И был он точно натянутая струна…

Рекомендации в Петербург Григорий Распутин выслужил в Казани

В этом году исполняется сто лет со дня убийства (мученической кончины, как выражались адепты) Григория Распутина. Еще до того, как стать «царским другом», любимцем, духовником и ближайшим советчиком императорской семьи, он был частым гостем в Казани. Что связывало эту легендарную личность с нашим городом?

60

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: коллаж Олега ПЕПЛОВА

Рекомендации в Петербург Григорий Распутин выслужил в Казани

 

raspytin-24

 

В этом году исполняется сто лет со дня убийства (мученической кончины, как выражались адепты) Григория Распутина. Еще до того, как стать «царским другом», любимцем, духовником и ближайшим советчиком императорской семьи, он был частым гостем в Казани. Что связывало эту легендарную личность с нашим городом?

 

«Биография Распутина изучена достаточно подробно, особенно петербургский период, время сближения с царской семьей, которая считала его близким человеком. Но до сих пор не изученным остается период до 1905 года и особенно время нахождения в Казани, – рассказывает постоянный консультант нашей рубрики Анатолий Елдашев, историк-краевед, доцент Казанской духовной семинарии. – Между тем именно Казань, сближение с местным духовенством и сыграли поворотную роль в его судьбе».

Интерес к личности Распутина никогда не ослабевал. Одни требуют его канонизации, другие категорически против. Решая для себя этот вопрос, мы должны глубже проникать в явления прошлого.

 

«ИДИ И СПАСАЙСЯ!»

Григорий Распутин родился в январе 1869 года в крестьянской семье. Как-то в молодости, работая ямщиком, вез будущего духовника царской семьи, тогда еще иеромонаха Феофана (спустя двенадцать лет именно епископ Феофан способствовал сближению Распутина с императором). Неторопливый разговор произвел переворот в душе молодого человека. Феофан сказал ему главное: «Иди и спасайся!»

 


 

Биография Распутина изучена достаточно подробно, особенно петербургский период, время сближения с царской семьей, которая считала его близким человеком. Но до сих пор не изученным остается период до 1905 года и особенно время нахождения в Казани


 

С благословения иеромонаха Григорий начал странствовать, вначале в ближайшие монастыри, затем – в Верхотурск Николаевский, собирал деньги на постройку храма. В тот момент ему исполнилось 23 года, он уже был женат.

Странствовал истово. Порой проходил с краюхой хлеба по двое-трое суток десятки верст в любую погоду.

Спустя 22 года со времени своего первого посещения монастыря в Верхотурске Распутин для встречи императорской семьи на свои личные средства построил гостевой деревянный двухэтажный домик. Как известно, император Николай II не смог посетить монастырь и поклониться мощам святого праведного Симеона Верхотурского – помешала начавшаяся Первая мировая война. Но в нем побывала великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра государыни, во время своей паломнической поездки по святым местам Пермского края в июле 1914 года.

 

ДОЛГИЙ ПУТЬ К ВЕРШИНЕ

Обычно странники не имели ни дома, ни семьи, ни детей. У Распутина все это было. И был он по-своему заботливым отцом и мужем, домовитым хозяином. Всегда помнил, что у него есть очаг, к которому надо возвратиться.

Он прошел пешком тысячи верст, посещая и молясь в Абалакском Знаменском, Свято-Николаевском Верхотурском монастырях, Оптиной пустыни, Киево-Печерской лавре. Молился в московских и петербургских храмах. Дважды доходил до Иерусалима.

 

 

Анатолий ЕЛДАШЕВ,
историк-краевед, доцент Казанской духовной семинарии:

eldashev

Изучая документы, я склоняюсь к мысли, что Григория Распутина оболгали, сделав его козлом отпущения за грехи царской семьи и неудачи России, приведшие в 1917 году к национальной катастрофе. На самом деле это был великий странник, искренне верящий в бога и преданно служивший ему.

В старину странничество было важной частью жизни религиозного люда на Руси. Считалось, что каждый крестьянин (христианин) хоть раз должен совершить паломничество по святым местам.

Странников приветливо встречали в поселениях, устраивали их на ночь, кормили, снабжали продуктами на дорогу, давали поминальные записочки. Жадно слушали их рассказы о посещении святых мест, о встречах с монахами и старцами. Крестьяне видели в них «божиих человеков».

Распутин в странствиях научился безошибочно распознавать людей. Святое Писание, поучения великих пастырей, проповеди – все впитала его цепкая память. Открылся дар лечить руками.

Вскоре Распутина стала тяготить крестьянская рутина. Он стал задумываться о городской жизни. И здесь на его пути встала Казань.

 

ВАЖНЫЕ ЗНАКОМСТВА

В 1900 годах Распутин знакомится с купеческой вдовой Башмаковой. Возможно, это была Пелагея Башмакова, известная в Казани благотворительница. Она привезла Распутина в родной город. По-видимому, это произошло в 1903 году, но можно предположить, что в своих странствиях Григорий вряд ли пропустил Казань еще в 1890-х годах.

Башмакова знакомит Распутина с представителями казанского духовенства, в том числе с настоятелем Седмиозерной Богородицкой пустыни схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым).

Некоторое время Распутин живет в этой обители, удаленной от города на семнадцать верст. Сохранился и монастырский странноприимный дом 1880-х годов постройки, где останавливались паломники и путешествующие, в том числе и Распутин. Там бывала великая княгиня Елизавета Федоровна. Предположительно, именно от старца Гавриила она узнала о Распутине еще до его сближения с царской семьей.

Известно, что Распутин пытался получить у отца Гавриила разрешение на поездку в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать средства для строительства храма в селе Покровском.

После революции архиепископ Тихон (Троицкий) Сан-Францисский, в 1904 году студент второго курса Казанской духовной академии, вспоминал: «Раз группа студентов посетила старца Гавриила, который по обычаю приглашал чайку попить в четыре часа. На чае среди гостей был и Распутин. В то время он… был в почете, посещал старца и, очевидно, был на большом счету у него. Когда Распутин стал говорить, что собирается в Петербург, то старец подумал: «Пропадешь ты в Петербурге, испортишься», на что Распутин, прочитав его мысль, вслух сказал: «А Бог? А Бог?» Старец объяснил мне это как явный случай прозорливости Распутина».

 

АВТОРИТЕТ ИЗ СЕДМИОЗЕРЬЯ

Тогда, в 1903–1904 годах, перед Гавриилом, умудренным духовным, житейским опытом, предстал странник, исходивший пешком сотни верст, часами молившийся у святых мощей.

У Распутина был особенный дар молитвы, он был человеком, жадно ищущим Бога. Этот дар отмечали в своих воспоминаниях все священно-
служители. «Распутин был человек совершенно незаурядный и по острому уму, и по религиозной направленности. Нужно было видеть, как он молился в храме: стоит точно натянутая струна, лицом обращен к высоте, потом начнет быстро-быстро креститься и кланяться…» – писал митрополит Вениамин (Федченков). Епископ Гермоген (Долганев) уже после убийства Распутина дал интервью «Тобольским епархиальным ведомостям» в январе 1917 года: «Мне кажется, что раньше у Распутина была искра божия. Он обладал известной внутренней чуткостью».

 


 

Распутин в странствиях научился безошибочно распознавать людей. Святое Писание, поучения великих пастырей, проповеди – все впитала его цепкая память


 

Это уже потом, спустя годы, старец Гавриил, оклеветанный своей братией, покинувший не по своей воле Седмиозерную пустынь, во многом осознал, кого он когда-то пригрел в своей обители. Долгими вечерами, общаясь с великой княгиней Елизаветой Федоровной, он изливал душу. Говорил ей о Распутине: «Убить его, что паука, сорок грехов простится…»

Но это было потом. А пока Распутин размеренно жил в Седмиозерной пустыни, духовно укреплялся среди монахов обители, присматривался к старцам, набирался учености у студентов духовной академии.

При этом писать Григорий так и не научился. Об этом, в частности, вспоминала и известная дореволюционная писательница Тэффи (Надежда Лохвицкая): «Писал Распутин с трудом, совсем был малограмотный». А вот речь его была отточенная, говорил он просто, но сочно. Он обладал даром слова, его притягательной внутренней силой.

Словом, в Казани Распутин заработал определенный авторитет.

 

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО В ПЕТЕРБУРГ

Слухи о Распутине дошли и до столицы Российской империи. Попасть туда ему помог викарный епископ Хрисанф. Тот получил образование в Казанской духовной академии, потом несколько лет работал начальником Русской миссии в Корее, после чего был определен в Казанскую епархию.

Скорее всего, Распутин знакомится с Хрисанфом через отца Гавриила летом 1904 года, когда в Казани была похищена Казанская икона Божией Матери. Случилась общая беда, которая сблизила священнослужителей.

Распутин показался епископу человеком высокой подвижнической жизни, духовно настроенной личностью, незаурядным представителем простонародья, который достоин того, чтобы о нем узнали в столице. В итоге Хрисанф дал Распутину рекомендательное письмо на имя ректора Санкт-Петербургской духовной академии Сергия (Страгородского), будущего Патриарха Московского и всея Руси.

 


 

По воспоминаниям казанских старожилов, Распутин проживал в Суконной слободе в доме учителя IV Казанского городского начального училища и одного из организаторов и руководителей черносотенного движения в Казанской губернии Павла Мойкина


 

Больше после этого Распутин и Хрисанф не виделись. Епископ перевелся в другое место по состоянию здоровья и скончался в 1906 году.

Распутин же еще не раз посещал Казань. В 1905 году он познакомился с архимандритом Андреем (князем Ухтомским) и несколько раз останавливался на ночь в его казанской квартире. Зимой 1906-го был в гостях у предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства Александра Боратынского.

По воспоминаниям казанских старожилов, Распутин проживал в Суконной слободе в доме учителя IV Казанского городского начального училища и одного из организаторов и руководителей черносотенного движения в Казанской губернии Павла Мойкина.

Между прочим, частенько его видели в домах по улице Пески, больше известной как улица Красных фонарей (ныне на этом месте – парк Тысячелетия).

* * *

…Прошло около десяти лет, и стало известно об убийстве Распутина. Местные газеты «Казанский телеграф» и «Камско-Волжская речь» в нескольких номерах дали пространные отчеты, версии и комментарии об этом. Статьи вышли под названиями «Смерть Распутина», «К убийству Распутина», «Подробности убийства Распутина», «По поводу убийства Распутина». В большинстве публикаций упоминались связи покойного с Казанью.

 


 

дословно

Прозорливец, целитель, клоун?

Вот что вспоминает о пребывании Распутина в их казанском доме правнучка поэта Евгения Боратынского Ольга Ильина-Боратынская (отрывки из повести «Я и Высший свет»): «Зима 1907 года в Казани… В тот день я сидела на одном из широких подоконников в нашей голубой гостиной, когда сани извозчика завернули из-за угла и остановились у нашего переднего входа. В санях сидел крестьянин с густой коричневой бородой.

…Голос [пришедшего] меня поразил. Он был медовый, чарующий: «Я буду сидеть здесь и ждать. Отнеси это письмо своему хозяину. Пусть он тебе скажет, через какой вход мне заходить».

Папа работал за столом. Он быстро открыл конверт, прочитал записку и пошел в комнату к тете Кате.

Тетя Катя прочитала вслух.

«Тот, кто принесет это, – Григорий Ефимович Распутин, крестьянин из Сибири, который произвел здесь огромное впечатление, особенно на Императрицу, своей необычайной личностью, духовной глубиной и целительными силами, которые он продемонстрировал. Он на пути из Петербурга в свою родную деревню недалеко от Тобольска, меняет поезда в Казани, и я осмелилась попросить его обратиться к тебе, чтобы ты мог хорошо его разглядеть и после поделиться своими впечатлениями со мной».

Высокий и ширококостный [Распутин], он был худее, чем выглядел в верхней одежде, хорошо сложен и вполне опрятен. Его коричневые волосы были ровно разделены пробором посередине, он был пострижен по-крестьянски, что называлось «в скобку». Несмотря на то, что на нем была обычная русская красная рубаха, она была необыкновенно длинной, из тафты, по меньшей мере, на полметра ниже пояса, а под ней выглядывал край другой похожей рубахи, тоже из тафты, только голубой. Раньше я видела, что богатые крестьяне носили шелковые и сатиновые рубахи, но никогда из тафты, а уж тем более вот так, две сразу.

На груди этого человека висел большой золотой крест…

…Я шла в столовую, когда услышала воинственный голос нашей горничной Насти, звучащий из кладовой. Он сопровождался выразительным грохотом посуды, объявлявшим всему дому, что она думала о ситуации.

«Святой человек, они говорят! Целитель! Наряжен словно клоун и, если хотите, носит епископский крест из чистого золота…»

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще