Евразийская судьба России

«Интеграционый и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты и форматы реализации». Эта глобальная тема стала повесткой дня пленарного заседания VIII Казанского Евразийского научно-­практического форума, который пройдёт 10 июня в столице Татарстана.

 

Tagirov_kazguki-e1473964918610«Интеграционый и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты и форматы реализации». Эта глобальная тема стала повесткой дня пленарного заседания VIII Казанского Евразийского научно-­практического форума, который пройдёт 10 июня в столице Татарстана. Осмыслению понятия «евразийство», роли Евразии в судьбе человечества посвящена очередная публикация нашего постоянного автора, доктора исторических наук, профессора Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова, ректора Института культуры мира (ЮНЕСКО), президента Международной гуманитарной академии «Европа – Азия», руководителя Приволжского отделения РАС ООН, посла мира UPF Энгеля Тагирова.

 

С чем связано возбуждение евразийского ментального нерва человечества? С пробуждением инстинкта, зова «крови и почвы» народов мира, некогда вскормленных духовной праматерью – Евразией? С возгоранием геостратегических страстей великих держав в борьбе за гегемонию над Хартлендом? А может быть, виной является Россия, исторически «беременная» идеей евразийства и приступившая ныне к сборке нового мира в исходном, евразийско-материнском лоне?

Всё так. Вопрос лишь в том, сумеет ли она использовать этот шанс – наконец-то стать духовной владычицей Евразии? Ответ на него имеет не локально-национальное, а судьбоносно-вселенское значение. Мозговую атаку на этот круг горячих проблем и намерен провести Казанский Евразийский форум.

 

УДИВЛЕНИЕ ПЕРЕД ТАЙНОЙ

В чём же секрет неостывающего интереса к «пупу Земли»? В уникальности геологических, географических, геополитических и природно-климатических характеристик? Но разве Евразия не привлекательна как геостратегическая величина, вмещающая 75 процентов населения, 60 процентов внутреннего валового продукта и 75 процентов мировых энергетических ресурсов Земли? Несомненно, важно измерение Евразии и в качестве геополитического плацдарма, на котором происходила и продолжается схватка современных держав мира за корону глобального лидерства. Вспомним классика: «Тот, кто доминирует над Хартлендом («срединная земля»), тот владеет судьбами Евразии, тот, кто владеет судьбами Евразии, тот доминирует над миром».

Но магия Евразии заключается в чём-то большем, глубинно-высоком. Не зря на протяжении тысячелетий её призрак бродил по планете, волновал умы поколений, становился предметом размышлений, связанных с философскими вопросами мирского и духовного бытия. В голограмму сознания-во­ображения человечества Евразия вошла в образе высшей духовной субстанции, заступницы перед Всевышним. Она представала как священная вершина планеты, где сокрыты тайны мироздания, космоса, океана, зашифрованы ответы на вызовы времён. От неё вечно исходили флюиды загадочности, веяло метафизикой бескрайних степей и «русским духом, что Чингисханом пахнет» (Л.Карсавин).

 


 Евразийство – это мировоззрение, философия мышления, идеология развития, своеобразная энциклопедия российской интеллектуальной мысли, берущая начало с седых времён. Оно есть плод коллективного осмысления причин и факторов, сформировавших особый философско-космогонический стиль мышления и умонастроения, глобалистский тип характера, психологии и менталитета российского народа


 

Мифологизация образа Евразии базируется на исторических реалиях. В этом геофизическом центре Ойкумены в «осевое время» (период с 800 до 200 гг. до н. э.) совершается изначальный и самый крупный в истории человечества духовный прорыв. В процессе его реализации из чрева ядерного материка Земли, как из яичной скорлупы, одна за другой выплёскивались и формировались мировые культуры, религии, цивилизации, скрещённо-взаимосвязанные общей исторической судьбой. Тогда на просторах Евразии были вызваны к жизни первотолчки глобализации, породившие креативную пан­идею создания империй «от моря до моря».

Человечеству не дано в полной мере постичь феномен превращения Евразии в ось мировой истории. Это «великая тайна», отмечал Карл Ясперс. «Удивление перед тайной, – пишет он, – является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания», а для России, продолжим, – смыслом жизни череды поколений мыслителей, сутью русской мечты, искомой национальной идеи.

 

ТРИ ФАКТОРА-СТОЛПА

Что представляет собой феномен евразийства? Где его корни?

Евразийство – нерасшифрованный код человечества. На этом поле пасутся интеллектуалы, политики, банкиры и даже брендосоздатели самого разного пошиба. Отметим лишь главное, что его характеризует. Евразийство – это мировоззрение, философия мышления, идеология развития, своеобразная энциклопедия российской интеллектуальной мысли, берущая начало с седых времён. Оно есть плод коллективного осмысления причин и факторов, сформировавших особый философско-космогонический стиль мышления и умонастроения, глобалистский тип характера, психологии и менталитета российского народа. Россию, по мнению евразийцев, создали скрещённые во времени и пространстве три фактора-столпа.

 

 Итак, вновь пришло время Евразии, на которой разворачивается историко-драматическая пьеса «Битва за будущее».
Почему «битва»? Да потому, что в процессе нового «сотворения мира» камертоном взаимодействия «оконечностей Света» становится не просто конкуренция, а война идей, противостояние технологических, интеллектуальных и культурно-цивилизационных геопроектов и концепций развития.

Первый фактор – география, поместившая евразийство в «сердцевинную область» (А.Пушкин) планеты. География, «привившая степное начало к русской стихии», превратившая «Россию из дочери оседлой Руси, мирно пашущей меж Неманом и Волгой», в «преемницу боевой, кочевой и беспредельной Орды» (Л.Карсавин).

Второй – это история длиною в две с половиной тысячи лет, отлитая из чудесного сплава былинно-исторических драматических актов обретения и потерь, взлёта и угасания пассионарной энергии народа-первопроходца, обустроившего «великую мировую перемычку» (Н.Трубецкой). Эта история состоит из череды эпох-кайросов: X век – принятие христианства, формирование духовного ядра русской цивилизации; XVI век – пре­вращение Московии в воспреемницу Византии; XIX век – «золотой», составивший «akme-moment» российской культуры. А уже начало ХХ века породило феномен евразийства, вставшего тогда в один ряд с классическими идеологиями атлантизма, европоцентризма, ориентализма. Эта история соединила множество этноконфессиональных величин в «единое евразийское братство» (Н.Трубецкой). Эта история вобрала в себя опыт коллективного творения цивилизаций, ставших историческими памятниками дерзновенного прорыва в будущее – Тюркского каганата, Гуннской державы, Золотой Орды, Российской империи, СССР.

Третий фактор – это геополитика, подспудно-исподволь двигавшая едва ли не самыми значимыми событиями на российско-евразийском майдане. Геостратегичность умствования, сознания и действия предопределялась и преимуществами соседствования России с двумя гигантами – Европой и Азией, и реальной угрозой быть проглоченной или растерзанной в междоусобно-конкурентной войне этих частей света.

Вот на них – этих зёрнах  евразийства и был взращён феномен «Россия».

 

БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ

Итак, вновь пришло время Евразии, на которой разворачивается историко-драматическая пьеса «Битва за будущее». Почему «битва»? Да потому, что в процессе нового «сотворения мира» камертоном взаимодействия «оконечностей Света» становится не просто конкуренция, а война идей, противостояние технологических, интеллектуальных и культурно-цивилизационных геопроектов и концепций развития. С этого рубежа битва за «Кольцо евразийского властелинства» превращается в глубинный тренд всего третьего тысячелетия. На великой евразийской шахматной доске идёт турнир главных мировых игроков – США, Европы, России, Китая и – шире – Востока, турнир, история которого превышает два тысячелетия. И он вступает в финальную фазу.

В процессе глобальных попыток примерить евразийско-лидерское одеяние мощно заявляет о себе Китай. Восточно-мягкой сапой, под покровом «концепции мирного возвышения» он набирает историческую силу, достаточную для управления новой Евразией. Налицо все признаки начала исторического триумфа Поднебесной. Цивилизация, никогда за десять тысяч лет не стремившаяся за пределы своих границ, впервые начинает повсеместно свивать «кукушкины гнёзда», обволакивать мир паутиной союзов, договоров, пробивать транспортные туннели-коридоры по всем азимутам планеты. Среди них – мегапроект «Один пояс, один путь». На нём сомкнулись интересы всех игроков великой евразийской шахматной доски.

 

РОССИЯ: КРОВЬ И ПОЧВА ЕВРАЗИЙСТВА

Корни «евразийской болезни» России другие – глубинно-родовые, историко-генетические. Ещё с исторического рубежа Древней Руси она не переставала грезить Евразией, представляя её то в мифологических образах («огненный материк», «птица Феникс»), то в географических категориях, то как «идею-правительницу» (Н.Трубецкой), а часто и как реальный геополитический проект. Наиболее полно философия органичности, естественности и неразрывности понятийной пары «Россия – Евразия» отражена в фундаментальных трудах отцов-основателей концепции евразийства. В голограмму сознания первопоколений России Евразия, по В.Вернадскому, вошла как «путь русской судьбы». Уже поэтому Евразия для России – это не только предмет познавательного, эмоционально-возвышающего характера. Она олицетворяет родословную исторического выбора.

География и история уготовили ей евразийскую судьбу. Московская Русь, зародившись на острие крайних полюсов – западного (католического) и восточного (монголо-ордынского), апробировав различные, порой противоположные пути самосохранения и саморазвития, сколь бы долго ни находилась в культурно-цивилизационном плену соседей, пройдя многовековые вёрсты исторических блужданий, неизменно выбиралась на евразийскую тропу. Пятьсот лет Россия была в сродничестве с Европой. По культурной матрице они – «сёстры», но восточно-азиатские эмбрионы, воздействуя на душу, психологию и философию мировидения русского человека, продолжали колдовать, бороться, работать над формированием евразийского менталитета. «Умом Россию не понять… У ней особенная стать». Тютчевская формула – загадка на все времена. Россияне – особый, «двуполушарный» – евразийский тип народа. Классик отечественной литературы Фёдор Абрамов в «Чистой книге» называет его продуктом «осевого сечения». «Россия – кунсткамера Евразии, а её народ – это мускулы евразийского мира». «Только в ядерном материке, – пишет культуролог-философ, профессор, метагеограф Д.Н.Замятин, – мог зародиться народ, обладающий мощной евразийско-мифологической, геокультурной и идеологической аурой». «Народ Пути» – таково определение своеобразия типологии характера россия­нина, данное выдающимся интеллектуалом современности А.И.Неклессой. В длительном, сложном и противоречивом процессе освоения одной восьмой обитаемой суши, «протекавшем в двух регистрах: один из них – «прорубание окна» на Запад, а другой – «разворот движения на Восток», Россия лепила своё евразийское, точнее говоря, трансъевразийское величие. Имперский модус пространственного характера развития страны провоцировал евразийское бытие «Народа Пути». В унисон с этим положением мыслил и русский утопист Н.Ф.Фёдоров, мечтавший соединить земную бескрайность и человеческое бессмертие в формуле «бесконечного общежития» и считавший великую дорогу, преодолённую в направлении на Восток, «завершением Русской земли».

 


Есть расхожее выражение: «Россия приговорена стать Евразией». Но Россия не приговорена быть Евразией, она лишь больше, чем другие, расположена ею быть. Россиянин XXI века может стать евразийцем, лишь стремясь им быть и двигаясь в этом направлении


 

Евразийский поворот России часто ограничивают сугубо колониальным замыслом, «пространственным терроризмом», полагая, что его целью является формирование евразийско-имперской державы по историческому лекалу – архетипу вечного Рима. Но свой нелёгкий евразийский крест она несла в веках. В ходе запредельно тяжкой, не только физической, но духовной и умственной практики, связанной с осуществлением евразийской идеи, Россия оказалась в эпицентре состязания двух ветвей цивилизации – европейской и азиатской, имевших ошеломительные успехи в разных частях планеты. Она не просто наблюдала за ходом этого великого противоборства, но, вбирая разносодержательный опыт в свою систему, учась на исторических уроках побед и поражений, сама стала автором ещё одного, во всемирном масштабе, типа цивилизации. Россия не скопировала, не украла и не заимствовала чужеродные достижения (при всех их достоинствах и великолепию образцов), но выполняла уникальный по новизне и универсальный по потенциалу воспроизведения многих элементов глобально-исторический проект строительства общеевразийского цивилизационного дома.

В истории человечества, по выражению китайского коллеги Вань Цинсуна, настал «евразийский момент». А стало быть, настало время для завершения отложенного проекта, выполнения домашнего задания, предписанного историей.

Есть расхожее выражение: «Россия приговорена стать Евразией». Но Россия не приговорена быть Евразией, она лишь больше, чем другие, расположена ею быть. Россиянин XXI века может стать евразийцем, лишь стремясь им быть и двигаясь в этом направлении. Прав публицист-историк В.Карпец: «Мы – народ предела», и евразийство оживает в нас лишь «на краю пропасти, перед лицом конца». Но когда Россия не стояла «на краю пропасти»? Признаков, подтверждающих это «стояние на краю», немало. Может быть, именно с этим связан новый раунд борьбы мнений вокруг евразийской идеи. Интеллектуальный всплеск необычайно широк – от либерально-умеренных идей до конструкций державников-неоевразийцев и глобалистов-евразийцев, занятых разработкой проекта «Соединенные Штаты Евразии».

Конкурс-сражение геостратегических проектов на великой евразийской шахматной доске продолжается. Чем и как всё это завершится, покажет время. Но, предвосхищая будущее, можно утверждать: «приход ночи» не состоится. Впереди рассвет, наступление нового дня, новой эры – эры мира над Евразией.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще