В одном из московских издательств вышел новый, четвертый роман Гузели Яхиной, в центре которого – личность и судьба знаменитого советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.
«Эйзен» – авантюрный роман-буфф, как определила его жанр сама писательница, чья дебютная книга «Зулейха открывает глаза» в свое время возглавила все читательские рейтинги. В очередной раз Гузель Яхина обращается к травматическому историческому опыту начала прошлого века, но на этот раз в центре ее повествования не безымянные жертвы советского Молоха, а именитый режиссер, человек-легенда и, кстати, дважды лауреат Сталинской премии. Имя Сергея Эйзенштейна – едва ли не синоним советского кино 1920-х. Как минимум сразу вспоминается его фильм «Броненосец «Потёмкин» – еще немой, черно-белый, с раскрашенным вручную красным флагом.
В то же время это не классическая биография из серии «ЖЗЛ». Помимо дневников, писем и мемуаров современников, в основу романа легли авторские предположения и догадки, «гипотеза о личности Сергея Эйзенштейна», по выражению автора. В общем, структура книги чем-то напоминает «монтаж аттракционов». Напомним: это понятие отсылает к художественному методу самого режиссера. Именно Эйзенштейн придумал известный способ компоновки фильма, когда отснятый материал сначала разрезается на отдельные фрагменты и затем так же покадрово собирается в необходимом режиссеру порядке. По такому же принципу снимал свои фильмы другой советский киноклассик – Григорий Александров, превращавший на экране серую и безрадостную советскую действительность в ослепительную сказку. Самого Эйзенштейна тоже часто упрекали, что его фильмы грешат против исторической правды. При всем своем таланте режиссер был болезненно тщеславен и не отличался нонконформизмом ни в искусстве, ни в жизни.
Роман состоит из восьми глав, и название каждой отсылает к какому-нибудь фильму, но не самого Эйзенштейна, а его современников, учеников или просто не менее великих режиссеров. Например, к «Покаянию» Тенгиза Абуладзе и «Жертвоприношению» Андрея Тарковского. Последний всегда выступал убежденным противником «монтажа аттракционов».
По словам Яхиной, на написание нового романа у нее ушло три года. Она объездила многие города, которые так или иначе связаны с фильмографией Сергея Эйзенштейна (Петербург, Рига, Переславль-Залесский). Также она побывала в Мексике, где проходили съемки его незавершенного фильма о революционных событиях в этой стране.
Станет ли «Эйзен» бестселлером, как и предыдущие романы Яхиной, – сказать сложно. Первые отзывы – очень противоречивые (впрочем, как и всегда). Одни находят книгу честной и увлекательной, другие ругают за недомолвки, вольное обращение с фактами и т.д.