Считанные дни остаются до открытия Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар». По традиции рассказываем о фильмах, которые в этом году будут претендовать на главные призы кинофорума.
По словам председателя отборочной комиссии «Алтын минбара» Нины Кочеляевой, десять игровых фильмов, отобранных в основной конкурс, можно охарактеризовать как кино морального беспокойства. В каждой из конкурсных картин исследуются важные этические и нравственные проблемы.
ОСНОВАН НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
Возьмем, к примеру, драму «Рай», созданную в копродукции Шри-Ланки и Индии (режиссер – Прасанна Витханаге). По сюжету индийская пара туристов приезжает в Шри-Ланку, чтобы отпраздновать пятую годовщину свадьбы. Но события принимают неожиданный поворот, и путешествие, предпринятое «в поисках рая», становится серьезным испытанием, в том числе для супружеских отношений. Вместо сказочных пейзажей настроенные на романтический отпуск герои видят страну, охваченную экономическим кризисом и погруженную в хаос. В довершение всего они становятся жертвами ограбления и вынуждены иметь дело с полицией. С одной стороны, копы хотят сгладить впечатление иностранцев о стране, которая живет за счет туристов, а с другой – буквально у них на глазах до полусмерти избивают «подозреваемых», скорее всего, случайных людей.
Фильм основан на реальных событиях. В середине 2022 года Шри-Ланку охватили массовые протесты из-за растущего недовольства населения тогдашним правительством страны. Но в первую очередь картина исследует природу человека, его поведение в экстремальных обстоятельствах. Прасанна Витханаге – один из самых известных режиссеров Южной Азии, обладатель более 40 кинонаград. Съемки «Рая» стали стимулом для слабеющей киноиндустрии Шри-Ланки, которая тоже затронута экономическим кризисом. Сейчас Витханаге работает над экранизацией повести Фёдора Достоевского «Игрок». Ранее режиссер адаптировал его же рассказ «Кроткая» под названием «С тобой, без тебя».
ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ
Лиза Гази из Бангладеш – единственная женщина-режиссер, участвующая в конкурсе. Во всех ее фильмах повествование ведется от женского лица. Картина «Дом по имени Шахана» – не исключение. Это история молодой женщины по имени Дипа. Семь лет назад, не желая терпеть домашнее насилие, она сбежала от мужа, получила образование и стала уверенным в себе профессионалом. Однако в родном городе ей не рады, а все потому, что в свое время вместо того, чтобы молча страдать, она решила жить по своим правилам.
На стыке европейской и азиатской традиций киноповествования сделана турецкая картина «Стеклянный занавес» (режиссер – Фикрет Рейхан). После развода Несрин одна воспитывает четырехлетнего сына и пытается устроить свою личную жизнь. И все бы в ее жизни наладилось, если бы не бывший деспотичный муж, который по-прежнему оказывает моральное давление на женщину. Защититься от него мешают бюрократические препоны. Несрин живет в постоянном напряжении, и это не лучшим образом сказывается на ее отношениях с новым партнером. Прошлое не отпускает героиню, она живет словно за стеклянным занавесом, и многое видится ей в искаженном свете. Отметим, что предыдущий фильм Фикрета Рейхана «Желтая жара» получил главный приз 39-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Незримыми нитями, тянущимися из прошлого, опутана жизнь и героев картины «Газели» иранского режиссера-дебютанта Хушанга Голмакани. До сих пор он был известен как кинокритик и главный редактор старейшего в Иране журнала о кино FILM Monthly.
ОБЫЧАЙ ОБЫЧАЮ РОЗНЬ
Свой первый игровой фильм представит на «Алтын минбаре» и Асхат Кучинчиреков, которого на родине в Казахстане больше знают как киноактера. Его режиссерский дебют «Бауырына салу» – это во многом личная история. Фильм рассказывает о мальчике, которого воспитывает бабушка. После ее смерти подростку приходится возвращаться к родителям и строить отношения, по сути, с чужими ему людьми. Все дело в старом, еще с кочевых времен казахском обычае «бауырына салу», согласно которому молодые родители отдают своего первенца на воспитание старшим родственникам. В современных семьях от этой традиции отказываются, но людей с похожими судьбами можно встретить еще немало.
Центральную Азию представляет также фильм Ёлкина Туйчиева «Эволюция» (Узбекистан). Но если казахстанская картина – это драма взросления, то для главного героя узбекской ленты обратная дорога к родному порогу пролегла через афганскую войну и эмиграцию.
Мистическая драма «Легенды вечных снегов» от классика якутского кино Алексея Романова уже успела получить главный приз на киносмотре в Бишкеке, обойдя картины, показанные на Каннском и Берлинском кинофестивалях.
Юную Килук вырвали из родительской юрты, чтобы выдать замуж за старого князя. Доставить девушку поручено суровому мужчине по имени Хабый и двум его подручным. Один из них влюбляется в Килук, и та отвечает ему взаимностью. Но шансов убежать у них нет – Хабый внимательно следит за каждым их шагом.
Помимо визуальной составляющей (богатство национальных костюмов, традиционного убранства и ритуалов), критики отмечают притчевый характер картины, в которой заложен глубокий посыл о любви. Съемки фильма проходили в Оймяконском районе.
От России в конкурсе также участвует татарстанская лента Салавата Юзеева «Гора влюбленных», объединившая в себе роуд-муви, личную и социальную драмы. Впервые режиссер обратился к текстам своего знаменитого отца — татарского поэта и драматурга Ильдара Юзеева.
Кроме названных фильмов, в конкурсную программу полнометражного игрового кино вошли алжирская картина «Фурулу» – о бедном мальчике, мечтающем получить образование, и индийская документальная драма «Сын Джозефа».