Весной всё чаще участниками происшествий на дорогах становятся мотоциклисты. Поэтому Госавтоинспекция возобновила службу на патрульных мотоциклах
С начала весеннего сезона в Татарстане уже зарегистрировано несколько серьёзных ДТП с участием мотоциклистов. Чтобы предупредить подобные происшествия, на автотрассы республики выехали мотопатрули.
НАПУТСТВИЕ ПЕРЕД РЕЙДОМ
Перед этим в УГИБДД МВД по РТ в Казани прошёл смотр патрульных полицейских, выстроившихся со своими мотоциклами на плацу. Заместитель начальника Управления ГИБДД по Татарстану Айрат Самигуллин, обращаясь к личному составу, отметил, что весна нынче ранняя, мотогонщики уже в большом числе появились на дорогах. Нужно вести с ними разъяснительную работу, пресекать нарушения правил дорожного движения со стороны агрессивных водителей, которые представляют угрозу для других участников дорожного движения, напутствовал подчинённых Айрат Самигуллин и пожелал им успешного патрулирования.
В беседе с журналистами он сообщил, что в распоряжении ведомства имеется 24 мотоцикла, которые равномерно распределены по территории республики. Кроме того, мототранспорт есть в отдельном специализированном батальоне.
«Такой формат несения службы доказал свою состоятельность, ведь мотоциклы позволяют значительно быстрее реагировать на дорожную обстановку, например, когда нужно срочно проехать к месту ДТП, перед которым образовалась пробка.
С наступлением мотосезона от населения поступает много жалоб на байкеров, которые устанавливают на своих мотоциклах так называемые прямоточные глушители и мешают спокойствию граждан, особенно по ночам. Поэтому также будем вести профилактическую работу по замеру шума, издаваемого транспортными средствами, наказывать нарушителей», – сказал Айрат Самигуллин.
МОЖНО ДОГНАТЬ ЛЮБОГО
В прошлом году в республике зарегистрировано 43 ДТП с участием мотоциклистов, в которых 4 человека (на одного больше, чем годом ранее) погибли и 45 получили травмы. Это на 20 ДТП меньше, чем в 2021 году. Десять аварий произошли с участием нетрезвых мотоциклистов. В них один человек погиб и десять были травмированы. Водителями мопедов совершено 12 ДТП, при этом 14 участников дорожного движения получили травмы. По сравнению с 2021 годом число аварий на мопедах уменьшилось на восемь. То есть профилактические мероприятия ГИБДД по РТ позволили значительно сократить аварийность мототранспортных средств. И хотя статистика вроде бы неплохая, снижать активность стражи дорог не намерены.
«Нарушители правил дорожного движения – это для нас всегда вызов, и мы будем стремиться, чтобы в 2023 году не допустить роста по всем этим показателям», – пообещал Айрат Самигуллин.
Сегодня Госавтоинспекция по РТ оснащена мототранспортными средствами марки BMW R 1250 RT, а также Kawasaki объёмом двигателя 1000 и 650 кубических сантиметров. Динамические характеристики такой техники позволяют догнать и задержать любого, кто скрывается от полицейских.
Кстати, существует расхожее мнение, что у полицейских есть установка, которая предписывает не пускаться в погоню за мотоциклистами, если, например, у них нет шлема или они передвигаются на высокой скорости. Иначе, мол, они и себя угробят, и других покалечат.
Нет, это не так. Каких-либо исключений в соответствующих официальных документах, сделанных специально для мотоциклистов, не существует. А значит, сотрудники ДПС имеют право преследовать байкеров, не подчинившихся законным требованиям полицейских и улепётывающих от них на любой скорости и даже без шлема.
БАЙКЕРЫ В ПОГОНАХ
В тот день после инструктажа мотопатрули выехали на дорогу. Сразу же были пресечены первые нарушения: один лихач превысил скорость, у другого специальный прибор – шумомер – показал превышение уровня звука из-за установки прямоточного глушителя. Всего за время рейда было пресечено более 40 правонарушений, в том числе четыре байкера привлечены к ответственности за превышение уровня шума.
Инспекторы ДПС отдельного спецбатальона ГИБДД Риман Ганиев и Марат Гарифуллин участвуют в мотопатрулировании уже не первый год. Они говорят, что главное преимущество полицейского на мотоцикле – мобильность. Особенно когда из-за аварий образуются заторы на дорогах.
«Быстро добираемся к месту ДТП, оформляем его и убираем машины, загораживающие проезд, – говорит Риман. – Также нам проще выявить нарушителя в потоке машин, пресечь, если необходимо, его неправомерные действия».
Марат подтверждает: инспекторы ДПС на мотоциклах – гроза для гонщиков.
Сегодня Госавтоинспекция по РТ оснащена мототранспортными средствами марки BMW R 1250 RT, а также Kawasaki объёмом двигателя 1000 и 650 кубических сантиметров. Динамические характеристики такой техники позволяют догнать и задержать любого, кто скрывается от полицейских
«Зачастую байкеры игнорируют требования автомобильных патрульных экипажей, даже если с документами всё в порядке. Потому что легко уходят от них в потоке машин. От нас же они не уйдут», – утверждает он.
Инспекторы вспомнили случай пятилетней давности, когда в Казани на улице Петра Витера мотогонщик, уходя от погони, не справился с управлением и врезался в самолёт-памятник Ту-22М3. Как выяснилось, лихач был без прав. Через год, когда его остановили вновь, у байкера с документами уже был полный порядок.
«Есть в нашей службе и неудобства. Например, в дождь не можем исполнять свои должностные обязанности из-за плохой видимости. Оформить протокол, когда льёт с неба, тоже не получится, – говорит Марат Гарифуллин. – Естественно, патрулирование на мотоциклах не ведётся в гололедицу. Поэтому служба мотопатрулирования сезонная».
НЕМНОГО ИСТОРИИ
А ведь было время, когда татарстанские инспекторы ездили на мотоциклах круглый год. Об этом рассказал ветеран Госавтоинспекции Владимир Кунчий, который провёл меня по музею истории ГАИ-ГИБДД республики.
«ГАИ МВД ТАССР была образована 3 июля 1936 года, – Владимир Анатольевич показывает на пожелтевшие от времени фотографии. – Обратите внимание, что сотрудники ГАИ передвигались в основном на мотоциклах, машин было очень мало. Они ездили на них даже зимой. Правда, на трёхколёсных с коляской».
В 1979 году в ТАССР был создан отдельный дивизион дорожного надзора ГАИ. В его составе были два мотовзвода и даже вертолётный взвод. В основном инспекторы использовали мотоциклы «Иж» и «Урал».
После отработки какого-либо района силами дивизиона там на долгое время устанавливалась благоприятная дорожная обстановка. Поэтому часто руководители районов приглашали сотрудников дивизиона провести такой рейд на их территории.
Так что история, как и традиции у сегодняшних стражей дорог республики, богатая. Им есть с кого брать пример в службе, на кого равняться. А значит, за порядок на наших дорогах можно быть спокойным.