«Билет на самолет стоит дешевле, чем проезд по М-12. В чем тогда смысл?» – недоумевают автомобилисты. «РТ» поинтересовалась в ГК «Автодор», появятся ли на трассе дополнительные АЗС и можно ли ждать снижения стоимости проезда на время отсутствия должной инфраструктуры.
РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
Напомним, платную скоростную трассу М-12 «Восток» (масштабный проект «ГК «Автодор») открыли 21 декабря 2023 года. Чтобы доехать по ней из столицы Татарстана до столицы России, нужно заплатить 4,5 тыс. рублей. Разрешенная скорость – 110 км/час (по факту – 130 км/час, поскольку превышение скорости до 20 км/час не наказывается).
Однако с момента торжественного открытия платной автодороги не проходит и недели, чтобы она не вызвала претензий у автомобилистов. Зимой М-12 несколько раз закрывали из-за обильных снегопадов, поскольку не успевали чистить, периодически по причине погодных условий, например, сильного ветра, на трассе ограничивают скорость до 70-90 км/час, а в выходные и праздничные дни соцсети заполняют фото и видео многокилометровых пробок перед АЗС:
«Ехали на майские праздники к родителям. Вот такая пробка образовалась на АЗС перед съездом на Арзамас, судя по количеству желающих заправиться, часа на два с половиной – три. Следующая заправка через 180 км».
«Многокилометровые очереди на АЗС, такие же очереди в туалеты. Это просто издевательство над людьми за их же деньги».
«Билет на самолет до Москвы стоит чуть дороже 3000 рублей, зачем нам М-12?»
«Тут нужно менять систему заправки, чтобы водители расплачивались тут же и отъезжали. А то пока он уйдет на кассу, по пути зайдет в туалет, кофе попить, проходит уйма времени, отсюда и пробки».
Критикуя огрехи инфраструктуры, водители отмечают и несомненные плюсы новой дороги: асфальт очень хороший, нет камер на скорость и риска, что на дорогу выбегут животные, – для них сделаны специальные переходы под трассой.
– Я проезжал не всю трассу, только несколько участков: от Владимира до Нижнего Новгорода и от Нижнего Новгорода до Казани. Мне понравилось. В очереди к АЗС не стоял: у меня бак на 60 литров, хватает на довольно большое расстояние, плюс я всегда беру с собой канистру с бензином, чтобы не терять время. Автомобилистам, которые хотят уложиться в обещанные шесть часов от Казани до Москвы, тоже советую так делать, – поделился опытом с корреспондентом «РТ» руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов.
По его мнению, то, что слабые места М-12 выявляются уже во время эксплуатации и возникающие на трассе проблемы решают по мере поступления, – совершенно нормально.
– АЗС – это коммерческие организации, которые хотят получать прибыль. Им невыгодно находиться в непопулярных местах, поэтому невозможно поставить их заранее и с запасом. Сейчас проанализируют поток и вычислят места, где еще нужны заправки. Во время аномальных зимних снегопадов, когда трассу замело, было принято решение сделать защитные ограждения от снега. Думаю, период для устранения всех недочетов займет около года, – считает Золотов. – Понятно, что автомобилистам хочется платить за проезд меньше. Но надо понимать, что бесплатно никто дорогу не строит, и эта трасса не единственная – есть альтернативная дорога, по которой можно проехать бесплатно.
«НЕ ЖДИТЕ, КОГДА ВКЛЮЧИТСЯ ЛАМПОЧКА БЕНЗОБАКА»
В ГК «Автодор» на вопрос корреспондента «РТ», как собираются решать проблему с очередями на заправки, ответили, что сейчас на трассе М-12, протяженность которой составляет 810 км, работают 18 многофункциональных зон (МФЗ) с АЗМ, туалетами, кафе, игровыми детскими площадками и четыре контейнерные заправки. Всего на трассе планируется разместить 32 МФЗ с заправочными станциями.
В среднем расстояние между ними будет 50 км (сейчас – в среднем 73 км). Недостающие МФЗ проектируются, некоторые, по информации компании, уже начали строить. Сроки, когда начнут функционировать все 32 многофункциональные зоны, в «Автодоре» не озвучили и пока советуют автомобилистам побеспокоиться о топливе заранее, чтобы сберечь нервы:
«Даже если вы отправляетесь в дальнюю дорогу с полным баком, бензин рано или поздно закончится. Происходит это примерно в одних и тех же местах по маршруту следования. Поэтому на некоторых заправках может возникать ажиотаж, тогда как другие АЗС свободны. Чтобы не нервничать, не ждите, когда включится лампочка бензобака. Останавливайтесь на АЗС уже на уровне 40-50 процентов бензина в баке. Это снизит нагрузку на ажиотажные АЗС».
Корреспондент «РТ» также поинтересовалась в ГК «Автодор», могут ли автомобилисты рассчитывать на снижение стоимости проезда по трассе на время, пока инфраструктура М-12 не достигнет должного уровня. В компании ответили, что снижения не планируется, поскольку тариф максимально экономически выверен и обоснован. Но кое-какие «плюшки» для автомобилистов все же приготовили.
«Услуга проезда – конкурентный рынок. Сдерживающим фактором для роста тарифа является конкуренция с бесплатными дорогами, железнодорожным транспортом и самолетом, – объяснили в пресс-службе «Автодора». – Но отмечаем, что с 23 апреля Государственной компанией внесены изменения в тарифную сетку на автомобильной дороге М-12 «Восток»: для легковых авто первой категории стоимость проезда от Москвы до Казани осталась на прежнем уровне, а маршруты от Арзамаса до первого съезда на Казань стали дешевле.
Кроме того, с 23 апреля до 31 декабря 2024 года за проезды по платным участкам М-12 будут начисляться двойные баллы, которые можно обменять на 15-процентную скидку на проезд. Проехав по маршруту Москва – Казань и обратно, можно накопить баллы, которых хватит на максимальную скидку 15 процентов на проезд по всей сети дорог Госкомпании на календарный месяц».