И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Торжественно посвятили в профессию 300 педагогов со всей республики накануне Дня учителя в казанской школе «Адымнар». А всего ряды школьных преподавателей в Татарстане в сентябре пополнила тысяча выпускников вузов и колледжей. Корреспондент «РТ» спросила у молодых учителей с пока еще горящими глазами, планируют ли они задержаться в школе, как завоевывают авторитет у детей и что, по их мнению, отпугивает молодежь от благородной и нужной профессии. Ведь проблема дефицита учителей обостряется с каждым годом. 

И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями
Первый месяц-два дети тоже настороженно относятся к новому учителю.

«ГЛАВНОЕ – НЕ ДАТЬ СЛАБИНУ»

Нияз Сафин после учебы в КФУ вернулся в этом году в свою родную школу в селе Починок-Кучук Кукморского района учителем математики и информатики. Правда, пока еще сомневается, останется ли там по окончании трех лет, которые должен отработать в обязательном порядке как целевик.

И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

– На последнем курсе университета я год проработал в казанской школе №64. Первые дни было очень страшно и волнительно, запинался, ошибался, но быстро привык. На самом деле дети первый месяц-два тоже настороженно относятся к учителю, присматриваются. Главное в это время – не дать слабину, чтобы они не начали наглеть, – поделился опытом Нияз. – Конечно, школьники в городе и в деревне отличаются. Те же пятиклассники в деревне еще дети малые, а в Казани такие, что с ними надо быть постоянно начеку. Во время учебы на учителя я параллельно получил диплом программиста в Университете Иннополис. Может, в айти-сферу подамся. Но не исключаю, что в школе останусь, говорят, что школа засасывает.

«ОПАСАЛАСЬ, ЧТО РОДИТЕЛИ МЕНЯ НЕ ВОСПРИМУТ»

19-летняя Дарья Иванова училась в казанском педколледже не по целевому направлению, а, так сказать, по доброй воле. Сейчас она учитель начальных классов в своей родной алексеевской средней школе №1.

И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

– Мне дали 4-й класс, их учительница ушла, а тут как раз я появилась, ведь кадров действительно не хватает. У меня в этой школе папа учитель физкультуры и директор, такая маленькая педагогическая династия у нас получается, – улыбнулась Даша. – Мне было важно вернуться в свою родную школу, хотелось привнести туда свежую кровь, новые идеи. В этой же школе проходила преддипломную практику. Атмосфера у нас коллективе отличная, она дает мне энергию. Ну а дети – это дети, с ними никогда не скучно!

– Сложно в 19 лет завоевать авторитет у детей? – поинтересовалась у юной учительницы корреспондент «РТ».

Я выбираю строгий тон голоса, сразу обозначаю свои требования. На перемене могу с ними «тик-токи» поснимать, но на уроке дисциплина. На самом деле я больше переживала не из-за детей, а из-за родителей, опасалась, что они не воспримут меня всерьез. Для учителя очень важно, чтобы родители были с ним на одной волне, вроде бы у меня получается наладить с ними контакт.

На вопрос, планирует ли она остаться в школе на долгие годы, Дарья с горящими глазами ответила, что да. Зарплату на первых порах ей обещали около 45 тысяч, плюс доплата за кружок изо, для новичка – вполне неплохо.

И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

Другая учительница начальных классов, из школы №16 Набережных Челнов, Миляуша Асулханова посетовала, что любовь к детям и профессии может «убить» непонимающий коллектив в школе:

На четвертом курсе колледжа я работала в другой школе, а после окончания пришла в эту. Дети отличные, родители безумно хорошие, но вот коллектив не очень. Ничего не объясняют, какие бумажки заполнять, для чего это надо, только претензии высказывают, меня это очень расстраивает. Поэтому хочу вернуться в ту школу, где работала во время учебы.

На вопрос, почему она решила стать учителем, девушка ответила, что с детьми ей проще, чем со взрослыми:

Я не могу во взрослом окружении находиться, мне с детьми хорошо – я их понимаю, а они меня. Если бы я выбрала другую профессию, где одни взрослые, я бы не смогла долго в таком окружении, они бы меня «съели» своими проблемами. Бывает, конечно, и дети вредничают. Как-то на мой вопрос «что вам понравилось на уроке?» один ребенок сказал «ничего», и все за ним начали повторять, мне стало так обидно…

«ДА, ЭТО БЫЛ КРИНЖ»

Инсаф Галиахметов – учитель английского и турецкого языков многопрофильного лицея им. Курсави в селе Нижние Метески Арского района. Говорит, сначала хотел просто изучать языки, во время учебы в вузе работал в детских лагерях, олимпиадных центрах, на практику пришел в школу, и она его «засосала».

Появились амбиции, желание привнести что-то новое в образование. Администрация лицея учла мои пожелания работать со средними и старшими классами. Считаю, что с младшеклассниками должны работать женщины, они им как мамы. Мне было бы тяжело. А с 5-11 классами мне каждый урок в удовольствие, поделился учитель.

И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

Айдар Насибуллов второй год работает учителем истории и обществознания в лицее №149 Советского района Казани. На церемонии посвящения он присутствовал в качестве не участника, а организатора. Ведь в школе Айдар уже не новичок.

В работе напрягает разве что обилие бумаг, жалко тратить время не на подготовку к уроку, а на бумажки, очень много документации! А с детьми мне легко находить общий язык, мы можем во время урока и пошутить, и посмеяться, и поругать их могу. Я им и друг, и учитель. Я школьникам еще и не таким взрослым кажусь, и в то же время авторитет имею, понимаю современные тренды, знаю их сленг, подвязываю все это к урокам. Например, разбираем какую-то ситуацию по истории или обществознанию, и я могу сказать: «Да, это был кринж». Они видят, что учитель понимает их, они понимают учителя, их это заинтересовывает, они сразу включаются в диалог, с улыбкой поделился Айдар секретами педагогического мастерства.

«НЕ ИДУТ, ПОТОМУ ЧТО БОЯТСЯ»

И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин сообщил на церемонии, что в сентябре ряды учителей в Татарстане пополнила аж тысяча новичков. Тем не менее проблема дефицита педагогов остается актуальной. Число вакансий он не назвал, но в начале августа Хадиуллин озвучивал, что школам требуются 2,3 тысячи учителей.

Конечно, проблема нехватки есть, мы ее за один год решить не можем. Здесь нужны усилия всех – министерства, глав администраций, директоров школ, вузов, колледжей, родителей. Родители знают своего ребенка, и если он хочет быть учителем, они должны способствовать этому, считает  министр. Наша главная проблема не идут учиться на педагогов, потому что боятся работать в школе. Молодежь опасается бумажной волокиты и негативного отношения со стороны взрослых коллег. Поймите правильно: когда от молодого парня, который пришел работать в школу, только требуют «дай», «дай» это тоже нехорошо. Надо помогать, подсказывать, необходимо хорошее, доброе отношение. Мы все были молодыми, и нас всегда поддерживали наставники.

 

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще