Великолепным гала-концертом завершился в столице Татарстана Международный фестиваль имени Василия Плетнева, одного из основателей отечественной баянной школы и прославленного педагога Казанской государственной консерватории.
Фестиваль, приуроченный к 90-летию со дня рождения музыканта, посетил сын Василия Павловича – выдающийся пианист, дирижер, основатель и художественный руководитель Российского национального оркестра Михаил Плетнев. Во время гала-концерта он представил мировую премьеру своей «Татарской рапсодии» – произведения, посвященного отцу. Маэстро лично дирижировал симфоническим оркестром Казанской консерватории. В качестве солиста выступил заслуженный артист Татарстана, профессор КГК Абузар Файзуллин. Присутствующие на премьере в ГБКЗ им. С.Сайдашева стоя рукоплескали и автору, и исполнителям. В знак благодарности за теплый прием музыканты на бис сыграли финальную часть «Татарской рапсодии».
По признанию Михаила Плетнева, «Татарскую рапсодию» он задумал очень давно: «Это произошло еще в мою бытность в Казани, а отсюда я уехал в 13 лет». Позже, переехав в Москву, он неоднократно возвращался к этому сочинению, и через 5-6 лет завершил работу над партитурой. «Все темы, весь музыкальный материал, который в ней используется, не оригинальны, а придуманы мной в татарском духе». Предполагалось, что Василий Павлович сам сыграет «Татарскую рапсодию». Но, увы, не суждено было, хотя он ее выучил и даже сохранилась домашняя запись его исполнения.
Василий Павлович Плетнев (1928–1983) – баянист, дирижер, педагог. С 1961 по 1973 год преподавал в Казанской консерватории, являлся первым заведующим кафедрой народных инструментов
Михаил Плетнев приехал в Казань не только в качестве почетного гостя фестиваля и продолжателя музыкальной династии, но и как член экспертного совета КГК. Участвуя в работе круглого стола, посвященного развитию исполнительства на народных инструментах, он преподнес в дар музею Казанской консерватории семейную реликвию – баян Василия Плетнева, который сопровождал музыканта почти всю его творческую жизнь. «Звуки этого баяна я слышал практически каждый день. На нем Василий Павлович занимался дома, играл все концерты и на нем же он обучал своих учеников, – рассказал Михаил Плетнев. – Я чрезвычайно благодарен Казанской консерватории за добрую память о моем отце. После некоторых размышлений я решил, что такая реликвия, как баян Василия Плетнева, пожалуй, должна находиться именно здесь, в стенах, где он воспитал целую плеяду своих учеников, которые трепетно к нему относятся по сей день». По мнению маэстро, на этом баяне могли бы играть лауреаты Международного конкурса исполнителей на народных инструментах имени В.П.Плетнева. Этот конкурс нынче тоже проходил впервые, в рамках фестиваля, и собрал более ста юных музыкантов. В дни фестиваля состоялась также презентация юбилейного издания Казанской консерватории «В.П.Плетнев. Произведения для баяна: сочинения, обработки, переложения, посвящения».
Возвращаясь к гала-концерту, хотелось бы отметить, что, помимо «Татарской рапсодии», казанская публика получила истинное удовольствие от виртуозной игры участников и членов жюри фестиваля, в том числе исполнителей на таких уже редко звучащих сегодня со сцены инструментах, как мандолина и гусли.