Евразия вновь в горячей повестке дня, а евразийство стало знаком и сутью эпохи разлома истории. В столице Татарстана в эти дни проходит международный конгресс евразийской интеграции. И казанская интеллектуальная прибавка к решению ключевой проблемы планеты – консолидации Евразии является судьбоносной для человечества.
ИГРЫ НА ЕВРАЗИЙСКОЙ ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ
В свое время Хэлфорд Джон Маккиндер назвал Евразию «мировым островом», который служит ключом к контролю и доминированию над миром. Действительно, в кладовой Евразии сокрыты 70 процентов энергоресурсов мира, мечта о приватизации которых будоражит правителей. Градус страстей подогревается удобством этого плацдарма в схватке за глобальное лидерство. Не менее весомым фактором уникальности является то, что Евразия генерирует витальную энергию, пережив уже с ХVIII века до н. э. по ХIII век н. э. девять пассионарных взрывов тектонической силы.
В ХХI веке континент притягивает еще и своей миротворческой энергетикой. Это не отменяет борьбу созидательно-двигательных и тормозящих начал, что проявляется в этноконфессиональных конфликтах и рисках глобальной катастрофы. Но параллельно рождается и зреет предельно востребованная модель консенсуса, согласия, мира.
Итак, вновь наступило время Евразии, на просторах которой разворачивается процесс сотворения будущего через взаимодействие «оконечностей Света» в режиме войны идей, конкуренции технологических, интеллектуальных геопроектов и военно-стратегических сил. На евразийской шахматной доске мы наблюдаем турнир-противостояние коллективного Запада и обозначившегося альянса Востока.
Важно понять, что Евразия – идеальное место для выработки энергии равновесия, баланса в целях мирного взаимополезного сосуществования народов и цивилизаций разных исторических типов, налаживания связей с другими частями мира
Американская традиция приверженности духу евразийской стратегии сложилась не сегодня. Финал Второй мировой войны с атомной заявкой США на превосходство не случайно совпал с превращением паневразийства в сверхцель. Жизненно важным назвал Збигнев Бжезинский гарантию от появления «соперника, способного господствовать в Евразии». В сетях хитросплетений этой политики философия «возвращения старой доброй Америки» вплетается в стратегию коллективного Запада стать верховным правителем судеб Азии. Особенностью нынешней американской администрации стал курс на впряжение Европы в колесницу американской евразийской стратегии. И магия «мягкой силы», «вельветовая перчатка на железной руке» не должны порождать иллюзий…
С другой стороны, евразийско-лидерное одеяние примеряет и Китай с его концепцией мирового возвышения. Можно ли заключить, что брезжит рассвет триумфа Поднебесной? Ясно одно: цивилизация, тысячелетиями замкнутая на себя, простерла сети на всем пространстве Евразии. В проекте «Один пояс – один путь» ей удалось сомкнуть интересы основных игроков мировой политики. Он органично сочетается с российским проектом «Большая Евразия». Россия, кровная дочь, духовно-сердцевинная составляющая «ядерного континента», в битве за будущее являет особый случай.
ЕВРАЗИЙСКАЯ КАРМА РОССИИ
Болезнь евразийством запрограммирована в «крови» России. Историко-генетические корни со времен седой старины будили евразийские грезы. То был «путь русской судьбы», по словам Владимира Вернадского. И, возможно, как полагал Лев Гумилев, «Россия будет спасена… только через евразийство». Сложно переплетенный характер отношений Руси с Востоком не синонимичен влиянию Чингизидов и Золотой Орды. Наряду с «хождением за три моря» русской душе присуще стремление освоить все мироздание.
Приговорена ли страна стать Евразией? Вряд ли. Скорее, она более иных игроков истории расположена ею быть. Возвращение в Евразию служит для России не просто позывом гарантировать суверенитет через обладание ресурсами. Это возвращение к себе, к выполнению незавершенного проекта по сборке евразийской группы стран-народов, распростертых по всем азимутам ойкумены.
Ситуация кризиса идейных, мировоззренческих постижений векторов – путей развития человечества – осложнена крушением сложившегося миропорядка. Растет потребность в «сборке мира» на духовно обновленной основе Евразийского общецивилизационного дома, в котором проживают 75 процентов жителей планеты. На смену доминированию коллективного Запада грядет век Евразии. Не станет ли он веком нового типа глобализации?
Консолидация Евразии. В таком контексте проект России прочитывается как выполнение ею своего исторического, нравственного долга. СССР, СНГ и ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – это крупные знаковые шаги человечества к этой мегацели превращения Евразии в самодостаточный, самостоятельный центр, осевой регион мировой политики, формирования многополярного мира. Евразия в этом свете гораздо более показательная, чем Европа, «лаборатория многополярности». Ее внутренняя атмосфера все более диктует атмосферу глобально-всеобщую.
В новом, консолидированном виде у Евразии есть еще не разыгранная козырная карта, сулящая выигрышный сценарий. Это максимальная взаимосвязанность ее частей друг с другом, причем не только по географическому основанию. Взаимозависимость, помноженная на осознание потребности, отвечает запросам всеобъемлющей универсальной глобализации. Они соотносятся с задачей сохранения суверенитета и самостоятельности действий в своих национальных интересах, повышения собственной значимости и роли на международной арене. Важно понять, что Евразия – идеальное место для выработки энергии равновесия, баланса в целях мирного взаимополезного сосуществования народов и цивилизаций разных исторических типов, налаживания связей с другими частями мира. Их сопряжение способно успокоить бурные штормы в океане человечества.
Здесь рождается завтрашний день мира, и он будет представлять совокупность оригинальных взглядов, идей, опыта, гармонизация которых и составит смысл философии международной политики России в ХХI веке. Наша страна, как никакая другая мировая держава, не только обладает концептуальным видением Евразии, но и постигла сокрытые в недрах континента огромные возможности воздействия на ход мировой истории. Будучи ментально скроенной из «духа и плоти» Евразии, страна столетиями работала над ее возвышением.
Накал борьбы за господство над Евразией нарастает. Преодоление волны конкуренции за воздействие на народы Евразии внерегиональных, внешних держав – серьезный вызов для России. Императивная задача в том, чтобы остановить маховик сползания к ядерной войне, развернуть ход событий, разработанный на Западе, от войны к миру. Путь к решению этой задачи фантастически тернист. Речь идет прежде всего о необходимости переосмысления самого феномена Евразии. Это не продовольственная или сырьевая кладовая, в ней содержится код мирософии, исходно-родовой корень землян, в ее глубинах – зерно жизни человечества. В перечне назревающих задач стоит переход от стартовой парадигмы торгового, таможенного и инвестиционного характера взаимодействия между странами к парадигме развития универсального типа.
Наиболее трудная задача – формирование евразийской философии и идеологии жизнебытия общего Евразийского дома, как это было на этапе собирания европейских камней, создания общеевропейского союза. Без выработки новой оптики мировоззренческого видения невозможно определение целей, стратегии развития и его исторических перспектив.
Перемещение центра ответственности за судьбы мира от Запада к Востоку раскрывает восточно-ментальную суть Казани, превращая ее в средоточие связей, соединяющих Запад и Восток
От степени их интеллектуальной подготовки, аналитических способностей, уровня дипломатического искусства во многом зависит судьба наций, государств, всего человечества. Не народы, как было принято считать, а властители государств определяют вектор истории. Это новое, симптоматичное явление. Оно все в большей степени проявляется в ходе серии форумов, инициируемых Россией, с их нарастающей динамикой усиления воздействия на движение Колеса всемирной истории.
Петербургский экономический форум в русле нашей мысли особо показателен. По концептуальной насыщенности, числу прорывных идей, принятых общих проектов в глобально-оценочном рейтинге он заложил краеугольные камни под фундамент консолидации Большой Евразии. Стремление Запада снизить масштаб влияния форума на сознание народов мира потерпело фиаско. На арену большой истории вышли новые лидеры стран в широком, евразийском диапазоне. Какой знак считывается в этом акте? Торжество нового типа дипломатии без американской «закваски»? Конечно, да. В нем видны блики наступающей эры мира над Евразией.
КАЗАНЬ – «ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРИЧАЛ»
Оправданна мозаичная гирлянда образных определений Казани, ее статуса в процессах евразийской интеграции. Ныне список пополнился эпитетами «Евразийский причал» и «Евразийский Давос». Приведенные метафоры отражают цивилизационную суть, потенциал достижения макроцелей, консолидации миросозидательных сил Евразии.
Актуализация казанского, если шире, то татарского фактора всегда происходила в моменты слома цельности планеты, содержания и характера эволюции человечества. Нынешнее положение Татарстана определяется совокупностью глобальных трендов. В первую очередь перемещением центра ответственности за судьбы мира от Запада к Востоку, что раскрывает восточно-ментальную суть Казани, превращая ее в средоточие связей, соединяющих Запад и Восток.
Сложность перехода Рубикона внесла в повестку дня проблему «центр – регионы». Регионализация – это хребетный стержень истории. В регионах мира – стратегические ресурсы, культурные коды, нереализованный опыт. Поворот к ним, возвращение к корням становятся спасительно-предопределяющим историческим актом. Вот те главные фарватерные процессы-течения, которые не просто омывают, а движутся по волнам казанского меридиана. В точке встречи двух цивилизаций они получают интеллектуальную подпитку, восточно-евразийскую заданность.
Казань все более воспринимается как стратегический драйвер процессов евразийствования России и всего мира, некий причал на берегу Волги, связывающей две трансконтинентальные нити – Великий шелковый путь и Великий Волжско-Камский путь. Поэтому совсем не случайно ныне все дороги ведут в Казань, как раньше вели в Рим.
Несомненно, что в результате казанской евразийской прибавки Россия восстанавливает свой цивилизционный код, обретая способность сохранения статуса великой державы, «собирания евразийских земель» и превращения Евразии в центр глобальной политики, а стало быть, спасения человечества от реальной ядерной угрозы.
Энгель ТАГИРОВ,
ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО),
президент Международной гуманитарной академии
«Европа-Азия», член президиума РАС ООН,
член Комиссии РТ по делам ЮНЕСКО, академик