Продолжаем участвовать в президентской программе по поддержке региональных авиаперевозок
Астрахань – удивительный город, который называют Волжской Венецией за то, что он расположен на десятках островов и окутан сетью мостов и каналов. А ещё он гордо несёт звание «Каспийская столица России». Почему жители даже Казани, также расположенной на Волге, отправляются рыбачить на матушку-реку в Астраханскую область? На этот и другие вопросы мы нашли ответы, побывав здесь.
Напомним: благодаря инициативе Президента России Владимира Путина с 2013 года в стране выполняется федеральная программа субсидирования региональных авиаперевозок. А Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ совместно с авиакомпанией «ЮВТ Аэро» (ЮВТ – это юго-восток Татарстана), который, конечно же, ассоциируется с «Татнефтью») популяризируют этот проект, уже третий год организуя пресс-туры на первых регулярных рейсах новых маршрутов, вошедших в субсидируемую программу. На этот раз мы стали первыми пассажирами направления Казань – Астрахань – Казань на канадском самолете Bombardier CRJ-200, рассчитанном на 50 мест.
ПУТЬ К УДЕШЕВЛЕНИЮ ПОЛЁТОВ
В международном аэропорту «Казань» перед посадкой на борт генеральный директор «ЮВТ Аэро» Пётр Трубаев, заслуженный работник транспорта РТ, в прошлом – действующий пилот, который разделил с нами статус первых пассажиров нового рейса, сообщил, что в 2019 году татарстанская авиакомпания принимает участие в софинансировании 24 маршрутов – в Барнаул, Калининград, Махачкалу, Нижний Новгород, Нижневартовск, Новый Уренгой и другие города России. То есть в нашем случае в программе субсидирования участвуют федеральный центр, Татарстан и принимающие авиарейсы регионы.
– В текущем году по направлению Казань – Астрахань мы должны выполнить в общей сложности 116 рейсов три раза в неделю, – констатировал Пётр Трубаев. – На эти цели из трёх источников выделяется 54 млн рублей. Благодаря этому стоимость авиабилета невысокая – в одну сторону всего лишь от 2 590 рублей. Если бы рейс не был субсидированным, то полёт обошёлся бы, как минимум, в три раза дороже. Раньше добраться из Казани в Астрахань и обратно можно было только с пересадкой в Москве. Такое авиапутешествие в один конец занимало пять-шесть часов. Сейчас же время сократилось до менее двух часов. В 2019 году Правительство РФ одобрило нам как никогда большую программу субсидированных авиарейсов, которая охватывает почти все наши маршруты. В 2018 году мы отработали субсидии на 900 млн рублей, нынче – сумма вдвое больше. Это серьёзные деньги, которые нам придётся осваивать с большим напряжением. Срывать программу нельзя. Да и не было в нашей практике таких срывов. В мае планируем открыть новое направление Казань – Горно-Алтайск. Предполагается запустить ещё ряд программных маршрутов.
РАЗВИВАТЬ И УГЛУБЛЯТЬ
В международном аэропорту «Астрахань», который, к слову, по итогам всенародного голосования «Выбираем великие имена» 5 декабря 2018 года получил имя уроженца Волжской Венеции, знаменитого художника Бориса Кустодиева, нас встретили врио губернатора Астраханской области Сергей Морозов, представители его команды и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин (впрочем, главный транспортник Татарстана летел вместе с нами).
Сергей МОРОЗОВ, врио губернатора Астраханской области: | |
«У нас с Татарстаном дружеские, конструктивные взаимоотношения. Ради блага наших жителей мы готовы и дальше их укреплять». |
К слову, все высокопоставленные чиновники Астраханской области пока, до 8 сентября 2019 года, когда пройдут дополнительные выборы депутатов Госдумы и глав субъектов Федерации, наделены приставкой «и.о».
– Осенью 2018 года во время визита руководства Астраханской области в Татарстан было подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве. Результатом начавшегося взаимодействия стало открытие авиасообщения между столицами двух регионов, – отметил Сергей Морозов. А Ленар Сафин дополнил, что даже первый рейс Казань – Астрахань был полностью загружен. В общем-то мы в этом и сами убедились: редкий случай, когда самолёт в свой начальный рейс отправляется заполненным пассажирами.
– Сергей Петрович, назовите, пожалуйста, три вещи, которые вы предложили бы увезти из Астраханской области, – обратилась корреспондент «РТ» к главе региона.
– Главное – увезти с собой любовь к Астрахани и память о хорошей встрече. Кроме того, у нас отличный ассортимент продукции рыболовства. Что касается пресноводной рыбы, то наш регион, на мой взгляд, самый успешный в России. Думаю, каждый гость, приехавший к нам, найдёт себе что-то по душе.
В ОЖИДАНИИ ПРЕЗИДЕНТА
И.о. заместителя председателя правительства – министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Денис Афанасьев признался, что всё руководство региона занято подготовкой к приезду 15 апреля Президента Татарстана Рустама Минниханова.
– В рамках этого визита будет подписана программа совместных действий по развитию сотрудничества двух субъектов. Она насыщена мероприятиями, – отметил министр. – Планируем показать Рустаму Нургалиевичу ряд промышленных предприятий, отреставрированный кремль, один из вузов, потому что образовательное сотрудничество тоже немаловажно для нас… А вообще, социальная потребность в рейсе Казань – Астрахань назрела давно, ведь между нашими регионами существуют мощные гуманитарные и родственные связи. Татары у нас – третье по численности население после русских и казахов. В области проживают свыше 75 тысяч татар, из них более 45 тысяч – в столице региона. Поэтому полноценный запрос на общение сформирован давно. Так что этот рейс – как глоток свежего воздуха и для астраханцев, и для татарстанцев. И загрузка на него будет обеспечена.
Денис Афанасьев сообщил, что товарооборот между нашими регионами по итогам 2018 года составил 518 млн рублей, что на 3,5 процента превышает показатель предыдущего года. И стороны нацелены на его значительный рост. К примеру, уже в конце апреля астраханские предприятия доставят в Татарстан маточное стадо осетровых рыб, но это будет безвозмездная акция, так сказать, дружественная поддержка.
– Именно Астраханская область обладает колоссальным научным и практическим опытом по реализации такого рода проектов – выращиванием осетровых от оплодотворенной икринки до товарной продукции, – отметил министр. – У нас таких предприятий около двадцати, работают они на хорошем уровне. Этот опыт востребован коллегами из Татарстана для разведения осетровых у себя в республике. И мы делимся этим опытом.
Глава Минпрома также подчеркнул, что регионы взаимодействуют в сфере сельского хозяйства:
– Во время поездки в Казань в прошлом году мы посетили один из агропарков. Была достигнута договоренность о том, что Астраханская область будет поставлять туда на регулярной основе свою сельхозпродукцию. К примеру, в нашем южном регионе получаем самый первый в стране урожай картофеля. Это позволяет нам конкурировать с импортными поставщиками.
В КАСПИЙСКУЮ СТОЛИЦУ НА РЫБАЛКУ?
– Некоторые пассажиры летели из Казани, которая тоже стоит на Волге, в Астрахань… на рыбалку. Почему? У нас разве нет рыбы? – задаю провокационный вопрос министру, отвечающему в том числе за природные ресурсы.
Ленар САФИН, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ: | |
«Авиамаршрут Казань – Астрахань послужит толчком для развития между нашими регионами экономических, культурных, туристических связей». |
– Да, есть. Во-первых, просто надо уметь её ловить, – отвечает с юмором Денис Афанасьев. – Во-вторых, весной традиционно начинается нерест воблы. Рыба поднимается в рукава, в ерики заходит в большом количестве. У нас ежегодно в апреле проходит рыбацкий фестиваль «Вобла», когда сюда приезжают участники со всей России, из-за рубежа. Это спортивное действо происходит прямо в черте города, на набережной. К тому же у рыбаков, в том числе казанских, есть возможность сменить пейзаж – выезд в дельту Волги предполагает другие картины: стоит приехать в Астрахань, чтобы полюбоваться низовьями реки. Природные красоты Астраханской области заслуживают большого внимания. У вас – основное русло Волги, а у нас река образует дельту. Это почти тысяча рукавов, на которые она распадается. Это совершенно уникальный экологический мир, здесь огромное количество птиц. Многие приезжают к нам даже не столько за рыбой, а чтобы полюбоваться природой!
По словам министра, Астраханскую область ежегодно посещают около двух миллионов туристов, в основном приезжают на рыбалку и охоту.
– Когда говорят про Астрахань, то думают, в первую очередь, о рыбе, икре и арбузах. А в июле – августе в регионе расцветают лотосовые поляны, это уникальное явление. Такого нигде больше нет. У нас лотосовые поля занимают квадратные километры. Это невообразимая красота и одуряющий аромат. Лотос – один из символов Астраханской области. Если говорить об охоте, то ходят на уток, гусей, бакланов, чирков. Прежде всего – на водоплавающих птиц. Ну и на кабанов, которые у нас обитают в основном в камышах. Это довольно своеобразный вид охоты.
ТАТАРСТАНСКИЙ СЛЕД
Руководитель общества татарской национальной культуры «Дуслык» Анвер Алмаев на встрече с журналистами информировал, что в Астраханской области из 428 населенных пунктов 17 – татарские. Этой организации в августе исполнится 30 лет. Анвер Ибрагимович горд тем, что в запущенном месте города силами его общества был обустроен красивый сквер, которому дали имя великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Здесь же установлен памятник Тукаю – подарок Президента Татарстана Рустама Минниханова. Рядом со сквером находится средняя школа №74. По инициативе Анвера Алмаева это учебное заведение тоже носит имя великого татарского поэта.
Кроме того, Зияутдин Абдурахманов, генеральный директор международного аэропорта «Астрахань», генерал-майор авиации, заслуженный лётчик России сообщил, что реконструкцией этой воздушной гавани к 450-летию Астрахани (которое отмечалось в 2008 году) занималась компания «Камдорстрой» из Набережных Челнов, выигравшая соответствующий тендер. Деньги на это в честь юбилея города были выделены федеральным центром. Ещё один татарстанский след на астраханской земле.
– С авиакомпанией «ЮВТ Аэро» нас связывает пока единственный маршрут Казань – Астрахань – Казань, – признаётся Зияутдин Абдурахманов. – Однако сейчас мы с моим близким другом Петром Трубаевым прорабатываем вопрос об открытии направления на Санкт-Петербург…
И напоследок хотелось бы несколько слов сказать о белокаменном символе Астрахани – её кремле. Эта древняя крепость была построена в XVI веке по указу Ивана Грозного, который, как известно, «Казань брал! Астрахань брал!..». Пречистенская колокольня Успенского собора впечатляет не только своей высотой (около 85 метров), но и славой «падающей» башни – угол её наклона от вертикали, по одним данным, составляет 30 градусов, по другим – более 50 сантиметров. У башни Сююмбике Казанского Кремля – около двух метров. И здесь у нас свои параллели…