В московском Театре Наций состоялись премьерные показы спектакля Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин», замысел которого родился в Свияжске.
Летом 2019 года на театральной лаборатории «Свияжск АРТель» был показан эскиз по пьесе, написанной Бекмамбетовым совместно с казанским драматургом Ильгизом Зайниевым, в которой притчи про Ходжу Насреддина были нанизаны на новый сюжет. Напомним, что в Свияжске действо разворачивалось под открытым ночным небом, а театральными подмостками служил волжский берег. Зрители следовали за героями от одной локации к другой, освещая себе дорогу факелами, в сопровождении музыкантов, игравших на этнических инструментах.
«Ходжа Насреддин» в Москве – это кукольная постановка (к слову, первая в репертуаре Театра Наций). Спектакль выдержан в эстетике чёрно-белого кино, отсылающей к старому советскому фильму «Насреддин в Бухаре». На сцене оживают улочки средневекового азиатского города, пёстрый восточный базар, бродяги и торговцы… Герои спектакля говорят голосами Евгения Миронова, Константина Хабенского, Чулпан Хаматовой, Елизаветы Боярской и других знаменитых актёров.
«Я много лет мечтал рассказать историю этого персонажа, талантливого и парадоксального, который всё переворачивает с ног на голову, – говорит Тимур Бекмамбетов. – Но поскольку мир и так перевёрнут, то у Ходжи Насреддина в итоге всё оказывается на своих местах. Мы создали образ легендарного трикстера восточной цивилизации, и у нас вышла пьеса о свободе, любви и правах человека, в общем, о проблемах и чаяниях всех времён вплоть до сегодняшнего дня».
Рассказ о Ходже Насреддине ведётся от лица ишака, который помогает своему хозяину вернуть невесту из гарема Тамерлана, влюбляется в кобылицу и философствует с надоедливой мухой. Сделать человека из осла – последнее и самое сокровенное желание Ходжи Насреддина…
«С возрастом начинаешь понимать весь трагизм историй Насреддина – умного героя среди глупых и жадных людей», – признаётся режиссёр.