Искусство художественной эмали имеет более чем четырёхтысячелетнюю историю. В Россию этот древнейший декоративно-художественный промысел пришёл из Византии в X веке вместе с принятием христианства. Правда, в те времена художественная эмаль имела другое название – «финифть». И только в XIX веке на смену этому термину пришёл другой – «эмаль».
Этот материал – стекловидная застывшая масса, окрашенная оксидами металлов в различные цвета. Для того, чтобы она стала выражением художественного замысла, превратилась в средство украшения предмета, надо владеть специальной технологией, которая позволяет добиться прочного соединения двух самостоятельных материалов – металла и эмали. Для этого измельчённую до порошкообразного состояния эмаль наносят на поверхность металла и обжигают многократно при температуре от 700 до 900 градусов Цельсия. Недаром в Византии этот вид ремесла называли «огненным письмом». Во все века искусство эмали было элитарным видом, поскольку только блестящее художественное чутьё и безупречное владение секретами обжига позволяют создавать настоящие шедевры.
Ремесло и искусство ювелирных эмалей были распространены и на территории современного Татарстана. Археологические находки подтверждают, что ещё в средние века в булгарский период и в эпоху Золотой Орды наши мастера знали эмаль и владели техникой её создания. В Рыбной Слободе в XIX – начале XX века существовал целый ювелирный промысел.
Традиции мастеров прошлого в Татарстане сегодня возрождают, развивают современные художники-эмальеры Гульназ Афанасьева и Ольга Родионова. «Наш творческий тандем с Ольгой Михайловной образовался во время учёбы в Казанском техникуме народных промыслов, где мы обучались ювелирному делу, – рассказывает Гульназ Мирзазяновна. – При изготовлении изделий не хватало цвета, ярких красок, и мы обратились с просьбой к нашему преподавателю Евгению Бакакину разрешить нам работать в технике горячих эмалей. Так появились наши первые изделия, и увлечение эмалью переросло в постоянную работу. Большой опыт приобрели за пять лет работы в Научно-исследовательском институте реставрации архитектуры и художественных изделий. Научились работать с эмалью в разных техниках: перегородчатой, станковой, расписной, выемчатой, витражной и других. Изобрели свою авторскую технику горячего эмалирования».
Сейчас художницы-эмальеры творят в небольшой собственной мастерской «Райдо», создают удивительной красоты авторские ювелирные изделия с горячими эмалями, драгоценными и полудрагоценными камнями: колье, подвесы, броши, серьги, кольца, гарнитуры, а также панно и картины, шамаили. Арабской каллиграфии художницы обучались у разных мастеров. Куфическому стилю – у профессора Джамаля Кибаси Аль-Ребеа (Саудовская Аравия). Шамаиль «Слава Аллаху и хвала» разработан и исполнен в соавторстве с ним. Другой шамаиль – «Ля иляха илля Ллах» исполнен по мотивам работы известного каллиграфа Ахмада Камаля (Сирия). Далее шамаили изготавливались на основе авторской каллиграфии. Все изделия эксклюзивные, предназначены для коллекционирования.
«Мы постоянно в пути, в поиске, потому и решили назвать наш дуэт, нашу мастерскую «Райдо». Это рунический знак-символ, означающий «путь, путешествие», – поясняет Гульназ Афанасьева. – Это и путешествие в историю, из которой мы черпаем вдохновение для создания наших работ. Изыскания в области культурного и духовного наследия нашего региона повели нас по Великому Шёлковому пути. Это дало возможность использовать в работах иранские, русские, булгарские, индийские, китайские, узбекские и мотивы культур других народов. Так появилась коллекция атрибутов правителей периода Казанского ханства (короны, посох, хаситэ), геральдическая брошь «Зилант», серьги «Умай», перстень «Страна престола», колье «Душа Востока», гарнитур «Волжская Булгария», колье «Шёлковый путь», коллекция «Афрасиаб» и многое другое. Мы стали исследователями, и наш творческий дуэт превратился в экспериментальную лабораторию.
Изучая философию, историю народов и их культуру, мы трансформируем старину в современные формы».
Работы художниц неоднократно экспонировались на выставках в Татарстане, Москве, Дубае (ОАЭ), Бухаре, Ташкенте, Калининграде. Каждое изделие неизменно вызывает восхищение зрителей, но первоначально все обращают внимание на интерпретацию шапки-короны, которая отражает принцип орнаментации и геометрии головного убора, присущего ханскому стилю XV–XVI веков. Для этого художницам пришлось изучить историю головных уборов тюркских народов и взять за основу аналоги изображённых на картинах исторических персонажей. Также были использованы гравюры и исторические сведения о предпочтении знатных тюрок Ногайской Орды и Золотой Орды, так как царица Сююмбике была ногайского происхождения. Работа над короной шла целый год. Материалами для её создания послужили бронза, фианиты, бирюза, натуральный жемчуг, итальянский натуральный бархат, шерсть. Высота шапки – 37,5 см.
«Как и в прежние века, искусство эмали – это очень сложный и трудоёмкий процесс, в котором невозможны механизация и конвейер, это исключительно ручной труд, – делится Гульназ Афанасьева. – Кроме техники горячих эмалей, применяем и другие способы художественной обработки металла: выпиловку, ковку, пайку, чеканку, литьё, ручное моделирование и резьбу в воске, художественную резьбу кости (рог оленя, кость мамонта, цевка, клык моржа), филигрань, канитель, зернь и так далее. Весь процесс создания изделия – от идеи и разработки эскиза до воплощения – мы выполняем вдвоём».
Работы дуэта «Райдо» находятся в экспозициях Калининградского областного музея, Болгарского музея-заповедника, Музея татаро-мусульманской культуры Исламского культурного центра города Саранска, Рыбно-Слободского краеведческого музея, а также в частных коллекциях. Имена казанских эмальеров Гульназ Афанасьевой и Ольги Родионовой занесены в Российский энциклопедический словарь ювелиров-художников XX–XXI веков.