Креативное будущее – с чак-чаком и в ичигах

Самым крупным федеральным событием года в сфере творческих индустрий стал форум-фестиваль «Российская креативная неделя»

В обсуждении идей участвовали эксперты, губернаторы и министры культуры регионов, представители госструктур и бизнеса. Было что продемонстрировать и татарстанским спикерам.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: tatar-inform.ru

 

 

Самым крупным федеральным событием года в сфере творческих индустрий стал форум-фестиваль «Российская креативная неделя» (РКН), недавно завершившийся в Москве. В обсуждении идей участвовали эксперты, губернаторы и министры культуры регионов, представители госструктур и бизнеса. Было что продемонстрировать и татарстанским спикерам.

 

Ключевым для участников форума, который проводится с 2020 года, стало понятие «креативный суверенитет». На пленарном заседании РКН начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков охарактеризовал его так: «Санкционное давление и очищение внутреннего рынка – это огромные возможности, поэтому государство создает условия для развития креативных индустрий, а задача креативного бизнеса – эти ниши занять». Можно сказать еще проще: все, что нужно стране, надо производить в самой России. От информационных технологий до мультсериалов.

В настоящее время частью российской экономики являются как минимум шестнадцать творческих индустрий, и это абсолютно разные отрасли. Среди них – архитектура и урбанистика, медиа, фешен, гастрономия, национальные художественные промыслы (НХП). Кстати, именно на народные промыслы в этом году было обращено самое большое внимание. Достаточно сказать, что в рамках Российской креативной недели состоялось выездное заседание комиссии Госсовета РФ по культуре, на котором обсуждались механизмы господдержки мастеров, а также не менее больной вопрос: как переупаковать народные промыслы в привлекательный рыночный продукт? 

 

ТРАДИЦИИ, НО НЕ «КОНСЕРВЫ»

Охватить все события, которые вместила Российская креативная неделя, – не наша задача. Заострим внимание на «региональной» повестке форума, которая тоже была весьма обширной. В частности, одним из спикеров панели «Министерства культуры – точки притяжения в регионах» выступила глава татарстанского культурного ведомства Ирада Аюпова. По ее словам, сегодня на территории республики насчитывается более ста креативных пространств, в том числе на базе учреждений культуры. В ряду объектов, ставших в последнее время «якорными» для творческих индустрий, министр культуры назвала Национальную

библиотеку, Присутственные места в Казанском Кремле, Набережночелнинский татарский театр имени Аяза Гилязова, ИT-парк имени Башира Рамеева и другие.

На форуме Ирада Аюпова подчеркнула, что в основе стратегии развития креативного сектора – раскрытие человеческого капитала, поэтому большое внимание уделяется четырем параметрам: инфраструктуре креативных индустрий, системе подготовки кадров, мотивационной политике и бизнес-партнерству. Еще до завершения РКН в беседе с нашим корреспондентом министр культуры конкретными примерами проиллюстрировала каждое из этих направлений. Скажем, подготовка кадров. По словам Ирады Аюповой, до конца этого года в Татарстане появятся три школы креативных индустрий. Одна уже действует в Казани на базе художественного училища, еще две откроются в Альметьевске и Нижнекамске. Образцом же партнерских отношений между представителями творческих индустрий министр назвала предстоящий фестиваль «Эпос в современном прочтении». «Наряду с дизайнерскими показами, театральными лабораториями, издательской продукцией на фестивале впервые будет представлено такое направление, как диджитал-эпос, то есть цифровая визуализация культурного наследия», – отметила она. 

 


На форуме Ирада Аюпова подчеркнула, что в основе стратегии развития креативного сектора – раскрытие человеческого капитала, поэтому большое внимание уделяется четырем параметрам: инфраструктуре креативных индустрий, системе подготовки кадров, мотивационной политике и бизнес-партнерству


 

По нашей просьбе Ирада Аюпова обозначила свою позицию и в дискуссии о народных промыслах: «На мой взгляд, самая распространенная ошибка – это отождествление НХП с индустрией гостеприимства и попытки развивать исключительно сувенирное направление. Я считаю, что народные промыслы должны стать ключевым моментом формирования нашей среды обитания. Взять, к примеру, национальную кухню и ресторанный бизнес. Это тоже креативный сегмент экономики, и у нас в Татарстане он успешно развивается. А представьте, если мы будем носить нашу традиционную обувь – ичиги, и не только по праздникам. Допустим, это станет нормой и элементом повседневного обихода. Считаю, это тоже могло бы дать хороший эффект. Я против законсервированной традиции. Промыслы всегда были развивающимся сегментом, и наши мастера нацелены на изменения окружающего мира. Важно сохранить традиционную технологию, а форма ее визуализации может и должна быть современной».

Грешно было не спросить Ираду Аюпову и о том, как «креативный» Татарстан смотрится на фоне других регионов. «Здесь, на форуме, мы постоянно слышим, что наша республика в числе лидеров. Однако я считаю, нам еще надо развиваться. Лично мне представляется идеалом, когда Татарстан станет не только всероссийским, но и международным центром притяжения креативной молодежи. Задача амбициозная, но у нас есть практики, доказывающие, что она достижима. Это и развитие общественных пространств, и продвижение нашего исторического наследия. Прямо или косвенно все это способствует тому, что к нам приезжает талантливая молодежь, а те, кто уехал из республики, возвращаются», – обратила внимание министр.

 

ТЕАТР КАМАЛА ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

В общем-то, это недалеко от истины, если обобщить все то, что говорилось на форуме о цифровизации применительно к традиционным культурным институциям. Эта тема из года в год поднимается в рамках Российской креативной недели, и ее обсуждение редко обходится без участия представителей Татарстана. Нынче одним из спикеров сессии «Театр 2.0: Цифровизация процессов на сцене и за кулисами» выступил директор ТГАТ имени Г.Камала Ильфир Якупов. 

По сей день театральная сфера остается одной из самых консервативных по части цифровизации. Во всей России максимум пять-шесть театров имеют собственные IT-службы, и один из них – Татарский академический театр. К слову, когда нам удалось связаться с его директором, Ильфир Якупов уже находился в Крыму и участвовал в работе молодежного форума «Таврида.АРТ» в качестве спикера и наставника молодых театральных менеджеров. Востребованность опыта камаловцев в сфере цифровизации колоссальная.

«Все инструменты цифровизации существуют, и они доступны, труднее преодолеть инерцию мышления, в том числе у самих работников театра, – поделился с нами Ильфир Якупов. – Во время пандемии что-то сдвинулось с мертвой точки, но отставание все равно чувствуется. По моим ощущениям, технологии ушли вперед лет на семь. Но, видимо, нужно еще время, чтобы люди поняли: хочешь не хочешь, а без цифровизации никуда».

Кстати, сами камаловцы сейчас в шаге от того, чтобы начать применять цифровые технологии в процессе создания спектакля. Пользуясь случаем, мы спросили директора театра, что лично на него в последнее время произвело самое сильное впечатление в сфере театральных технологий. «Один режиссер, используя медиаконтент, создал спектакль без живых актеров, фактически с роботами. С моей точки зрения – как директора театра, это позволяет как минимум увеличить количество постановок, поэтому я считаю возможным экспериментировать в этом направлении, хотя бы в небольших залах. Да, не все зрители это примут, но кому-то понравится, – допустил Ильфир Якупов. – Кто знает, может, это и есть театр будущего. А будущее наступит уже завтра. Поэтому надо пробовать, чтобы не выпасть из общего тренда».

Но вернемся к Российской креативной неделе. Создание единого правового пространства для развития креативных индустрий в России – еще один вопрос, который обсуждался на форуме. Планируется, что в ближайшее время в Госдуму внесут законопроект о креативном предпринимательстве. «Если говорить о мерах поддержки креативного сектора экономики, то надо определиться с базовой терминологией. В частности, что такое креативная, или творческая, индустрия с точки зрения экономического учета. На мой взгляд, сейчас это самое важное, потому что многие проблемы возникают именно из-за отсутствия четких дефиниций. Нам необходима эта нормативно-правовая база, чтобы двигаться вперед», – прокомментировала законопроект Ирада Аюпова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще