Кто поймает жар-птицу

Два проекта интерактивного музея техники внутри самолета Ту-144 презентовали в техническом университете

Экспертная комиссия пока не решила, какой именно из них станет победителем.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: realnoevremya.ru

В КНИТУ-КАИ решают, каким быть музею в самолете

 

realnoevremya

 

Два проекта интерактивного музея техники внутри самолета Ту-144, который недавно «переехал» к новому зданию КНИТУ-КАИ на улице Четаева, презентовали на этой неделе в  техническом университете. Экспертная комиссия пока не решила, какой именно из них станет победителем и кому будет поручено в итоге создавать экспозицию под ключ.

 

Напомним: практически сразу после того, как легендарный советский сверхзвуковой самолет занял почетное место на пьедестале между 2-м и 8-м зданиями университета, было решено создать внутри лайнера музей. Вуз объявил конкурс музейных проектов, они были представлены на специальном сайте, где каждый мог проголосовать за тот вариант, что больше нравится. Было собрано больше 350 тысяч голосов. В итоге из четырех компаний, участвующих в конкурсе, две выбились в лидеры – казанские ПО «Зарница» и творческое объединение «Самрух».

У обеих компаний за плечами немалый опыт создания музеев, в том числе интерактивных. «Самрух», например, гордится выставочно-зрелищным комплексом «Казанская панорама», а «Зарница» делала музей космонавтики в детском развлекательно-творческом центре, расположенном на территории «Казань-арены».

 Альберт ГИЛЬМУТДИНОВ, ректор КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева:
1465990000

Музеев самолета в мире очень много. Музеев внутри самолета гораздо меньше, мы знаем где-то с десяток – например, в Сингапуре, внутри «Боинга-737». А музея внутри сверхзвукового самолета нет ни одного. У нас будет единственный в мире.

 

 Экспертная комиссия во главе с ректором КНИТУ Альбертом Гильмутдиновым пока не смогла сделать выбор между двумя победителями. В любом случае, отметил Альберт Харисович, открывая презентацию, пока что комиссии представлены лишь очень предварительные наброски, которые оба претендента на победу должны в течение двух недель детально проработать.

– Там должны быть представлены самые амбициозные идеи, на меньшее мы не согласны, – заявил Гильмутдинов, добавив, что уж если 50 лет назад советские инженеры и конструкторы в тяжелейших экономических условиях спроектировали и подняли такую махину в воздух, то сегодня, находясь на земле, создатели музея просто обязаны сделать «начинку этой жар-птицы» совершенно уникальной.

Слово «уникальный» Альберт Гильмутдинов вообще постоянно употребляет, говоря о будущем музее.

– Музеев самолета в мире очень много. Музеев внутри самолета гораздо меньше, мы знаем где-то с десяток – например, в Сингапуре, внутри «Боинга-737». А музея внутри сверхзвукового самолета нет ни одного. У нас будет единственный в мире. Это вдохновляет, – поделился он с прессой. И добавил: он надеется, что так же вдохновятся и школьники, которые будут сюда приходить, ведь предполагается, что интерактивная экспозиция поможет им разобраться в базовых элементах самолетостроения, понять, каким чудом машина, которая весит 90 тонн, на высоте разгоняется до сверхзвуковой скорости. И еще понять, что все это сделали обычные люди, а значит, и они, дети, способны в будущем создавать что-то не менее колоссальное.

Интерактивность экспонатов предполагается в обоих проектах. Но есть и разница. «Зарница» сделала акцент непосредственно на самом самолете – в их экспозиции предполагается своеобразная «подготовка пилотов», когда посетители постепенно знакомятся со всеми этапами создания Ту, от чертежа до финального изделия, могут в очках дополненной реальности следить за его построением, задать вопросы голограммам конструкторов, совершить «полет» по маршруту Москва – Алма-Ата (именно по нему летал реальный лайнер), а потом принять участие в квесте, отправная точка которого такова: произошла поломка оборудования, и надо, используя все знания, которые получены в ходе экскурсии, все исправить и успешно посадить лайнер.

«Самрух» предлагает несколько расширить идею экспозиции, рассказав в ней о науке вообще – предполагается создание в салоне залов химии, радиоэлектроники, авиаторов, «пассажирами» лайнера станут великие ученые, от Ломоносова и Леонардо да Винчи до Жуковского и Попова, а в багажных полках над ними можно будет увидеть макеты их изобретений. Здесь тоже запланированы квесты – например, чтобы пройти дальше, надо возобновить электроснабжение в салоне-«городе». А вокруг лайнера предлагается разбить тематический парк науки.

Цену вопроса обе команды называют лишь приблизительно. Представители «Зарницы» говорят о 60–70 миллионах рублей, но оговариваются, что больше половины из этих денег пойдут на подвод коммуникаций, лестницы и возможности для доставки людей с ограниченными возможностями. В «Самрухе» называют цифру 20 миллионов, но это – только на оборудование и материалы.

 


В любом случае, уверен ректор КНИТУ, создание музея в Ту-144 – проект долгоиграющий


 

Впрочем, не цена, по словам ректора КНИТУ, станет определяющим фактором при выборе окончательного варианта.

– Мы вообще хотим за четыре-пять лет привлечь сюда около ста миллионов рублей из самых разных источников, – говорит Альберт  Гильмутдинов. – Возможно, проект поддержат федеральные Министерство образования, Минпром, ОАК, Роскосмос… В любом случае, это будет пул источников. Сейчас мы активно обращаемся в различные фонды, а также к частным лицам.

Кстати, на презентации присутствовала генеральный директор Фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, которая вручила КНИТУ поощрительный взнос в 5 миллионов рублей – эти деньги вуз получил в рамках программы «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала» лично от Потанина. Возможно, послушав презентацию, представители фонда тоже сочтут возможным поучаствовать в осуществлении проекта. А на сайте вуза объявлен сбор средств на музей для всех желающих.

В любом случае, уверен ректор КНИТУ, создание музея в Ту-144 – проект долгоиграющий. И хотя его открытие уже запланировано на 31 декабря 2018 года (день 50-летия первого полета опытного Ту-144), ясно, что это будет только первый этап на пути создания экспозиции, дальше музей будут доделывать, усовершенствовать.

Но пока надо определиться, чей же проект все же победит в конкурсе. Это должны решить через две недели, когда обе команды доработают свои предложения с учетом поступивших от экспертной комиссии вуза замечаний.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще