Дом Осокиных на углу нынешних улиц Муштари (до революции – Новокомиссариатской) и Щапова (Старогоршечной) в конце позапрошлого века считался элитным местом Казани.
Его хозяева были людьми состоятельными и весьма почитаемыми – прежде всего по делам благотворительным. Осокины находились в дальнем родстве с именитым родом Дрябловых и скромным (хотя и не менее известным) семейством Лобачевских. В наши дни в этом двухэтажном особняке расположилось художественное училище, в начале 1930-х годов выселенное из собственного роскошного здания на улице Карла Маркса.
Улицу Муштари, в советские годы – Комлева, можно без преувеличения назвать музеем под открытым небом. Частично застроенная новоделом и до сих пор кое-где перекрытая строительными заборами, она не утратила своего неповторимого архитектурного облика.
Улица начала формироваться в начале XIX века и до революции объединяла две улицы. Первая – улица Комиссариатская – проходила между нынешними улицами Большая Красная и Щапова, а вторая – Новокомиссариатская – располагалась от ул. Щапова до ул. Ульяновых. Ныне улица начинается от дома-музея Ленина и упирается в сквер Баки Урманче.
Краеведы отмечают: своё прежнее название улица получила по так называемым комиссариатам – органам, ведавшим вещевым довольствием армии, общее управление которым осуществлял Комиссариатский департамент через 16 комиссий в разных городах страны. Такая комиссия была и в Казани – здесь находились суконная фабрика и кожевенные заводы, производившие продукцию для армейских нужд.
Дом №16 по улице Муштари является архитектурным памятником федерального значения. Это двухэтажное здание с антресольным этажом, усадьбой и угловым флигелем. Возведено в середине XIX века в стиле позднего русского классицизма. Под государственной охраной с 1995 года
А вот строения на перпендикулярной Старогоршечной улице в народе именовали не иначе как «Латинский квартал». А всё потому, что здесь снимали квартиры студенты, гимназисты, разночинная молодёжь. Своеобразным их клубом слыла бакалейная лавка Деренкова. В ней размещалась лучшая в городе библиотека редких и запрещённых книг. Среди них – «Что делать?» Чернышевского, произведения Некрасова, статьи Писарева. Изданиями пользовались многочисленные казанские студиозы.
Лавка Андрея Деренкова находилась в непосредственной близости от знаменитой Марусовки – другого прибежища революционной молодёжи, где в 1884–1885 годах жил Максим Горький. Как известно, хозяином и основателем Марусовки был мещанин, бывший сапожник Лупп Спиридонович Марусов. Сначала он купил деревянный одноэтажный дом на Рыбнорядской улице (ул. Пушкина). Дом находился у подножия горы, поднявшись на которую можно было выйти на Старогоршечную. После приобретения здания Марусов начал строительство большой группы других домов, получивших впоследствии название Марусовка.
В результате к 1882 году было воздвигнуто до тридцати различных строений, где размещалось около двух тысяч квартир, в которых ютилось до трёх тысяч человек. Горький называл Марусовку «странной весёлой трущобой». Он подробно описал разномастную публику, заселявшую кварталы Марусовки, в повести «Мои университеты».
После революции всё изменилось, и этот район стал пристанищем чопорной, высоколобой интеллигенции. Недаром авторы одного старого советского путеводителя именовали улицу Комлева не иначе как улицей наук и искусств. Ведь здесь или поблизости жили и работали многие известные учёные и преподаватели вузов, писатели и художники. Здесь же располагались музей изобразительных искусств, офис Союза художников республики, выставочный зал художественного фонда, школы творческих направлений. Вот и художественное училище прославилось своими учителями и воспитанниками, причём далеко за пределами Казани.
Дом Осокиных вместе с некогда обширной усадьбой, ограждённой высоким каменным забором, занимает весь угол квартала. Выстроено здание в 1849 году по проекту архитектора Иннокентия Бессонова. Фасад выходит на улицу Муштари, и с центральной аллеи Лядского сада открывается отличный обзор на этот замечательный архитектурный памятник XIX века.
В третьей части дворянской родословной книги Казанской губернии упоминаются три рода Осокиных. Особняком на ул. Новокомиссариатской владел представитель одного из этих родов – Гаврила Иванович Осокин (жил в первой половине XIX века). Продолжая дело своего отца, он являлся содержателем знаменитой суконной мануфактуры. Его отец, отставной подполковник Иван Осокин, имел в Казани два одноэтажных дома, наследованных после его дяди, коммерции советника и фабриканта Ивана Фёдоровича Дряблова. Младший сын Гаврилы Осокина, Алексей, действительный статский советник, в 1871–1886 годах являлся казанским губернским предводителем дворянства. Жил он здесь же, на Новокомиссариатской.
Разумеется, для художественного училища дом Осокиных был помещением крайне тесным. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Именно в этом здании долгое время преподавал скульптор, классик татарстанского изобразительного искусства Садри Ахун, а с 1949 года он был здесь руководителем скульптурного отделения. Среди его учеников выделим Раду Нигматуллину, Васила Маликова, Науфаля Адылова. В 1965–1969 годах здесь же учился Константин Васильев.