных целях развития Российской Федерации поставлена задача достижения к 2030 году поэтапного роста реального экспорта несырьевых неэнергетических товаров на 70 процентов к уровню 2020 года.

В целом по республике целевой параметр по объему экспорта в 2022 году составляет 11,3 млрд долларов.

В структуре республиканского экспорта почти 70 процентов занимают нефть, нефтепродукты и продукция нефтехимии.

Кроме того, у нас есть промпредприятия с выручкой более 1 млрд рублей и нулевым экспортом.

Совместно с отраслевыми министерствами необходимо максимально оказывать содействие республиканским предприятиям и организациям по использованию существующих мер государственной поддержки экспорта, взаимодействию с федеральными и региональными институтами развития, представительствами за рубежом для обеспечения наращивания поставок продукции высокого передела, прежде всего в химии, машиностроении, а также халяль-индустрии.

Основным показателем, характеризующим эффективность экономики, является прибыль.

По итогам восьми месяцев текущего года объем прибыли составил более 410 млрд рублей.

Вместе с тем необходимо отметить, что по ряду отраслей есть резервы в части повышения эффективности экономики и, соответственно, роста прибыли. Удельный вес в экономике республики ряда отраслей значительно превышает их вклад в прибыль.

Задача отраслевых и муниципальных балансовых комиссий – совместно с каждым конкретным предприятием вырабатывать индивидуальные решения по повышению эффективности их деятельности и росту финансовых результатов.

Ике мендэ егерме беренче елдагы тенденциялэрне исэпкэ алып, икътисад куп яктан кече хэм урта бизнес усеше белэн бэйле.

Кече хэм урта бизнес ул республика икътисадына олеш керту генэ тугел, э халык очен эш урыннары да.

Более трети занятого населения республики работает у субъектов малого и среднего предпринимательства. Перед нами стоит задача по увеличению данного показателя к 2022 году до 707 тыс. человек с учетом самозанятых граждан.

Ключевым резервом для роста занятости является развитие промышленных парков. Задача – чтобы их заполняемость составляла не менее 70 процентов, независимо от того, государственные они или частные. Это обеспечит дополнительный рост рабочих мест на селе.

Именно с этой целью была разработана концепция повышения эффективности промышленных парков, согласованная Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым, в рамках которой был принят ряд законодательных инициатив, предоставляющих резидентам и управляющим компаниям возможность воспользоваться различными преференциями. На сегодняшний день в концепцию включено 50 промышленных парков.

В настоящее время завершается работа по аккредитации и подписанию соглашений с управляющими компаниями и резидентами промышленных парков в целях предоставления им налоговых преференций и мер государственной поддержки.

Сегодня в данных промышленных парках мы наблюдаем увеличение количества резидентов на 15 новых компаний, что в среднем увеличило заполняемость данных промпарков на 7 процентов. Также за два квартала наблюдается увеличение количества рабочих мест на 681 единицу. Эта работа совместно с муниципальными образованиями будет продолжена.

Важным фактором для развития малого и среднего бизнеса является стимулирование спроса производимой продукции. При этом все большую значимость приобретает сфера электронной торговли.

В настоящее время разработан План мероприятий по развитию электронной торговли в Республике Татарстан, который включает в себя задачи, направленные на развитие инфраструктуры интернет-торговли, комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки, такие как услуги по размещению и продвижению на электронных торговых площадках, в том числе международных, субсидирование логистики, обучение, а также специальные кредитные продукты.

Необходимо муниципальным образованиям, Уполномоченному по защите прав предпринимателей и соответствующим республиканским органам власти обеспечить безусловную реализацию данного плана, оказывая полное содействие бизнесу, в том числе через проведение вебинаров и консультаций, для максимального использования возможностей онлайн-торговли в целях расширения своих рынков, в том числе экспорта.

Существенный вклад в выполнение плана по численности занятости у МСП вносит рост количества самозанятых. В этом году в Республике Татарстан реализуются адресные меры финансовой и нефинансовой поддержки самозанятых граждан. В настоящее время продолжается прием заявок по программе субсидирования самозанятых граждан на сумму до 200 тыс. рублей.

Задача, поставленная Президентом Республики Татарстан, – максимально повышать эффективность мер поддержки для того, чтобы самозанятые наращивали свои обороты и в дальнейшем планомерно регистрировались как субъекты МСП и создавали дополнительные рабочие места.

Уважаемые депутаты!

Эффективная экономика является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.

В рамках обеспечения достижения национальных целей сформирован целевой план по росту реальных денежных доходов. Целевое значение индикатора на 2022 год в целом по республике составляет 103,1 процента. Традиционно в структуре денежных доходов более 45 процентов составляет заработная плата.

На 2022 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 102,7 процента.

Среднемесячная заработная плата по итогам января – августа текущего года выросла на 11,6 процента к уровню соответствующего периода прошлого года.

Формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, реализация инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, повышение эффективности деятельности и производительности труда как на отдельных предприятиях, так и в целом в отраслях экономики направлены на рост заработной платы.

Все эти направления я отметил в ходе своего доклада, более подробно мы обсуждали их на заседаниях комитетов.

Кроме того, муниципальным образованиям необходимо продолжить работу по обеспечению достижения целевых параметров в рамках деятельности межведомственных комиссий по легализации доходов и проведения соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Особо важно обратить внимание на организации, заработная плата в которых значительно ниже средней по отрасли и муниципальному образованию в целом.

Индекс потребительских цен в прогнозном периоде, согласно сценарным условиям, составит 104 процента к декабрю предыдущего года.

По итогам сентября текущего года инфляция несколько ускорилась и составляет 105,6 процента к декабрю прошлого года.

Данный рост обусловлен, с одной стороны, как внутренними факторами – негативными погодными условиями, ростом издержек в животноводстве, ростом цен на грузоперевозки, динамикой потребительского кредитования, так и внешними факторами – ростом мировых цен на сырье и продовольствие, посткризисной волатильностью, активным ростом спроса.

В целях обеспечения постоянного мониторинга ценовой ситуации на потребительском рынке и своевременной выработки мер экономического регулирования распоряжением Правительства закреплены ответственные по контролю и анализу динамики цен на потребительские товары и услуги.

В случае выявления тенденции к росту цен, превышающему уровень инфляции в целом, ответственным органам власти республики необходимо проводить комплексный анализ динамики цен и разрабатывать соответствующие меры реагирования.

Ключевая задача по-прежнему – обеспечение повышения занятости населения во всех муниципальных образованиях. К концу текущего года планируется численность безработных на уровне 20 тыс. человек.

Республика очен илкулэм проектлар икътисад усешенэ остэмэ олеш кертэчэк.

Илкулэм проектлар 3 юнэлеш буенча тормышка ашырыла: «Кеше капиталы», «Тормыш очен уайлы мохит» хэм «Икътисадый усеш».

Их реализация влияет на выполнение прогнозных показателей денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал, занятых в МСП, в части повышения экспорта.

В целях достижения поставленных задач ответственными министерствами проводится соответствующая работа с федеральными проектными офисами по реализации всех запланированных мероприятий.

Уважаемые депутаты!

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2022 – 2024 годы.

Для обеспечения достижения прогнозных показателей необходима согласованная и скоординированная работа всех уровней власти, предприятий и организаций республики, оперативное реагирование на возникающие проблемы для поиска их решений и выявления резервов экономического развития.

Спасибо за внимание!

 

Доклад министра финансов Республики Татарстан Радика Гайзатуллина

 

 

В соответствии со статьей 94 Конституции республики и статьей 61 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Президентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов.

Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.

В структуре законопроекта 22 статьи и 41 приложение. К законопроекту прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Документы и материалы содержат информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета.

Формирование бюджета проводилось одновременно в двух направлениях – по доходной и расходной составляющим.

В процессе работы над доходной частью бюджета Министерством финансов совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями проведены расчеты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по доходам местных бюджетов.

В рамках формирования бюджета по расходам проведены совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов.

В результате совместной работы прогноз бюджета в сценарных условиях согласован с муниципалитетами и главными распорядителями бюджетных средств без разногласий.

Таким образом, составлены проекты на 2022 – 2024 годы бюджета Республики Татарстан, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.

Далее – о доходах бюджета.

Формирование доходной части бюджета осуществлялось в соответствии с основными показателями социально-экономического развития Республики Татарстан, разработанными Министерством экономики нашей республики.

Одновременно в прогнозе учтены изменения федерального бюджетного и налогового законодательства. Они приведены на экране.

Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Республики Татарстан, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период.

Подробнее о доходных источниках бюджета на трехлетний период.

В докладе будут озвучены объемы доходов и расходов на 2022 год. Показатели на плановый период, то есть на 2023 и 2024 годы, будут отражены на экране.

При оценке поступлений налога на прибыль принят прогнозный объем показателя «Прибыль» по данным Министерства экономики Республики Татарстан, использованы данные крупных и средних организаций республики, а также динамика поступления налога за истекший период 2021 года. Охвачен круг предприятий, обеспечивающих уплату порядка 60 процентов от общей суммы налога на прибыль.

В результате прогноз поступления налога на прибыль в 2022 году составил 90,2 млрд рублей.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в сумме 93,4 млрд рублей. В бюджет республики поступления составят 65,5 млрд рублей. Расчеты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, ожидаемой суммы поступлений налога в текущем году и темпов его роста в планируемом периоде.

Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 39,2, в бюджет республики – 37,9 млрд рублей. Структуру акцизов по видам подакцизных товаров вы видите на экране.

Следующий налог – налог на имущество организаций. В 2022 году он прогнозируется в размере 28,3 млрд рублей. При планировании учтены прогноз инвестиций в основной капитал, данные налоговой отчетности.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами. Его поступления прогнозируются ежегодно в размере 8,1 млрд рублей.

Поступления транспортного налога в 2022 году оцениваются в размере 6,1 млрд рублей. При оценке поступлений учтена динамика поступлений налога за ряд лет. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах.

Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 17,9, в бюджет республики – 11,9 млрд рублей. Структуру вы видите на слайде.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2022 году оценивается в сумме 2,4 млрд рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 9,8, в бюджет республики – 5,1 млрд рублей. В данный объем включены доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.

Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 2022 год в сумме 48,9 млрд рублей. На слайде отражена структура федеральных средств.

Далее – о расходах бюджета.

Объемы расходов консолидированного бюджета рассчитаны на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов федерального и республиканского уровней. Направления расходов ориентированы на реализацию перспективных задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в Послании Государственному Совету.

Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов.

Растёт уровень первоочередных, социально значимых и текущих расходов. В плановом бюджете на 2022 год они составят около 80 процентов от общего объема расходов. Прогноз вы видите на слайде.

В структуре расходной части полностью предусмотрены средства на повышение заработной платы до средней в экономике отдельных категорий работников бюджетной сферы. Показатели роста расходов консолидированного бюджета на оплату труда с начала реализации майских указов Президента России вы видите на экране.

Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами составит более 90 процентов. В составе государственных программ нашли отражение национальные и федеральные проекты.

В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 6,9 млрд рублей. Их перечень вы видите на экране.

Далее – о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.

Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов консолидированного бюджета по разделу на 2022 год прогнозируется в сумме 33,6, бюджета республики – 26,9 млрд рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства, содержание аппарата управления, Академии наук, архивов, содержание мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.

Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 139,8 млн рублей.

Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 1,9, по бюджету республики – 1,3 млрд рублей. По этому разделу предусматривается содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований и другие расходы.

Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 69,5, по бюджету республики – 67,8 млрд рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт. Распределение средств по отраслям вы видите на экране.

В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 20,8, по бюджету республики – 13 млрд рублей.

В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 5,9, по бюджету республики – 5,7 млрд рублей. Расходы направляются на реализацию природоохранных мероприятий, содержание аппарата Министерства экологии, подведомственных учреждений.

Далее следует наиболее крупный раздел расходов – «Социально-культурная сфера».

Параметры расходов на социальную сферу, которые вы видите на слайде, свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. В результате расходы социальной сферы в консолидированном бюджете растут к базовому 2021 году в 2024 году – на 24,4 процента.

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль – «Образование». В 2022 году объем расходов консолидированного бюджета достигнет 109,8, бюджета республики – 68,7 млрд рублей.

В этих расходах дополнительно учтены новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации.

В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.

Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 85,7, из них средства бюджета республики – 31 млрд рублей.

В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя оказание высокотехнологичной помощи, содержание учреждений здравоохранения, централизованные закупки медикаментов и оборудования, проведение процедур гемодиализа, одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования.

Следующая по объему отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов здесь прогнозируется в размере 55,4 млрд рублей. В данных объемах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году.

Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объеме по консолидированному бюджету на 2022 год в 17,3, бюджету республики – 10,1 млрд рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 9,1, по бюджету республики – 3,8 млрд рублей. Средства планируется направить на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

По разделу «Средства массовой информации» расходы на 2022 год прогнозируются по бюджету республики в объеме 1,7 млрд рублей, в том числе на телерадиовещание – 991,6 млн рублей, периодическую печать и издательства – 701,5 млн рублей.

По разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» в бюджете республики предусмотрены дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера в сумме 20,2 млрд рублей.

Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» составляет 358,3 млн рублей, по бюджету республики – 99,3 млн рублей.

Таким образом на 2022 год:

консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объеме 345,6, расходам – 356,5 млрд рублей с дефицитом в 10,9 млрд рублей;

бюджет республики по доходам – 305,7, по расходам – 294,8 млрд рублей, дефицит – 10,9 млрд рублей.

На слайде приведены параметры консолидированного бюджета и бюджета Республики Татарстан на 2023 год.

Далее – показатели на 2024 год.

Уважаемые депутаты!

Проект бюджета на 2022 год и на плановый период 2023–2024 годов был подробно обсужден на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях и совещании со всеми районами и городами республики.

Исходя из вышеизложенного, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.

Благодарю за внимание.

 

Выступление председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам Леонида Якунина

 

 

Внесенный Президентом проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» соответствует всем показателям, предусмотренным Бюджетным кодексом республики.

Прогноз поступления доходов на трехлетний период сформирован на основе прогноза социально-экономического развития и основных направлений бюджетной и налоговой политики на этот период.

Комитет отмечает, что проектом предусмотрены фундаментальные задачи бюджетной политики:

– обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы республики;

– безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами;

– участие в исполнении национальных целей развития;

– обеспечение открытости и прозрачности бюджетов всех уровней.

Все процедуры по рассмотрению проекта бюджета до первого чтения завершены. Подчеркну, что проект прошел широкое обсуждение. По предварительным данным, в мероприятиях, проводимых с 6 октября текущего года, приняли участие более 800 представителей общественных объединений и граждан. Свои предложения озвучили депутаты от политических партий, представленных в Государственном Совете. Все высказанные на парламентских слушаниях предложения были направлены комитетом в Правительство Татарстана.

Подчеркну особенности проекта:

– его исполнение будет продолжено в условиях борьбы с пандемией, и для этого проект оптимизирован. Несколько увеличен Резервный фонд Правительства и заложены необходимые финансовые ресурсы;

– социальная направленность составляет почти 80 процентов с дальнейшим ростом в плановом периоде;

– бюджет следующего года остается программным, что позволит продолжить работу по развитию территорий республики, направить капитальные средства на первостепенные нужды (жилье, дороги, здоровье, коммунальную сферу и другие).

Основной объем программных расходов бюджета приходится на направления «Человеческий капитал», что согласуется с основными направлениями социально-экономического развития, озвученными в ежегодном Послании Президента Рустама Минниханова Государственному Совету республики.

Необходимо отметить, что проект предусматривает увеличение доходов на 20 млрд рублей, расходов – на 24 млрд рублей против утвержденных показателей на текущий год.

Наибольший удельный вес расходов бюджета приходится по разделу «Образование» – 22,5 процента, «Социальная политика» – 18 процентов, «Здравоохранение» – 10,1 процента в общем объеме расходов.

Очевидно, что экономические риски влияния ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, необходимо учитывать в 2022 году. Поэтому дополнительные меры поддержки граждан и экономики республики «вшиты» в проект бюджета.

Так, по семи разделам бюджетной классификации увеличены расходы бюджета, в том числе – по охране окружающей среды, культуре и кинематографии, здраво-

охранению, общегосударственным вопросам и национальной экономике.

Налоговые доходы – основной параметр бюджетного баланса, динамика которых во многом отражает экономическую ситуацию. Поэтому необходимо продолжить работу по их мобилизации, эффективному использованию каждого бюджетного рубля.

Отмечу, что налоговые льготы действующие в текущем году, сохранены.

Приоритетным направлением расходной части бюджета по-прежнему является реализация национальных проектов, направленных на повышение качества жизни людей. На что предусмотрено 25,7 млрд

рублей, в том числе 16,1 млрд рублей – из федерального бюджета. Эти финансовые ресурсы планируется направить на развитие здравоохранения, образования, культурной сферы, создание комфортной среды проживания.

Проектом также предусмотрено безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств, поддержание безопасного уровня долговой нагрузки на бюджет республики.

Уважаемые депутаты!

Завершая свое выступление, отмечу: бюджет на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в полной мере отвечает текущим вызовам, сбалансирован и учитывает действующие обязательства, национальные цели, обозначенные Президентом Российской Федерации, а также меры по обеспечению стабильного роста и развития.

Обращаюсь к Правительству Татарстана и министрам: при корректировке государственных программ предусмотреть исполнение наказов избирателей, поступивших в период избирательных кампаний, граждане ждут этого. А депутатов Государственного Совета, как и в прошлые годы, прошу реально подойти к утверждению бюджета. Необходимо учесть, что всеми комитетами и фракцией «Единая Россия» проект бюджета одобрен.

На бюджетное послание имеются положительные заключения Счетной палаты, Правового управления Государственного Совета, Прокуратуры и Общественной палаты.

Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение Комитета и принять законопроект в первом чтении.

Обращаю внимание депутатов, что срок подачи поправок устанавливается до 5 ноября текущего года (то есть последний день их внесения – 5 ноября).

Поправки должны быть оформлены строго в соответствии с частью 3 статьи 100 регламента Госсовета.

Благодарю за внимание.

 

Доклад заместителя председателя Счетной палаты Республики Татарстан Альберта Валеева

 

 

Счетной палатой проведена экспертиза проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

По ее результатам сделан вывод о соответствии законопроекта требованиям законодательства, в том числе в части установленных Бюджетным кодексом ограничений объема государственного долга и расходов на его обслуживание, предельного размера дефицита, размера Резервного фонда Правительства.

Показатели по основным налоговым доходам на 2022 год сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития республики, положений налогового и бюджетного законодательства.

В целях проведения предметного анализа данных, положенных в основу формирования законопроекта, подтверждения обоснованности прогнозных параметров Счетной палатой использовалась дополнительная информация Министерства финансов, органов исполнительной власти.

Для оценки полноты учета объемов безвозмездных поступлений применялись показатели проекта федерального бюджета.

По безвозмездным поступлениям, как и в предыдущие годы, сохраняется ситуация, когда бюджеты субъектов Российской Федерации формируются в условиях неполного распределения трансфертов на федеральном уровне.

Поэтому в течение года будут поступать дополнительные целевые средства. В этом случае применяются установленные бюджетным законодательством механизмы отражения и расходования целевых средств.

Аналогичная ситуация была при формировании проекта бюджета текущего года: показатель безвозмездных поступлений планировался в размере 47 миллиардов, на сегодня предусматривается более 61 миллиарда рублей.

Несколько слов о софинансируемых расходах.

Общий объем субсидий из федерального бюджета увеличивается по сравнению с утвержденным на текущий год показателем более чем на шесть миллиардов рублей.

Все направления, по которым отмечается увеличение расходов, связаны с реализацией приоритетов государственной политики в сфере поддержки населения и повышения качества жизни. Например, запланирован существенный рост поступлений на выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет.

Также увеличиваются объемы средств на бесплатное питание детей, на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения, на формирование современной городской среды.

Необходимо отметить, что по каждой субсидии соблюдено соотношение долей софинансирования из бюджета республики.

По отдельным направлениям республиканская составляющая планируется в больших объемах по сравнению с размером установленной доли. Так, в частности, расходы за счет собственных средств бюджета республики на предоставление жилых помещений детям-сиротам увеличиваются на фоне сокращения размера субсидии из федерального бюджета.

На федеральном уровне реализован подход, обеспечивающий максимальную детализацию направляемых в бюджеты субъектов средств, закрепления за ними конкретных целей. На данный момент в законопроекте часть трансфертов отражена укрупненно. В течение финансового года в целях обеспечения соответствия бюджетной классификации этим средствам будут присвоены необходимые целевые коды.

Как и в предыдущие годы, бюджет социально ориентирован. Сохранены меры поддержки граждан, как уже было отмечено, увеличиваются размеры ассигнований на данные цели, продолжается финансирование строительства и ремонта объектов социальной инфраструктуры.

Эти направления реализуются в рамках национальных проектов и интегрированы в государственные программы

Республики Татарстан. Программный формат формирования бюджета ориентирован на достижение национальных целей развития, предусматривает индикаторы результативности государственного финансирования. Именно на этот предмет проводится постоянная оценка и контроль выполнения государственных программ.

В текущем году по обращению Счетной палаты в Кабинет Министров республики органами исполнительной власти проводилась актуализация показателей эффективности исполнения государственных программ.

Также в 2021 году Правительством нашей республики востребована инициатива Счетной палаты по проведению экспертиз всех изменений, вносимых в государственные программы. Наше предложение активно реализуется – увеличилось количество поступающих на экспертизу документов. Совместная работа, конструктивное взаимодействие способствуют сохранению увязки корректируемых объемов финансирования с поставленными задачами и целями.

В законопроекте ассигнования на инвестиции и капитальный ремонт распределены по отраслевому принципу, что создает условия для планомерного проведения мероприятий, своевременности исполнения расходов и достижения ожидаемого реального эффекта.

По финансовой составляющей межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.

В законопроекте объем трансфертов местным бюджетам увеличивается по сравнению с 2021 годом на 11 процентов.

Предусматриваются субсидии на софинансирование собственных полномочий муниципальных образований в объеме 21 миллиарда 154 миллионов рублей.

Уважаемые депутаты!

В заключении Счетной палаты содержится подробная информация по доходам и расходам, финансовому обеспечению межбюджетных отношений, ассигнованиям на реализацию каждой государственной программы.

Кроме того, в заключении представлен детальный анализ динамики изменения показателей, ее обоснованности, складывающихся тенденций в проектировках доходов и финансировании расходных обязательств.

Это определяет емкий формат ежегодного доклада Счетной палаты при рассмотрении депутатским корпусом проекта бюджета на предстоящий период.

Озвучу основные выводы по результатам экспертизы проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»:

  1. Законопроект отвечает требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.
  2. Бюджет на 2022 год и плановый период сбалансирован. Объемы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.
  3. Дефицит бюджета обеспечивается собственными источниками финансирования, состав которых соответствует требованиям законодательства.

Благодарю за внимание.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще