«КАМАЗ», «ХАЙЕР» И ДРУГИЕ
– Объем привлеченных инвестиций составил 77 млрд рублей, объем отгруженной продукции – 737 млрд рублей. Компаниям удалось выйти на новые рынки и выстроить цепочки взаимодействия с предприятиями из дружественных стран, занять освободившиеся ниши. «КАМАЗ» по итогам года произвел около 42 тыс. грузовых автомобилей. Предприятие не только выдержало все испытания прошедшего года, но и укрепило свои позиции в числе стратегически важных предприятий страны. Восстановлен модельный ряд автомобилей К5 с улучшенными потребительскими свойствами, – перечислил успехи и достижения 2023 года Наиль Магдеев.
По его словам, на территории опережающего развития «Набережные Челны», которой исполнилось восемь лет, сегодня здесь работают 46 резидентов, которые инвестировали в экономику города 34 млрд рублей и создали более 9 тыс. новых рабочих мест. В 2023 году зарегистрировано пять новых резидентов по производству нефтяного оборудования, комплектующих для бытовой техники и других.
Самый крупный резидент ТОР «Набережные Челны» – российская «дочка» китайской корпорации Haier продолжает реализовать масштабный проект по созданию индустриального парка. Уже построены пять заводов и общежитие, вложения составили 17,8 млрд рублей.
– Значимым событием стало открытие компанией «Хайер» «умного» завода по производству морозильного и холодильного оборудования. Объем инвестиций составил 4,8 млрд рублей, планируется создать 836 новых рабочих мест, – отметил глава автограда.
Также в прошедшем году в Набережных Челнах начали строить многоквартирные арендные дома и ввели в эксплуатацию жилой дом для сотрудников «КАМАЗа» на 170 квартир.
А еще закупили для горожан 24 новых комфортабельных автобуса «НЕФАЗ» большой вместимости. В этом году планируется выпустить на линию еще 90 автобусов.
РАБОЧИХ РУК НЕ ХВАТАЕТ
Как сообщил Наиль Магдеев, количество субъектов малого и среднего бизнеса в Набережных Челнах на конец 2023 года достигло 27 тысяч, что на 5,6 % больше по сравнению с предыдущим годом.
Один из челнинских бизнесменов, гендиректор ООО «Далини», депутат Госсовета РТ Руслан Нигматуллин в свою очередь заверил, что предприниматели готовы и дальше развиваться и расширять свои производства.
– На примере своего бизнеса – поставка подшипниковой продукции – могу сказать, что с 2022 года обороты компании увеличились в полтора раза ежегодно, количество работников – в два раза, зарплата – на 60%. Мы ускорили проект по созданию своего производства подшипников в Татарстане, – рассказал Нигматуллин.
Однако развитию экономики Набережных Челнов препятствует острая нехватка кадров. По словам Нигматуллина, промышленным предприятиям автограда требуются в 8 тысяч рабочих, на одного безработного приходится десять вакансий.
– Мы активно ищем пути решения проблемы, есть предложения. Первое – увеличить количество бюджетных мест в техникумах и колледжах именно по рабочим специальностям. По прогнозам, до 2030 года количество выпускников 9-х классов в городе будет расти. Сейчас 60% из них выбирает профессиональное образование. Если тенденция сохранится, то в 2030 году из 8000 выпускников 5000 пойдут в колледжи и техникумы. Плюс в Челны ежегодно приезжают 1500 тысячи абитуриентов из других районов республики, а бюджетных мест чуть больше 2000. Необходимо создать еще как минимум 2000 бюджетных мест, – считает предприниматель.
Кроме того, по мнению бизнесмена, нужно создать условия для приезда в Набережные Челны абитуриентов из других регионов России и районов республики. А для этого необходимо отремонтировать старые общежития колледжей и техникумов.
– После ремонта общежития Камского строительного колледжа желающих поступить в колледж стало значительно больше, – подчеркнул Нигматуллин.
ПОСЛЕ ДВОРОВ – ТРУБЫ
По словам Наиля Магдеева, за четыре года действия республиканской программы «Наш двор», в Набережных Челнах благоустроили 422 двора на 6,2 млрд рублей.
– В этом году предстоит привести в порядок еще 71 двор, – уточнил мэр.
Присутствовавший на сессии Раис Татарстана Рустам Минниханов заметил на это, что после благоустройства дворов в республике всерьез займутся изношенными коммунальными сетями.
– Хочу обратить внимание на обращения, которые мы получаем через «Народный контроль», через соцсети. Очень много обращений по вопросам ЖКХ. Я понимаю, что это касается работы управляющих компаний, здесь, конечно, надо наводить порядок. Еще одна проблема – коммунальные сети, 622 аварийных случая. Программа «Наш двор» у нас завершается, мы обязательно будем направлять новую программу на инженерные сети, и в соответствующей федеральной программе мы активно должны поучаствовать.
«НИЖЕ МРОТ НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПЛАТИТЬ»
Говоря о проблемах Набережных Челнов, Рустам Минниханов отметил, что жители города недовольны работой медучреждений – число жалоб в прошлом году выросло в полтора раза. Но самым больным вопросом для челнинцев стал общественный транспорт.
– В целом в республике нам надо пересмотреть отношение к общественному транспорту, но в Челнах вопросов больше, – отметил глава республики. – Нужно не только новые автобусы купить, а всю систему структурировать. Надо наращивать работу общественного транспорта. Мы видим, какие пробки, и только общественный транспорт может нас спасти.
Также Рустам Минниханов поднял вопрос об уровне доходов челнинцев.
– У вас около 68 тысяч средняя зарплата. Но около 25 тысяч челнинцев имеют месячный доход ниже прожиточного минимума. По итогам третьего квартала 51 предприятие города выплачивало зарплату ниже МРОТ, а ниже МРОТ никто не имеет права платить. С этим надо как-то бороться, и прокуратуре, и налоговой, совместно, – поручил Раис РТ.
Ненормальным назвал Раис Татарстана и тот факт, что сотни юных челнинцев перешли на семейное образование и не ходят в школы.
– Есть одно обстоятельство, которое меня очень беспокоит: сегодня в городе 700 детей находятся на семейном образовании. Это ненормально, ребенок должен быть в обществе, социализация должна быть, – считает Рустам Минниханов. – Я обращаюсь к прокурору города, очень внимательно надо посмотреть. Что там с этими детьми творится, какое они воспитание получают, мы не знаем. Это разрешено законом, но не должно быть системным.