В Елабуге открылись две выставки, посвящённые Дню России
Ко Дню России в Елабужском музее-заповеднике открылись две крупные выставки. Первая – иллюстрация жизни разных народов России в начале XIX века в виде рисунков из собрания Государственного музея им. А.С.Пушкина. Вторая – любопытное многообразие колокольчиков из частной коллекции московского любителя старины.
Звон этих колокольчиков, как и поётся в известном романсе, говорит о любви. Как минимум о любви и даже страсти профессора Андрея Глушецкого к этому предмету. Звенящие на разные лады, стучащие и гулко ухающие колокольчики, ботала, бубенцы из металла, дерева и даже скорлупы кокосового ореха – всего в частной коллекции их более четырех тысяч.
Перефразировав Чехова, Андрей Глушецкий заявил на открытии выставки, что у него есть жена и любовница. Жена – корпоративное право и управление, а любовница – наука о колоколах. Андрей Глушецкий – доктор экономических наук – более семнадцати лет коллекционирует колокольчики. Ездит по России в поисках интересных экземпляров, привозит их со всего мира. В его собрании колокольчики более чем из пятидесяти стран.
В России образовалось несколько крупных центров производства поддужных колокольчиков, в том числе в Вятской губернии. Делали их и в Елабуге: в коллекции есть несколько колокольчиков мастера Прокопия Серебрякова из семьи Шишкиных-Серебряковых, которая из поколения в поколение занималась изготовлением изделий из металла, в том числе колоколов. Представителем этой династии был и знаменитый художник Иван Шишкин
Его деятельность давно вышла за пределы любительского собирательства. Он написал пять книг на эту тему, в том числе масштабное исследование «Колокольное дело в России. Энциклопедия литейщиков», в котором обобщены сведения о сотнях изготовителей колоколов и колокольчиков из 45 губерний России.
Колокольчики – вещь интернациональная, в каждой стране имеющая свой колорит. Где только они не применялись! Они помогали не потеряться, не сбиться с пути, дать оповещение. Скотоводческие, связанные с мореходством, ритуальные, музыкальные, дверные, рыбацкие, пожарные, театральные, сувенирные – и это далеко не полный перечень.
Говоря научным языком, колокольчик – это акустическое сигнальное средство, которое использовалось прежде всего на транспорте. А основным транспортом долгое время была конная повозка. В России существовала особая культура поддужного колокольчика, и этот вид, ставший вместе с русской тройкой символом страны, в коллекции Андрея Глушецкого занимает главное место.
«Поддужный колокольчик – прообраз вожделения любого чиновника, проблескового маячка, сигнала «уступи дорогу», – рассказал гость из Москвы. – Ямщики состояли на государственной службе. Их тройки имели право использовать колокольчики как специальное средство приоритета транспорта. Был издан указ о запрете использовать колокольчики при проезде по почтовым трактам всем, кроме ямщицких троек. При въезде в город ямщики должны были подвязывать колокольчики, кроме тех троек, что везли фельдфебеля или полицейских».
Андрей Глушецкий также отметил, что почти во всех музеях, где он бывает, колокольчик неправильно прикреплен к дуге – к кольцу, через которое выпускались вожжи. На самом деле его жестко притарачивали кожаным ремешком, чтобы он не портил дугу, которая была дорогой вещью. Колечко же носит название «зга», отсюда и выражение «Не видно ни зги»: значит, такая пурга или туман, что ямщик не видит даже кольцо над шеей лошади.
Вторая выставка носит название «Народы России». Это уже пятый совместный проект Пушкинского музея и Елабужского музея-заповедника. Основой экспозиции послужил иллюстрированный альбом «Народы России, или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов Российской империи», опубликованный в 1812–1813 годах в Париже на французском языке баварским посланником при русском дворе Карлом Рехбергом
В России образовалось несколько крупных центров производства поддужных колокольчиков, в том числе в Вятской губернии. Делали их и в Елабуге: в коллекции есть несколько колокольчиков мастера Прокопия Серебрякова из семьи Шишкиных-Серебряковых, которая из поколения в поколение занималась изготовлением изделий из металла, в том числе колоколов. Представителем этой династии был и знаменитый художник Иван Шишкин.
В Елабугу коллекционер привез почти триста колокольчиков. Кроме поддужных, это популярные пастушьи, которые надевались на животных. Есть в собрании колокольчики, крепившиеся к ногам верблюдов, ботала из кокосового ореха, старинные китайские и японские, вызывные в виде изящных женских фигурок, непальские колокольчики в виде лотоса, колокольчики для слона из Шри-Ланки и многое другое.
Помимо этого, Глушецкий коллекционирует конские дуги, также в его собрании около 800 открыток с изображением конной упряжи. «Купил один-два колокольчика, понравилось – и понеслось. Коллекционирование – это состояние души, может быть, некое состояние психики», – говорит Глушецкий. Всё его собрание размещено в загородном доме: в четырех специально отведенных комнатах и в качестве элементов интерьера.
Вторая выставка носит название «Народы России». Это уже пятый совместный проект Пушкинского музея и Елабужского музея-заповедника. Основой экспозиции послужил иллюстрированный альбом «Народы России, или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов Российской империи», опубликованный в 1812–1813 годах в Париже на французском языке баварским посланником при русском дворе Карлом Рехбергом. Он увидел серию рисунков, выполненных художником Емельяном Корнеевым, во время его путешествия по России.
Художник сделал множество зарисовок с натуры, отобразив разные стороны жизни людей: их повседневные занятия, игры, обряды, народные праздники. Рехберг купил все эти рисунки, а впоследствии издал альбом, для которого отобрал иллюстрации этнографического характера. Они представляют украинцев, татар, ногайцев, армян, грузин, арнаутов, чувашей и другие народы, входившие в то время в состав империи.
Альбом «Народы России» пользовался огромной популярностью. Он стал первым большим европейским изданием, выполненным по рисункам русского художника. Теперь это библиографическая редкость, к которой до сих пор обращаются искусствоведы, краеведы, художники. Работами Емельяна Корнеева нередко иллюстрируют публикации по истории и этнографии народов России.