Из Перу, с любовью

Мужчина, работающий в детском саду, – для России явление достаточно необычное. Мужчина-иностранец в этой роли – необычно вдвойне. Впрочем, и казанский детский сад, где работает уроженец Перу, психолог Агилар-Валера Хосе Алонсо, тоже не совсем обычный.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: из архива детского сада «Мы вместе»

Южноамериканский аспирант работает в казанском детском саду для особенных детей

 

 

Мужчина, работающий в детском саду, – для России явление достаточно необычное. Мужчина-иностранец в этой роли – необычно вдвойне. Впрочем, и казанский детский сад, где работает уроженец Перу, психолог Агилар-Валера Хосе Алонсо (на снимке), тоже не совсем обычный.

 

 

Все кабинеты и коридоры здесь выдержаны в одной цветовой гамме. В группах на виду нет привычного обилия игрушек – всё, что не используется, убирается, чтобы создать так называемую обеднённую среду. При каждой группе есть ресурсная комната – там, например, можно обнаружить небольшие домики-палатки, где можно уединиться, интерактивный бассейн с прозрачными шариками, который дарит необыкновенно приятные тактильные ощущения, «аквариумы» с пузырьковыми трубами, создающими для каждого, кто наблюдает за пузырьками, медитативный эффект…

Детский сад «Мы вместе» Казанского федерального университета предназначен для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Отсюда и стиль оформления групп – малыши с аутистическими диагнозами плохо воспринимают слишком яркую окружающую среду, с трудом адаптируются к переменам. Поэтому для них здесь – минимум деталей, единое цветовое решение комнат, возможность комфортно побыть одному…

Детский сад открылся в этом году, и пока это, говорит заместитель заведующего по научно-методической работе Ольга Иванова, единственное подобное дошкольное учреждение в России.

Ждали этого садика долго. Университет анонсировал его открытие ещё два года назад. Планы несколько нарушила пандемия, но главное, для чего нужен был долгий подготовительный период, подчёркивает Ольга Иванова, – это тщательная, до мельчайших деталей, проработка концепции нового дошкольного учреждения. Сегодня здесь работают с детьми не только непосредственно в группах, при садике открыт Центр сопровождения семьи, и специалисты оказывают помощь тем семьям, где малыши по разным причинам посещать садик не могут. Для своего детского сада университет закупил самое современное оборудование, в том числе специальные логопедические столы, ведь здесь много детей, которые не разговаривают.

Специалисты здесь тоже уникальные. Логопеды, дефектологи с профильной подготовкой, профессионалы в области ABA (от английского Applied behavior analysis – прикладная поведенческая аналитика), которые корректируют поведенческие паттерны воспитанников. Поскольку садик является университетским подразделением, участие учёных в его работе – тоже важная составляющая успешного продвижения дошкольных педагогов на новом пока ещё для нашего города поприще.

Конечно, работают в садике и начинающие педагоги – магистранты и аспиранты, обучающиеся в университете на коррекционных педагогов, психологов, дефектологов, логопедов. Перуанец Агилар-Валера Хосе Алонсо – как раз аспирант Института психологии и образования КФУ, специализируется на психологии развития.

 


Дети очень любят Хосе, у него получается к каждому ребёнку найти свой подход. И с родителями он находит общий язык, они ему доверяют


 

Высшее психологическое образование он получил у себя на родине, там же работал в психоневрологической клинике с пациентами с деменцией. К сожалению, говорит Хосе, в Перу сейчас кризис и нет возможности полноценно вести исследовательскую работу. А ему интересно развиваться в профессии, углублённо заниматься любимым делом. Тем более что ещё в Перу он начал работать и как логопед, исследовал специфические расстройства речи. В частности, очень важным он считает изучать особенности коммуникации у  детей с РАС.

Несколько лет назад он познакомился с русской девушкой и приехал в Россию. Жил сначала в Петербурге, в Екатеринбурге. Потом его пригласили в Казань преподавать испанский язык в Испанском центре образования и культуры при КФУ. В общем, так вышло, что с девушкой той он расстался, а вот к России, что называется, прикипел душой. Неплохо освоил русский – как устный, так и письменный. Сейчас преподаёт испанский уже непосредственно студентам университета. В перспективе надеется преподавать ещё и итальянский (он наполовину итальянец). Ну и, конечно, очень любит своих маленьких воспитанников в детском саду КФУ «Мы вместе».

Кстати, в Перу, по словам Хосе, мужчины в детсадах тоже не работают. «У нас есть много ментальных проблем», – говорит он по этому поводу. (Ох, Хосе, как мы тебя понимаем…) Но ему самому с малышами работается комфортно. Он проводит их речевую диагностику, справедливо замечая, что раннее выявление речевых проблем у детей с РАС сильно облегчает дальнейшую работу по их социализации. А ведь это одна из главных задач детского сада КФУ – развитие у подопечных социальных навыков, умения общаться.

 

наша справка

Открытие детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра было инициировано ректором Казанского федерального университета Ильшатом Гафуровым. Проект поддержал Президент Татарстана Рустам Минниханов. Детский сад КФУ «Мы вместе» работает с 1 сентября 2021 года. Здесь действуют 10 групп, четыре из которых работают по принципу лекотеки (дети находятся в группе вместе с родителями). Шесть групп «Особый ребёнок» предполагают кратковременное пребывание детей в саду без родителей. Группы рассчитаны не более чем на пять человек каждая. Ещё 77 детей с расстройствами аутистического спектра находятся на патронаже работающего при детском саду Центра сопровождения семьи, среди них есть дети и младше трёх, и старше семи лет.

 

Единственное, что ему не слишком нравится в Казани, признаётся Хосе, – это погода. Морозы для него, привыкшего к зимней температуре не ниже +14, – серьёзное испытание. Но плюсов в казанской жизни всё же он видит больше. Здесь у него много друзей, в Казани много красивых девушек и вкусная кухня («Без губадьи я теперь просто жить не могу!» – смеётся наш герой.) А главное – здесь он может совершенствоваться в любимом деле. И даже оставшиеся на родине родители, братья и сёстры, которые вначале очень переживали за него, сейчас, видя, что он много работает, постоянно участвует в международных научных конференциях, радуются его успехам.

К тому же, говорит Хосе, коллектив у них в садике подобрался отличный, ему очень нравится работать со здешними специалистами. Казанские коллеги отвечают ему взаимностью.

– Приятно работать с человеком, который горит своим делом, много занимается самообразованием, – говорит Ольга Иванова. – Дети очень любят Хосе, у него получается к каждому ребёнку найти свой подход, даже самые неусидчивые его слушаются. Важно, что и с родителями он находит общий язык, они ему доверяют.

На следующий год Хосе заканчивает аспирантуру и рассчитывает, что продолжит заниматься наукой, преподавать в университете. Но и работу с детьми оставлять не собирается. Будет разрабатывать собственную методику для работы с детьми с РАС. Ведь с каждым годом, увы, таких детей становится всё больше, и, чтобы помогать им, нужны такие специалисты, как Хосе. И, конечно, как другие педагоги детского сада «Мы вместе».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще