5 июня 2023

Магия волшебного звучания

Опубликовано: 21.04.2022 18:24

Ансамбль «Орчык»

 

Инструмент многих народов

Гусли у большинства людей ассоциируются с чем-то исконно русским, новгородским Садко или сказочными гуслями-самогудами, заставляющими плясать без устали. Тем более что и слово это славянское, и происходит от глагола со значением «гудеть». Производное название у татар – «кюсле» – возникло от видоизменённого «гусли».

Но всё же подобный инструмент есть почти у каждого народа. Гусли в основном делятся на два вида – крыловидные и шлемовидные. В нашей стране первые получили распространение на Русском Севере, и именно на таких гуслях играл Садко. Крыловидные предназначены для аккомпанемента, а сама мелодия выводится голосом. Шлемовидные гусли, напротив, призваны создавать мелодию: все двенадцать струн у них натянуты параллельно, правая рука ведёт, «выщипывает» мелодию, а левая придерживает струны, ставя аккорды. Такой инструмент считается родным для татар, чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы.

«В прошлом этот инструмент был широко распространён в ряде северо-восточных районов Татарстана,– рассказывает доцент кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова Геннадий Макаров. – В настоящее время гусли ещё встречаются у татар-кряшен в деревнях Арского и Балтасинского районов. Кряшены – очень консервативный народ, поэтому игра на этом инструменте в живом этническом исполнении сохранилась только у них. Опыт подобного музицирования последовательно передавался из поколения в поколение. Любопытно, что у кряшен играли в основном женщины, этот инструмент дарили на рождение девочке. А невест оценивали по умению не только готовить и вести хозяйство, но и играть на гуслях».

 

Веретено судьбы

«К счастью, есть продолжатели славной традиции гусляров, – рассказывает Геннадий Михайлович. – В 2012 году к нам в Казанскую консерваторию поступила студентка из Балтасей Айсылу Асадуллина, которая по моему совету поехала в кряшенские деревни послушать исполнителей».

Айсылу познакомилась с Елизаветой Ивановой из села Верхний Субаш, Зоей Алексеевой из деревни Биктяшево Балтасинского района и Таисией Ефимовой из арского села Сердебаш. Они-то и стали её первыми учителями.

«Звучание инструмента заворожило меня с первых нот, – делится Айсылу. – Звонкое, но в то же время нежное и мелодичное, мягкий, насыщенный и переливчатый тембр создают ощущение мира и покоя, настраивают на доброе и светлое. Я записала игру на гуслях на видео и постепенно скопировала манеру игры на этом удивительном инструменте».

 

Ансамбль на средства Правительства

Вскоре в селе Верхний Су­баш прошёл круглый стол на тему «Гусли в современном мире» с участием представителей Республиканского центра развития традиционной культуры и преподавателей Казанской консерватории, на котором обсуждалось возрождение и сохранение традиции исполнения на кряшенских гуслях. Для реализации главной цели, определённой на мероприятии, Айсылу Айратовна создала проект и выиграла грант Правительства РТ, на средства которого в октябре 2014 года был создан ансамбль гусляров «Орчык» – «Веретено».

Название неслучайно: веретено издревле считалось символом жизни.

«Так же, как бесконечно крутится веретено, будут жить и традиции прошлого», – выразили надежду участники ансамбля. Их инструменты были от местных мастеров Анания Фёдорова и Геннадия Макарова.

Были и раритетные, которые изготовил Александр Чеботарёв по точной копии инструмента бабушки своей жены – Анастасии Рябчиковой из деревни Дурга. В 2018 году для ансамбля приобрели новые гусли, изготовленные мастером Гараем Магсумьяновым – художественным руководителем ансамбля гусляров при Республиканском центре татарской культуры Республики Марий Эл.

Сейчас в ансамбле «Орчык» девять человек, трое из которых – подростки. Бессменный руководитель коллектива – его организатор, хормейстер народного ансамбля­ песни и танца Балтасинского центра культуры Айсылу Асадуллина.

В репертуар входят расшифровки и обработки напевов и наигрышей, которые были записаны в ходе экспедиций, организованных Казанской консерваторией. Соблюдаются первоначальное звучание инструмента, техника исполнения и диалектические особенности при исполнении материала.

«Орчык» хорошо известен в Татарстане и за его пределами, неоднократно становился лауреатом республиканского фестиваля-конкурса исполнителей на традиционных инструментах «Много­звучный Татарстан», всероссийского фольклорного фестиваля-конкурса татарской культуры «Тугэрэк уен», международных этнических фестивалей «Этномириада» и «Крутушка».

 

«Гусли-fest» в Арске

Арский район тоже издавна славился своими гуслярами. В середине прошлого века в селе Сердебаш был ансамбль почти из сорока женщин-гусляров. И до сих в пор в этом селе проживают носители традиционной культуры игры на этом инструменте.

Большой вклад в возрождение игры на гуслях внёс директор Арской школы искусств, заслуженный работник культуры РТ Альберт Гайнутдинов.

«Альберта Салаховича очень заинтересовал этот музыкальный инструмент, он сам научился играть на нём, потом помог с его освоением и нашим преподавателям, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Земфира Хасанова. – В 2017 году он создал фольклорно-инструментальный ансамбль «Ятаган». На репетициях был строг, даже индивидуально занимался, и вскоре мы стали одерживать победы на республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсах. Сейчас в коллективе тринадцать человек. После ухода Альберта Салаховича из жизни ансамблем руководит его дочь Айгуль».

В прошлом году Арская детская школа искусств стала обладателем гранта на поддержку учреждений культуры в реализации проектов, направленных на содействие и сохранение языкового многообразия Татарстана в рамках Года родных языков и народного единства. На средства гранта был организован республиканский фестиваль национальных культур «Гусли-fest». Это было давней мечтой Альберта Гайнутдинова. Гусляры Арска принимали коллег из Балтасинского, Сабинского районов, Набережных Челнов, Республики Марий Эл. Музыканты не только выступали, но и щедро делились опытом творчества, обсуждали насущные проблемы. Все сошлись во мнении, что обучение игре на гуслях, как и на других традиционных инструментах, должно осуществляться на всех этапах образовательного процесса в музыкальных школах и консерваториях. Также речь шла о том, что пришло время наладить поточное производство доступных и качественных инструментов.

Подводя итоги, организаторы и участники фестиваля отметили, что игра на гуслях сегодня становится всё популярнее. В местах, где они были когда-то распространены, есть люди, которые развивают это музыкальное направление, а это значит, что древнейший инструмент будет жить и продолжать очаровывать магией своего волшебного звучания.

image_printРаспечатать

Фото: Из архива Айсылу Асадуллиной
Автор статьи: ШЕМЕЛОВА Евгения
Выпуск: №58 (29214)


  1. Ирина:

    То, что гусли известны и любимы на Руси с древних времен очевидно. Но то, что существуют ещё и татарские гусли, стало настоящим открытием. Спасибо автору! И не просто существуют, но и успешно развиваются. Не сами по себе, конечно, а благодаря людям – продолжателям славной традиции гусляров. Гусляры Балтасинского и Арского районов – ещё одно замечательное открытие. И ещё одна благодарность автору публикации!

Добавить комментарий

02.06.2023

«Горький+». День первый

в Казани сразу на нескольких площадках города, а также в селе Красновидово стартовал фестиваль искусств «Горький+», посвящённый 155-летию со дня рождения писателя-классика.

6700
02.06.2023

Таланты продемонстрируют под открытым небом

Юные любители альтернативной музыки соберутся 2 июня в селе Муслюмово.

3710
02.06.2023

Играй, пока молодой!

По традиции 1 июня на территории Пушечного двора музея-заповедника «Казанский Кремль» прошёл финальный тур III Международного фестиваля-конкурса традиционных народных игр «УенФест».

5740
01.06.2023

«Горький+» в театре имени Качалова

В Казани открывается масштабный фестиваль «Горький+», посвященный 155-летию писателя.

4080
01.06.2023

«Науруз» с видом на Кавказ

Более тысячи гостей примут участие в XVI Международном театральном фестивале «Науруз»

В программе фестиваля 29 спектаклей из Турции, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и российских регионов. Кроме того, специальными гостями форума станут московские театры «Школа драматического искусства» и Et Cetera. 

4900

Мнение

Денис МАНТУРОВ, заместитель Председателя Правительства – министр промышленности и торговли РФ:


Иностранные товары, которые наша страна импортирует с помощью механизма параллельного импорта, будут постепенно заменены российскими аналогами. Изначально в перечне таких товаров было более 1,3 тыся­чи, осталось около 300 позиций. Ожидаем насыщения рынка собственной продукцией.

Все мнения
  • Мы в соцсетях

  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru