Фарид Абдулганиев: достичь «точки выживания» на рынке интернет-торговли

Рынок электронной торговли остается самым быстрорастущим сегментом экономики. По прогнозу Data Insight, в 2023 году его объем достигнет 7,9 трлн  рублей, увеличившись на 38% по сравнению  с текущим годом. Тем не менее на рынке есть значительные изменения, которые необходимо учитывать. Особенно новым игрокам. Уполномоченный при Раисе РТ по защите прав предпринимателей рассмотрел в своей статье для «РТ» развитие маркетплейсов в Татарстане. 

 

По уточненному прогнозу Минэкономразвития РФ, вся розничная торговля в России в 2023 году вырастет на  5,8 процента (до 44,96 трлн  рублей). Таким образом, по итогам 2023 года доля интернет-торговли в общем объеме розничной торговли России увеличится с 15 до 17,6 процента, а если брать только продажу непродовольственных товаров – примерно до 30 процентов. Это соответствует уровню Германии, но отстает от Великобритании и тем более от лидера – КНР, где по итогам 2022 года этот показатель достиг отметки 56 процентов, а по ряду категорий – 80-85 процентов.

ЗАНЯТЫ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ

Отмечаемый в России рост доли малого и среднего бизнеса эксперты связывают с началом активного развития маркетплейсов.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в середине 2023 года в бизнесе были задействованы в качестве продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) 1,2 млн предпринимателей. Еще более 1 млн человек работают в сфере доставок и логистики.

Бесперебойная деятельность крупнейших маркетплейсов России уже стала важным фактором, который влияет на социальную стабильность общества. Представьте, что будет, если
завтра десятки миллионов россиян не смогут приобрести нужный им товар, а 2,2 млн предпринимателей, перевозчиков, курьеров и работников маркетплейсов останутся без средств существования.

Понятно, что государство стремится укрепить конт­роль над этой стратегически важной сферой. Сейчас законодатели совместно с участниками рынка обсуж­дают формы и параметры такого контроля, которые позволят, с одной стороны, сохранить огромный потенциал роста, а с другой – увеличить устойчивость всей системы к возможным стрессовым ситуациям.

ТАТАРСТАН ДАЛ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЕ

Татарстан стал одним из первых регионов, который сделал ставку на развитие рынка интернет-торговли. В конце 2020 года по поручению Раиса республики Рустама Минниханова была создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в регионе, по каналам электронной торговли.

Участникам рабочей группы пришлось самим глубоко вникнуть в процедуры и этапы, которые должны пройти селлеры, прежде чем начать торговлю на маркетплейсах. По итогам взаимодействия с Нацио­нальной ассоциацией дистанционной торговли татарстанскими продавцами, маркетплейсами и логистическими компаниями была разработана концепция развития электронной торговли в Республике Татарстан, а также подготовлен план (программа) мероприятий по развитию интернет-торговли на 2021–2022 годы, который был принят Правительством РТ.

Татарстан стал первым регионом России, где была принята своя программа развития этой важной отрас­ли. Благодаря реализации программы только за прошлый год количество ПВЗ маркетплейсов в Татарстане вырос­ло на 41,5 процента – до 6911. Это дало возможность татарстанским покупателям, в том числе из сельской местности, быстрее приобретать и получать товары, произведенные как в респуб­лике, так и за ее пределами. В свою очередь татарстанские предприниматели получили более легкий доступ к возможности продавать свои товары на территории всей России. Тем самым они увеличивают прибыль, развивают бизнес, создают новые рабочие места.

Программа развития интернет-торговли в Татар­стане показала хорошие результаты, поэтому в январе 2023 года Правительство РТ приняло обновленную программу, рассчитанную на два года. Она нацелена на расширение конкурентных преимуществ республики на этом стратегически важном рынке, на вовлечение еще большего количества предпринимателей в интернет-каналы продаж и на увеличение скорости доставки самого широкого спектра товаров для жителей республики.

В результате предпринятых усилий за последние три года с момента начала «золотой лихорадки» маркетплейсов количество татарстанских селлеров выросло в 174 раза! Так, по данным маркетплейсов Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет», KazanExpress, «AliExpress Россия», в январе – октябре 2023 года количество татарстанских селлеров увеличилось на 23,1 процента – до 55 919 (на 1 января 2023 года их было 45 423). Это примерно 12 процентов от общего количества зарегистрированных в Татарстане юрлиц и самозанятых и
7 процентов от всех российских селлеров.

По предварительным оценкам, выручка татарстанских продавцов на маркетплейсах за этот период составила 46 млрд рублей (за 9 месяцев 2022 года – 38 млрд рублей). Татарстан прочно входит в пятерку российских регионов-лидеров.

КОНКУРЕНЦИЯ РАСТЕТ

По результатам исследования сервиса «Точка Маркетплейсы», в 2023 году средняя выручка российских продавцов на Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркете», «Мегамаркете», KazanExpress и AliExpress составит в среднем почти 762 тысячи рублей в месяц. 

В то же время оборот менее 100 тысяч рублей в месяц имеет примерно половина селлеров, а треть из них – менее 30 тыс. рублей в месяц с тенденцией к снижению. При этом активно растет доля продавцов с оборотом более 15 млн рублей в месяц.

Как поясняют эксперты, с ростом конкуренции на маркетплейсах предпринимателям и самозанятым все труднее «самотеком» вывести свой товар в бестселлеры. Чтобы добиться успеха, сейчас очень важно знать и уметь использовать многочисленные инструменты аналитики и продвижения товаров, которые предоставляют маркетплейсы. Но начинающим предпринимателям не хватает опыта и больших бюджетов для тестирования различных гипотез и изучения всех нюансов работы на площадках. В результате значительная часть новичков проигрывает конкуренцию и сворачивает деятельность на маркетплейсах.

Аналитики считают, что в ближайшем будущем рынок интернет-торговли будет расти не столько за счет появления новых, сколько за счет развития больших и сильных селлеров.

Предвидя эту негативную для большинства мелких селлеров тенденцию, в Татарстане с начала 2023 года постепенно стали смещать фокус внимания с массового вовлечения предпринимателей на рынок интернет-торговли на помощь уже действующим селлерам в достижении «точки выживания», повышении эффективности их торговли.

Для этого в рамках программы развития интернет-торговли в сотрудничестве с центром «Мой бизнес» Фонда поддержки предпринимательства Министерства экономики РТ был сформирован комплекс мер, которые закрывают практически все потребности предпринимателей по вопросам, связанным с выходом на маркетплейсы, – от регистрации личных кабинетов до продвижения товаров.

В эти меры поддержки входят помощь в размещении товаров татарстанских продавцов (юрлиц и самозанятых) на ведущих российских маркетплейсах, повышение квалификации для руководителей и сотрудников компаний по программе «Аккаунт-менеджер по работе на маркетплейсах».

Проводятся также обучение для самозанятых, которые планируют самостоятельно торговать на маркетплейсах, двухнедельные бесплатные форумы-марафоны в онлайн-формате, мастер-классы по развитию интернет-торговли «Формула успеха в e-сommerce».

С «МАРКЕТПЛЕЙС. ЛЕГКО»

Данные меры поддержки реализуются через созданное в марте 2021 года АНО «Центр электронной торговли «Маркетплейс. Легко». Концепция ЦЭТ была сформирована на основе опыта Китая, где подобные структуры работают в каждой провинции.

С начала своей работы центр помог уже более 10 тысячам татарстанских предпринимателей, которые вышли на маркетплейсы и начали успешные продажи.

В России нет структур, подобных ЦЭТ «Маркетплейс. Легко», который бесплатно оказывает полный комплекс услуг на высоком уровне. Так, по итогам 2022 года практика проведения обучающих форумов-марафонов по выводу предпринимателей и самозанятых на маркетплейсы была отмечена федеральной премией «Мой бизнес» как лучший образовательный проект.

В 2023 году с учетом новых тенденций была запущена серия обучающих форумов-марафонов «PRO Маркетплейс» по продвижению товаров на маркетплейсах Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет» и KazanExpress, в которых приняли участие 1609 татарстанцев.

Развитие интернет-торговли помогает решать целый ряд задач социально-экономического развития.

В их числе можно отметить привлечение инвестиций в экономику, увеличение численности занятых в сфере МСП, среднемесячной заработной платы и среднедушевого денежного дохода населения. И, конечно, снижение «уровня бедности» и улучшение качества жизни.

За последние три года Татарстан накопил значительные компетенции в области интернет-торговли и логистики. Прошедшие осенью этого года отраслевые форумы подтвердили интерес других регионов к изучению опыта Татарстана. Уже есть запросы на помощь в разработке региональных программ развития интернет-торговли, создании местных центров электронной торговли, образовательных программ и обучающих модулей для предпринимателей и самозанятых по работе с маркетплейсами и т.д.

Разумеется, главная наша задача – это повышение конкурентных преимуществ татарстанских предпринимателей в сфере интернет-торговли, создание благоприятных условий для развития на этом ключевом рынке. Как предупреждают эксперты, компании, которые до сих пор не освоили онлайн-каналы продаж, не имеют перспектив для роста.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще