Инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» провела поисково-разведывательные экспедиции по местам падений советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 в Новгородской области и Республике Карелия.
Среди участников – представители поисковых отрядов Татарстана «Разведка», «Поисковая тропа», «Бентос», «Книга Памяти», «Татнефть-Поиск». Кроме того, в составе экспедиции в Карелию работали представители татарстанского отдела Оренбургского казачьего общества «Станица Альметьевская», сообщили в пресс-службе Министерства по делам молодёжи РТ.
Цель экспедиций – изучение мест падений самолётов, поиск останков экипажей, установление их имён и судеб, а также доставка фрагментов бомбардировщиков в Казань для дальнейшей реставрации. Мероприятия были проведены в рамках крупномасштабного проекта «Крылья Татарстана» по восстановлению самолёта Пе-2, который предположительно через несколько лет станет памятником боевой и трудовой славы.
Одним из мест катастрофы Пе-2 стал Лоухский район Карелии. Здесь 15 октября 1944 года разбился самолёт из состава 119-й Краснознамённой отдельной разведывательной авиаэскадрильи 7-й Воздушной армии. Падение произошло при перелёте со станции Боярская на аэродром Алакуртти. По архивным данным, экипаж был похоронен рядом с местом авиакатастрофы, а затем перезахоронен на станции Чупа.
В октябре текущего года татарстанские поисковики также побывали в Парфинском районе Новгородской области. Ещё в феврале 2018-го здесь были обнаружены номера самолёта и моторов – по ним установили, что борт был из состава 72-го отдельного разведывательного авиационного полка 6-й Воздушной армии и разбился 28 августа 1943 года при выполнении боевого задания. В экипаж входили командир полка, Герой Советского Союза подполковник Иван Завражнов, штурман майор Дмитрий Симончук, которые погибли. С ними был начальник связи младший лейтенант Георгий Рождественский, в этом полёте исполнявший обязанности флагманского воздушного стрелка-радиста, – он успел выпрыгнуть с парашютом из горящего самолёта. Рождественский прошёл всю войну, награждён боевыми орденами. В 2019 году удалось разыскать его родных – выяснилось, что они проживают в татарстанском райцентре Алексеевском.
Легендарные бомбардировщики Пе-2 выпускали в годы Великой Отечественной войны на Казанском авиационном заводе №22 (в настоящее время – Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова). В столице Татарии с 1941 по 1945 год было построено 10 174 самолёта (всего выпущено 11 214)
В результате проведённых экспедиций в этом году из болот извлечены оставшиеся обломки пикирующих бомбардировщиков. Они будут использованы для восстановления Пе-2. Уже началась подготовка реставрационных мастерских – формирование их материально-технической и производственной базы, оснащение станками, оборудованием и материалами для работы по воссозданию самолёта.
К слову, на сегодня обследованы места падений в общей сложности 62 бортов Пе-2, установлены имена 152 членов экипажей.
Легендарные бомбардировщики Пе-2 выпускали в годы Великой Отечественной войны на Казанском авиационном заводе №22 (в настоящее время – Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова). В столице Татарии с 1941 по 1945 год было построено 10 174 самолёта (всего выпущено 11 214). Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся во фронтовой и морской авиации с первых дней войны и до её завершения. В Татарстане не сохранилось ни одного экземпляра Пе-2.
Проект «Крылья Татарстана» выполняется объединением «Отечество» РТ при поддержке Правительства республики, Минмолодёжи и ПАО «Татнефть».