Гильотина для шины: казанцев призывают сдавать старые покрышки на переработку

Автор статьи: Евгения ЧЕРНОУСОВА

Фото: УК ПЖКХ, kzn.ru

Контейнеры-бункеры для сбора старых автомобильных шин установили в разных районах Казани на время сезона замены летних покрышек на зимние. Поскольку химический состав шин достаточно токсичен (такие отходы относятся к IV классу опасности), выбрасывать их в обычные мусорные контейнеры и складировать на полигонах нельзя, положено утилизировать путем переработки. 

Гильотина для шины: казанцев призывают сдавать старые покрышки на переработку

«ЛЕБЕДИ» И КЛУМБЫ ПОД ЗАПРЕТОМ

Напомним, что по закону в России с 2019 года нельзя сжигать или захоранивать автомобильные шины, поскольку при горении покрышек происходит мощный выброс токсичных веществ в атмосферу, а токсины из закопанных в землю шин отравляют почву и просачиваются в грунтовые воды. С 2021 года россиянам запретили использовать шины как декор или ограждение во дворах и на приусадебных участках, поскольку под воздействием солнечных лучей они также выделяют вредные вещества.

– Когда старые шины бросают у автосервисов, мусорных баков, делают из них клумбы, «лебедей» и прочие декоративные фигуры, это нарушение действующего законодательства. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает размещение отходов 1-4 класса опасности в границах населенных пунктов. А Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет условия утилизации таких отходов, как автомобильные покрышки. Нарушение этого закона влечет за собой административную ответственность – штрафы от 3 до 5 тыс. рублей для физлиц и от 20 до 40 тыс. для должностных лиц, – предупредила казанский юрист Наталья Веретенникова.

ПОКРОШАТ И НАГРЕЮТ

Как сообщили «РТ» в УК «ПЖКХ» (региональный оператор по обращению с отходами Западной зоны РТ), сбор покрышек на утилизацию – экологическая инициатива самой компании. Бункеры для сбора шин установлены в разных районах города неподалеку от шиномонтажных мастерских, а также в двух пунктах сбора вторсырья (адреса – ниже). Собранные шины отправят на перерабатывающий завод «Татнефти».

– Нынешняя акция уже третья, мы будем и дальше проводить их каждый сезон, когда автомобилисты меняют резину. За прошлые зиму и весну было собрано более 700 тонн шин, – рассказала руководитель пресс-службы УК «ПЖКХ» Анастасия Хан.

Важно: в бункеры УК «ПЖКХ» можно бросать только покрышки от колес легковых автомобилей.

Гильотина для шины: казанцев призывают сдавать старые покрышки на переработку
За прошлые зиму и весну было собрано более 700 тонн шин.

Сама компания «Татнефть» тоже проводит сбор использованных шин от населения и организаций. Шины можно сдать на АЗС «Татнефти» и на специально оборудованных площадках. На сегодня участки сбора и линии переработки шин, оснащенные оборудованием собственного производства, действуют в 17 городах России. С начала года было собрано и переработано более 18 тыс. тонн отработанных шин.

Как пояснили нам в пресс-службе ПАО «Татнефть», шины перерабатывают в два этапа: сначала измельчают в крошку, потом обрабатывают термически методом пиролиза. В процессе пиролиза (химического разложения) из одной тонны резиновой крошки получается 500 кг пиролизного конденсата. Конденсат отправляют на ТАНЕКО, где из него выделяют изобутан. Затем на производствах «Татнефти» из изобутана получают изопреновый каучук, который используется для производства шин. Также из одной тонны получается 860 кг резиновой крошки и 140 кг металлолома.

В компании сообщили, что резиновая крошка используется для покрытия детских и спортивных площадок, и отметили, что такое покрытие очень неприхотливое и легко переносит различные погодные условия.

РЕЗИНА – ДЕТЯМ?

Однако возникает резонный вопрос: если шины вредны и опасны для экологии, почему их используют на игровых площадках для малышей? Ведь в том самом 2021 году, когда старые покрышки запретили использовать  в декоративных целях, Роспотребнадзор заставлял детсады по всей стране в срочном порядке выкорчевывать из земли «арт-объекты» из резины. А гулять на ковриках из шин, пусть даже переработанных, детям, получается, можно?

Генеральный директор одного из заводов по переработке старых шин – ООО «Кряж+» в Тюлячинском районе Марс Нурияхметов, заверил «РТ», что в процессе переработки резина покрышек теряет свою токсичность и становится нейтральным и безопасным материалом.

– Когда шины привозят на завод, сначала из них вырывают бортовое кольцо – металлический каркас. Затем рубят на гильотине и измельчают в большом и малом шредерах (измельчителях). Потом отделяется металлический и текстильный корд. Это каркас в резиновом слое, состоящий из жестких волокон. Металлический корд забирают на металлолом, а текстильный используют нефтяники для тампонирования скважин. Из оставшейся резины мы делаем резиновое покрытие для спортивных и детских площадок, – объяснил технологию Нурияхметов.

Гильотина для шины: казанцев призывают сдавать старые покрышки на переработку
Резиновая крошка используется для покрытия детских и спортивных площадок.

В месяц предприятие производит до 200 тонн резиновой крошки, и на складах она не залеживается. Кроме производства мягких покрытий, такую крошку добавляют в асфальт, который в результате становится более прочным, эластичным и не трескается.

И все же заметим, что в Европе уже начали отказываться от «резиновых» детских площадок, возвращаясь к природным покрытиям – травке, песочку и гальке.

ЛЕГКОВЫЕ – БЕСПЛАТНО, ГРУЗОВЫЕ – ЗА ДЕНЬГИ

Еще один законный способ избавиться от старых покрышек – оставить их в шиномонтажной мастерской, но не во всякой, а такой, у которой имеется соответствующая лицензия.

– У нашей организации есть лицензия на сбор и транспортировку таких отходов на утилизацию. Мы отвозим старые шины на Поволжский шиноперерабатывающий завод в Тольятти. Шины от легковых автомобилей можно оставить в нашей мастерской бесплатно, водителю грузовика нужно будет заплатить 100 рублей за одну шину, за сельскохозяйственные – еще больше, в зависимости от вида транспорта, – рассказал корреспонденту «РТ» руководитель отдела поставки и продаж шин для спецтехники ООО «Казань-Шинторг» Денис Кудинов. – Легковые шипованные шины мы не принимаем, потому что шипы, имеющие в составе металл, создают сложности при переработке, их приходится убирать. Также не везде принимают шины от промышленного транспорта, большегрузов. Такие покрышки более толстые и прочные, резать их непросто, соответствующее оборудование имеется не на каждом заводе.

Адреса бункеров УК «ПЖКХ» для сбора автопокрышек в Казани:

Авиастроительный и Ново-Савиновский районы:

  • ул. Академика Лаврентьева, 8;
  • ул. Фатыха Амирхана, 101В;
  • ул. Фатыха Амирхана, 48;
  • ул. Адоратского, 76Б.

Кировский и Московский районы:

  • ул. Клары Цеткин, 8Б;
  • ул. Васильченко, 6 (пункт приема вторсырья «Точка Сбора»).

Приволжский и Вахитовский районы:

  • ул. Авангардная, 88А;
  • ул. Техническая, 118;
  • ул. Учительская, 2 (пункт приема вторсырья «Фракция»).

Советский район:

  • ул. Сибирский тракт, 61;
  • ул. Родины, 49/3.

 

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще