Запретить нельзя носить: страсти по никабу докатились до Татарстана

За категоричный запрет никабов в масштабах всей страны высказался глава СКР Александр Бастрыкин.

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: islamnews.ru

Запретили носить никабы женщинам-мусульманкам в Дагестане после случившихся там терактов. А глава СКР Александр Бастрыкин призывает ввести такой запрет по всей стране. В Татарстане на улицах все чаще можно встретить женщин в покрывалах с прорезями для глаз. «РТ» спросила у экспертов, является ли никаб элементом истинно мусульманской одежды и чем чреват его запрет.

В АЛЖИРЕ И УЗБЕКИСТАНЕ УЖЕ ЗАПРЕТИЛИ

Головной убор, скрывающий женское лицо кроме глаз, у многих ассоциируется с радикальным исламом. И надо сказать, для этого есть определенные основания. В ряде громких терактов, совершенных за последнее десятилетие в разных странах мира – от Турции до Шри-Ланки участвовали женщины в никабах. Сегодня ношение никаба (как и хиджаба) запрещено практически во всех европейских странах. Запрет, по крайней мере частичный, касающийся образовательных учреждений и госструктур, также ввели в Алжире, Египте, Индонезии, Марокко… «Никаб не имеет отношения к религии, но представляет угрозу для общества и национальной безопасности, так как нередко используется террористическими и преступными элементами для совершения своих деяний. Тот, кто хочет носить никаб, пусть сидит дома и не выходит на улицу», – такие доводы звучали в стенах египетского парламента во время обсуждения законопроекта о запрете никабов в 2018 году.

Осенью прошлого года носить скрывающую лицо одежду запретили в Узбекистане. Возможность введения такой меры обсуждают в Казахстане и Киргизии.

Сразу после терактов в Дагестане 23 июня глава республики Сергей Меликов выступил за запрет ношения никаба в целях безопасности, мотивируя это тем, что под закрытой одеждой могут скрываться мужчины, а женщины – проносить запрещенные предметы. Меликов отметил, что такой предмет одежды не свойственен для кавказских народов, тем не менее, он не считает никаб атрибутом радикального ислама. Инициативу главы Дагестана о запрете никабов поддержал и муфтий республики Ахмад Абдулаев: «Если человек хочет, чтоб на его жену не смотрели, пускай дома ее держит». В итоге ДУМ Дагестана ввел запрет на ношение никабов, пока временный.

Тем временем за категоричный запрет никабов в масштабах всей страны высказался на Международном молодежном юридическом форуме в Санкт-Петербурге глава СКР Александр Бастрыкин:

«Там это запрещено (Бастрыкин имеет ввиду ряд стран с преобладающим мусульманским населением, – «РТ»), а здесь разрешено. Почему? Я не знаю, я не законодатель. Я с вами согласен, надо срочно все это запретить», – ответил он на вопрос одного из участников форума.

На днях в Госдуму внесли законопроект, предлагающий ввести административные штрафы от 10 тыс. до 15 тыс. рублей за «нахождение в общественных местах в виде, не позволяющем идентифицировать личность». При этом указано, что за ношение медицинской маски или мотоциклетного шлема штрафовать не будут, а вот никаб, судя по всему, подпадает под штрафы.

«В ИСЛАМЕ НЕТ НИ ХИДЖАБА, НИ НИКАБА»

В Татарстане, хотя и нечасто, тоже можно увидеть женщин в никабах. Например, в Казани мусульманки в таких одеяниях часто встречаются в районе улиц Татарстан и Тинчурина. А в последнее время никабы замелькали не только в центре города, где много старых мечетей, но и в других районах. Значит, тренд набирает обороты. Что это значит? В республике становиться все больше истинных мусульман, готовых соблюдать самые строгие каноны ислама?

В исламе нет ни никаба, ни хиджаба, Коран не предписывает женщинам укутываться с головы до ног, оставляя открытым только лицо или только глаза, – заверил исламовед, старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли института истории им. Марджани АН РТ Айдар Хайрутдинов. – Приведу пример из практики. Я читал студентам лекцию по арабскому языку, теорию перевода, в рамках предмета было несколько лекций по переводу Корана. Однажды девочки в группе спросили про хиджаб, дескать, в Коране они вычитали, что платок обязателен. Я попросил принести и показать, где это написано. Они принесли книжку, где написано, что женщине позволяется оставлять открытым лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. А это была книга на татарском языке – комментарий Корана, который написал татарский богослов. То есть, не оригинал. Просто в татарском языке так строится предложение, что слово «Коран» в названии стояло первым в именительном падеже. Я принес им арабский Коран, говорю, найдите и покажите, не нашли. Дело в том, что один богослов трактовал стих Корана трактовал вот так, второй – по-другому, третий – еще по-своему, а четвертый объединил все эти мнения и написал свою трактовку. Чтобы разобраться, где правда, а где ложь, надо брать оригинал и читать его. В оригинале Коран предписывает женщинам не оголять интимные части тела. То есть женщина в обычном деловом костюме, без платка, вполне соответствует нормам шариата. Слово «хиджаб» употребляется в Коране семь раз, но при этом обозначает не предмет одежды, а духовную завесу, через которую общается с людьми Аллах. И только в одном случае оно обозначает материальное: завесу, которая отделяет женскую половину дома от мужской, буквально – штору. Конечно, если женщина хочет, пусть укутывается с головы до пят, но не надо это преподносить как требование религии. По Корану женщине нельзя привлекать к себе внимание, она должна быть скромной и незаметной, а в наших условиях женщине в никабе, наоборот, привлекает к себе внимание.

Откуда же тогда пошла традиция носить хиджаб и никаб?поинтересовалась у исламоведа корреспондент «РТ».

Это очень древняя история. В двух словах: женам пророка Мухаммеда было предписано одеваться так, чтобы они отличались от основной массы женщин. Чтобы сразу было видно, что они, по-простому говоря, элита, чтобы никто к ним не приставал. И они одевались таким образом – ниспадающие одеяния, покрытые головы. А потом другие тоже захотели так одеваться. Дело даже доходило до того, что после пророка Мухамада, халиф Умар ходил срывал с них эти одеяния, потому что считал, что так одеваться имеют право только жены пророка. Но желание выглядеть как элита осталось у женщин и передавалось из поколения в поколение. Кроме того, в южных странах никаб и в целом укутывание – это дресс-код, выполняющий чисто практические задачи. Такая одежда защищает от песчаных бурь, от палящего солнца. Но зачем нам перенимать и копировать их стиль одежды? Казань ведь не филиал Багдада. У татар есть своя национальная культура, есть прекрасные татарские платья, которые с точки зрения даже самых строгих канонов шариата выглядят правильно.

Тем не менее Айдар Хайрутдинов отметил, что всеобщий запрет никабов – это все же плохо. Лучше разъяснять и объяснять, чтобы рядовые мусульмане умели отличит зерна от плевел.

«ОХЛАДЯТСЯ ОТНОШЕНИЯ С ИСЛАМСКИМ МИРОМ»

Против запрета высказался и главный мухтасиб Казани Рустем Валиуллин.

Я не буду углубляться в богословие, мусульманская умма – разношерстная, в каких-то религиозных школах предусмотрено ношение никаба, в каких-то – нет. Но запрет никаба в нашей стране однозначно вобьет клин между Россией и исламским миром, – считает Валиуллин. – Западный мир от нас отвернулся после того, как мы начали отвергать их ценности. Зато у нас наладились контакты со странами исламского мира, они – наши стратегические союзники. Запрет любого символа мусульманской веры ударит по имиджу России в мусульманском мире. И это будет на руку Западу. Например, у нашего ближайшего соратника, Ирана, никаб канонизирован. Поэтому мы рискуем потерять с этой страной дружеские связи. Также охладятся отношения и с Афганистаном. Если говорить про Татарстан, то татарский народ все переживет: атеизм пережил и это переживет, тут надо думать масштабнее и Россию спасать! Это я как патриот рассуждаю.

«ЛУЧШЕ БЫ ЛИФЧИКИ И ШОРТИКИ НА УЛИЦАХ ЗАПРЕТИЛИ»

Председатель Союза мусульманок России Наиля Зиганшина тоже отметила, что мода на никаб пришла к нам из арабских стран, где женщины таким образом защищают лицо от солнца, песка и ветра. По ее словам, в Татарстане мусульманки руководствуются теми же соображениями.

Сама я никаб не ношу. Как только эта тема поднялась, мне стало интересно узнать мнение женщин, которые решили закрыть свое лицо. И все, кого я спросила, говорили, что делают это в целях защиты, как в буквальном смысле – от вирусов, грязи и солнца, так и в духовном. Так эти женщины чувствуют себя увереннее. Можно сравнить ношение никаба с ношением маски во время коронавируса, – провела параллель Зиганшина. Нам, мусульманам, очень обидно, что террористы используют ислам в своих экстремистских целях. Ведь не религия делает их террористами. Мы видели, что террорист может быть абсолютно в любом образе. В Санкт-Петербурге помните случай: Дарья Трепова устроила взрыв, в результате которого погиб военкор Владлен Татарский, она была без платка и никаба.

Зиганшина опасается, что в случае запрета никабов в негативном ключе будет восприниматься вся одежда мусульман, в том числе и хиджаб.

Я выйти на улицу без платка не могу, для меня это то же самое, что выйти без платья. Это природная скромность, стеснение, нормальные человеческие качества, зачем это истреблять? На самом деле у нас очень мало женщин полностью закрываются. Из-за такого небольшого количества обсуждать, принимать законы… Это странно. Лучше бы приняли законы, которые вводили какой-то дресс-код в общественных местах, чтобы не в лифчиках и шортиках ходили. На улицах же безобразие творится!

 

 

+1
4
+1
1
+1
0
+1
2
Еще