Фешин и его музы языком медиаарта

В Казани в Галерее современного искусства прошла экспериментальная постановка «Фешин. Музы».

Автор статьи: Элеонора РЫЛОВА

Фото: vk.com

 

 

В Казани в Галерее современного искусства прошла экспериментальная постановка «Фешин. Музы». О трагической судьбе нашего земляка рассказали посредством современных информационных технологий.

 

Символично, что этот проект-эксперимент был приурочен ко Всемирному дню театра. Ведь театр сейчас в поисках новых форм, и он сегодня такой разный – классический, иммерсивный, синтетический… Создатели назвали своё детище интерактивным медиаперформансом – в нём актёрская игра сочетается с видеофрагментами, 3D-медиаинсталляциями, разработанными искусственным интеллектом, кадрами кинохроники, живой музыкой и цитатами из дневников самого Николая Фешина. И всё это в обрамлении полотен, пожалуй, самого недооценённого на родине художника.

Нужно отдать дань создателям – каждая составляющая перформанса усиливала эффект, помогала глубже раскрыть личность нашего земляка, одного из основателей Казанского художественного училища, ныне носящего его имя.

Ещё один сюрприз – авторы и участники спектак­ля. Сценарист и руководитель проекта – известный журналист, а ныне профессор КФУ Юлия Андреева, режиссёр – Андрей Белозёров, запомнившийся широкому зрителю по фильмам «Лёд», «Ле­виафан», «Тонкая грань», «Екатерина. Взлёт». В постановке участвовали студенты и преподаватели Высшей школы журналистики КФУ, студенческого телевидения «Универ ТВ» и Казанской государственной консерва­тории.

О Николае Фешине мало знают и пишут у нас в стране, потому что его талант раскрылся не на родине. В 1923 году, спасаясь от голода и последствий революции, он уехал из России в США. Там прожил 32 года, стал популярен, всемирно признан, и американцы считают его своим художником. Тем не менее прах ­импрессиониста покоится на Арском кладбище Казани – его перевезла сюда Ия, дочь Фешина.

Постановка «Фешин. Музы» – это отчасти просветительский проект, который через узловые моменты ­биографии живописца, ученика Репина, уверена, побудит зрителей больше узнать о его жизни и творчестве. В основе повествования то, что повлияло на судьбу и талант художника: клиническая смерть в детстве, сложные отношения с матерью, эмиграция, трагическая любовь, закончившаяся расставанием, воспитание единственной дочери, оставшейся с ним. И всё это через призму его удивительных картин – лёгких, светлых, многослойных. Видеоряд в постановке очень яркий, благодаря ему всё повествование становится динамичным и современным.

Авторы оставляют зрителю простор для размышлений на темы жизненного предназначения, ответственности таланта, судьбы и воли, любви и измены. А встречающиеся в тексте такие привычные нашему уху топонимы – Казань, Аркатово, речка Иинка – делают эти размышления не придуманной абстракцией, а дают понимание, что всё это переживает живой человек, связанный с нами местом рождения, духом, культурой, языком.

Конечно, в тридцатиминутный спектакль невозможно вместить все перипетии непростой судьбы Фешина, но всё, что подходит под категорию «Музы», создатели в него включили.

Интересно, что после просмотра проходило обсуж­дение увиденного со зрителями, и каждый находил в широких мазках авторского видения свою краску, свой фрагмент, который его тронул и отозвался в ­душе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще