Сегодня на «Казань Экспо» состоялось заседание президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в рамках научно-практической конференции Росавтодора «Эффективные подходы к реализации дорожной деятельности на территории субъектов Российской Федерации».
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Рустам Минниханов отметил, что в Татарстане сеть дорог превышает 40 тыс. км, продолжается развитие и модернизация объектов дорожного хозяйства.
Глава республики рассказал, что при поддержке Правительства Российской Федерации в республике реализуются крупномасштабные федеральные проекты: строительство трассы М-12, автомагистрали «Казань-Екатеринбург», ведется строительство автодороги «Алексеевское – Альметьевск» с использованием механизма государственно-частного партнерства. За счет инфраструктурного бюджетного кредита и федеральных средств в Казанской агломерации строятся Вознесенский тракт и и дублер Горьковского шоссе.
“Реализация указанных проектов позволит создать новые логистические маршруты, соединяющие республику с регионами Поволжья, центральной России и Урала, а также придаст дополнительный импульс к развитию межрегиональной кооперации в рамках санкционных ограничений. По завершении этих масштабных проектов важно восстановить сеть региональных и местных дорог, которые сегодня активно используются для их строительства”, – отметил Рустам Минниханов.
Как подчеркнул Раис РТ, в Татарстане протяженность автодорог Опорной сети уже превышает 2,6 тыс. км. Опорная сеть в Татарстане связывает крупнейшие агломерации – Казанскую, Камскую и Альметьевскую территории республики, разделенные Волгой и Камой.
Опорная сеть способствует развитию транспортных коммуникаций между Татарстаном и соседними регионами, сокращению перепробега транспорта по направлениям Север-Юг и Запад-Восток. Цель – к концу 2024 года привести в нормативное состояние 85% дорог, входящих в Опорную сеть. Для этого в Татарстане сформирована 5-летняя программа дорожных работ. На дорогах Опорной сети планируется отремонтировать более 130 км полотна и увеличить их несущую способность до 11,5 тонн на ось.
“Пятилетняя программа должна создать условия для загрузки собственного машиностроения и стимулирования использования отечественной техники. Предлагаем предусмотреть для закупки российской дорожно-строительной техники механизм льготного лизинга и кредитования по аналогии с программами, работающими в сельском хозяйстве”,- сказал Рустам Минниханов.
Использование дорожными организациями современных инновационных материалов позволяет продлить срок жизни дорог. В результате должен быть обеспечен положительный бюджетный эффект за счет ужесточения требований к подрядчикам по гарантийным срокам эксплуатации дорог и, как следствие, увеличения межремонтных интервалов. В Татарстане действует единая служба заказчика, как в дорожной отрасли, так и в строительной. Мы готовы поделиться опытом организации этой работы с другими регионами.
“В качестве дальнейшего развития Федеральной опорной сети предлагаем формировать Опорную сеть региона. Ее основой должны стать трассы, соединяющие районные центры друг с другом и со столицей субъекта, дороги к крупным промышленным, сельскохозяйственным и туристическим объектам, а также магистрали между соседними регионами. Сегодня при проектировании автодорог отсутствует возможность включения в проектную документацию сопутствующей инфраструктуры – заправок, площадок для сервиса и отдыха, где может работать малый бизнес. Считаем целесообразным синхронизировать процессы проектирования дорог и прилегающей инфраструктуры. Это позволит обеспечить комфорт для водителей и пассажиров и создаст новые возможности для развития МСП”, – подчеркнул Раис Татарстана.
Также Рустам Минниханов отдельно остановится на том, что в Татарстане большое внимание уделяется дорогам местного значения. Уже порядка 10 лет в программном формате осуществляется ремонт улично-дорожной сети, приведение в нормативное состояние сельских улиц с переходным покрытием, обустройство подъездов к детским лагерям, семейным фермам, животноводческим комплексам и садоводческим товариществам. Такой подход позволяет ежегодно строить и ремонтировать не менее 700 км дорог на сельских территориях.
Марат Хуснуллин отметил, что в стране приведено в нормативное состояние 50% региональных дорог – это порядка 500 тыс. км. При этом 18 регионов не дотягивают до этого показателя. “В то же время Республика Татарстан довела этот показатель до 80%. Но есть те, кто не занимался этими вопросами. Поэтому в этом направлении нужно еще очень много работать”, – сказал Хуснуллин.
Отдельно Марат Хуснуллин остановился на теме развития транспортного коридора «Север – Юг». Он отметил, что в данном проекте заинтересованы партнеры России из государств исламского мира. В частности, эти вопросы планируется обсудить в рамках предстоящего KazanForum, который пройдет уже в мае.
В завершение заседания Марат Хуснуллин отметил регионы, добившиеся наибольших успехов в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году. Одним из лидеров стал Татарстан.