По уточненному прогнозу Минэкономразвития РФ, вся розничная торговля в России в 2023 году вырастет на 5,8 процента (до 44,96 трлн рублей). Таким образом, по итогам 2023 года доля интернет-торговли в общем объеме розничной торговли России увеличится с 15 до 17,6 процента, а если брать только продажу непродовольственных товаров – примерно до 30 процентов. Это соответствует уровню Германии, но отстает от Великобритании и тем более от лидера – КНР, где по итогам 2022 года этот показатель достиг отметки 56 процентов, а по ряду категорий – 80-85 процентов.
ЗАНЯТЫ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ
Отмечаемый в России рост доли малого и среднего бизнеса эксперты связывают с началом активного развития маркетплейсов.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в середине 2023 года в бизнесе были задействованы в качестве продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) 1,2 млн предпринимателей. Еще более 1 млн человек работают в сфере доставок и логистики.
Бесперебойная деятельность крупнейших маркетплейсов России уже стала важным фактором, который влияет на социальную стабильность общества. Представьте, что будет, если
завтра десятки миллионов россиян не смогут приобрести нужный им товар, а 2,2 млн предпринимателей, перевозчиков, курьеров и работников маркетплейсов останутся без средств существования.
Понятно, что государство стремится укрепить контроль над этой стратегически важной сферой. Сейчас законодатели совместно с участниками рынка обсуждают формы и параметры такого контроля, которые позволят, с одной стороны, сохранить огромный потенциал роста, а с другой – увеличить устойчивость всей системы к возможным стрессовым ситуациям.
ТАТАРСТАН ДАЛ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЕ
Татарстан стал одним из первых регионов, который сделал ставку на развитие рынка интернет-торговли. В конце 2020 года по поручению Раиса республики Рустама Минниханова была создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в регионе, по каналам электронной торговли.
Участникам рабочей группы пришлось самим глубоко вникнуть в процедуры и этапы, которые должны пройти селлеры, прежде чем начать торговлю на маркетплейсах. По итогам взаимодействия с Национальной ассоциацией дистанционной торговли татарстанскими продавцами, маркетплейсами и логистическими компаниями была разработана концепция развития электронной торговли в Республике Татарстан, а также подготовлен план (программа) мероприятий по развитию интернет-торговли на 2021–2022 годы, который был принят Правительством РТ.
Татарстан стал первым регионом России, где была принята своя программа развития этой важной отрасли. Благодаря реализации программы только за прошлый год количество ПВЗ маркетплейсов в Татарстане выросло на 41,5 процента – до 6911. Это дало возможность татарстанским покупателям, в том числе из сельской местности, быстрее приобретать и получать товары, произведенные как в республике, так и за ее пределами. В свою очередь татарстанские предприниматели получили более легкий доступ к возможности продавать свои товары на территории всей России. Тем самым они увеличивают прибыль, развивают бизнес, создают новые рабочие места.
Программа развития интернет-торговли в Татарстане показала хорошие результаты, поэтому в январе 2023 года Правительство РТ приняло обновленную программу, рассчитанную на два года. Она нацелена на расширение конкурентных преимуществ республики на этом стратегически важном рынке, на вовлечение еще большего количества предпринимателей в интернет-каналы продаж и на увеличение скорости доставки самого широкого спектра товаров для жителей республики.
В результате предпринятых усилий за последние три года с момента начала «золотой лихорадки» маркетплейсов количество татарстанских селлеров выросло в 174 раза! Так, по данным маркетплейсов Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет», KazanExpress, «AliExpress Россия», в январе – октябре 2023 года количество татарстанских селлеров увеличилось на 23,1 процента – до 55 919 (на 1 января 2023 года их было 45 423). Это примерно 12 процентов от общего количества зарегистрированных в Татарстане юрлиц и самозанятых и
7 процентов от всех российских селлеров.
По предварительным оценкам, выручка татарстанских продавцов на маркетплейсах за этот период составила 46 млрд рублей (за 9 месяцев 2022 года – 38 млрд рублей). Татарстан прочно входит в пятерку российских регионов-лидеров.
КОНКУРЕНЦИЯ РАСТЕТ
По результатам исследования сервиса «Точка Маркетплейсы», в 2023 году средняя выручка российских продавцов на Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркете», «Мегамаркете», KazanExpress и AliExpress составит в среднем почти 762 тысячи рублей в месяц.
В то же время оборот менее 100 тысяч рублей в месяц имеет примерно половина селлеров, а треть из них – менее 30 тыс. рублей в месяц с тенденцией к снижению. При этом активно растет доля продавцов с оборотом более 15 млн рублей в месяц.
Как поясняют эксперты, с ростом конкуренции на маркетплейсах предпринимателям и самозанятым все труднее «самотеком» вывести свой товар в бестселлеры. Чтобы добиться успеха, сейчас очень важно знать и уметь использовать многочисленные инструменты аналитики и продвижения товаров, которые предоставляют маркетплейсы. Но начинающим предпринимателям не хватает опыта и больших бюджетов для тестирования различных гипотез и изучения всех нюансов работы на площадках. В результате значительная часть новичков проигрывает конкуренцию и сворачивает деятельность на маркетплейсах.
Аналитики считают, что в ближайшем будущем рынок интернет-торговли будет расти не столько за счет появления новых, сколько за счет развития больших и сильных селлеров.
Предвидя эту негативную для большинства мелких селлеров тенденцию, в Татарстане с начала 2023 года постепенно стали смещать фокус внимания с массового вовлечения предпринимателей на рынок интернет-торговли на помощь уже действующим селлерам в достижении «точки выживания», повышении эффективности их торговли.
Для этого в рамках программы развития интернет-торговли в сотрудничестве с центром «Мой бизнес» Фонда поддержки предпринимательства Министерства экономики РТ был сформирован комплекс мер, которые закрывают практически все потребности предпринимателей по вопросам, связанным с выходом на маркетплейсы, – от регистрации личных кабинетов до продвижения товаров.
В эти меры поддержки входят помощь в размещении товаров татарстанских продавцов (юрлиц и самозанятых) на ведущих российских маркетплейсах, повышение квалификации для руководителей и сотрудников компаний по программе «Аккаунт-менеджер по работе на маркетплейсах».
Проводятся также обучение для самозанятых, которые планируют самостоятельно торговать на маркетплейсах, двухнедельные бесплатные форумы-марафоны в онлайн-формате, мастер-классы по развитию интернет-торговли «Формула успеха в e-сommerce».
С «МАРКЕТПЛЕЙС. ЛЕГКО»
Данные меры поддержки реализуются через созданное в марте 2021 года АНО «Центр электронной торговли «Маркетплейс. Легко». Концепция ЦЭТ была сформирована на основе опыта Китая, где подобные структуры работают в каждой провинции.
С начала своей работы центр помог уже более 10 тысячам татарстанских предпринимателей, которые вышли на маркетплейсы и начали успешные продажи.
В России нет структур, подобных ЦЭТ «Маркетплейс. Легко», который бесплатно оказывает полный комплекс услуг на высоком уровне. Так, по итогам 2022 года практика проведения обучающих форумов-марафонов по выводу предпринимателей и самозанятых на маркетплейсы была отмечена федеральной премией «Мой бизнес» как лучший образовательный проект.
В 2023 году с учетом новых тенденций была запущена серия обучающих форумов-марафонов «PRO Маркетплейс» по продвижению товаров на маркетплейсах Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет» и KazanExpress, в которых приняли участие 1609 татарстанцев.
Развитие интернет-торговли помогает решать целый ряд задач социально-экономического развития.
В их числе можно отметить привлечение инвестиций в экономику, увеличение численности занятых в сфере МСП, среднемесячной заработной платы и среднедушевого денежного дохода населения. И, конечно, снижение «уровня бедности» и улучшение качества жизни.
За последние три года Татарстан накопил значительные компетенции в области интернет-торговли и логистики. Прошедшие осенью этого года отраслевые форумы подтвердили интерес других регионов к изучению опыта Татарстана. Уже есть запросы на помощь в разработке региональных программ развития интернет-торговли, создании местных центров электронной торговли, образовательных программ и обучающих модулей для предпринимателей и самозанятых по работе с маркетплейсами и т.д.
Разумеется, главная наша задача – это повышение конкурентных преимуществ татарстанских предпринимателей в сфере интернет-торговли, создание благоприятных условий для развития на этом ключевом рынке. Как предупреждают эксперты, компании, которые до сих пор не освоили онлайн-каналы продаж, не имеют перспектив для роста.