«Это эволюция»: «Бахетле» избавляется от своих магазинов, а «Магнит» купил KazanExpress

Сразу несколько магазинов «Бахетле» выставлены на продажу в Казани и Нижнекамске.

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

 

Сразу несколько магазинов «Бахетле» выставлены на продажу в Казани и Нижнекамске. Похоже, легендарная торговая сеть с 25-летней историей переживает свой закат, не выдержав, как и «Эдельвейс», натиска федеральных ритейлеров. Тем временем молодой маркетплейс KazanExpress, громко заявивший о себе во время пандемии, решил закончить самостоятельное плавание по волнам большого бизнеса  и скоро начнет работать под вывеской «Магнит Маркет». «РТ» поинтересовалась подробностями сделок и мнением экспертов по этому поводу.

 

«СУДЬБА «ЭДЕЛЬВЕЙСА» – ЭТО НЕ НАША ИСТОРИЯ»

В Казани сейчас продаются два супермаркета «Бахетле».

Самый дорогой лот – это двухэтажное здание на проспекте Ямашева 71, которое, отметим, продается не первый год. Сейчас за помещение площадью 16 818 кв м просят 1, 345 млрд рублей.  Одновременно это же здание предлагается в аренду. 

А еще на сайте бесплатных объявлений сейчас  размещено множество вакансий от федеральной сети Eurоspаr с формулировкой «в связи с открытием нового магазина». Набирают продавцов, пекарей, кондитеров. И судя по указанному в объявлениях адресу – Ямашева, 71, на месте  супермаркета «Бахетле», который закрылся минувшим летом,  расположится именно магазин Eurоspаr.

Второй «Бахетле», который продается  в Казани, расположен в ТЦ «Сити Центр» по адресу Мавлютова,45. Площадь здешнего помещения – 3 172 кв м, цена –  340 млн рублей.

Кроме того, на продажу выставлен магазин в Нижнекамске на  проспекте Строителей, 30. Два этажа общей площадью 456 кв. м предлагают купить за 32 млн рублей.

«РТ» обратилась в компанию «Бахетле» с вопросом, что бы это значило и почему торговая сеть продает свои магазины (несколько супермаркетов были выставлены на продажу в прошлом году). Ответ мы получили следующий:

«Мы реализуем крупномасштабный проект по трансформации бизнеса. Группа компаний «Бахетле» – это не только сеть супермаркетов, но и организация питания на предприятиях, обеспечение социального питания в школах, детских садах, университетах и лагерях, оптовые поставки, своя фабрика по изготовлению полуфабрикатов, а также девелоперский бизнес. В рамках последнего и происходит продажа зданий, которые принадлежат компании, при этом в части  из них нет наших супермаркетов. ГК «Бахетле» нацелена на сокращение количества магазинов и ремонт тех локаций, где видит перспективы развития, а также открытие новых точек в перспективных районах.

В начале года компания запустила маркетинговый проект «Географической информационной системы» (GIS), включающий в себя анализ географических данных и моделей покупательского поведения. Проще говоря, мы получили данные о том, где наши магазины востребованы, где есть наш покупатель,  а где нет. Также сегодня мы реализуем проекты в области онлайн-торговли. Мы усовершенствуем сайт доставки, а также работаем над созданием мобильного приложения.

Судьба «Эдельвейса» – не наша история. Мы сохраняем стратегический фокус на развитии собственных производственных мощностей и увеличении объемов производства продуктов питания под собственными торговыми марками. В частности,  в июне в кондитерских цехах была проведена частичная модернизация, увеличены производственные мощности и количество линий производства сладких продуктов под собственным брендом».​

 

«ВЫЖИВАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ»

  В свою очередь эксперты уверены, что закрытие магазинов «Бахетле» вполне закономерно.

– В общем-то это было неизбежно. Падение покупательной способности населения оставляет на рынке ритейла только тех игроков, которые способны предложить покупателям более низкие цены за счет жесткой оптимизации расходов. Грубо говоря, «Магнит» или «Пятерочка» могут продиктовать производителю цену, сказать «мы дороже такой-то суммы не возьмем», и поставщику некуда деваться. Ни одна местная сеть надавить на поставщиков не может, потому что она для этого слишком маленькая. В принципе это во всем мире так. Когда у покупателя в кошельке начинает образовываться дыра, он пойдет туда, где дешевле,- объяснила «РТ» доктор экономических наук Анна Свирина. 

По ее мнению, причинами закрытия магазинов «Бахетле» могли также стать неграмотное управление и снижение качества той самой «домашней еды», за которой люди охотно шли в магазины в нулевых.  В последние же годы в соцсетях стали  появляться отзывы недовольных покупателей с фотографиями продуктов не первой свежести, купленных  за приличные деньги.

–  Они перестали быть клиентоориентированными, – считает Анна Свирина. – Я и сама от «Бахетле» отказалась из-за этого. Федеральные же сети работают на клиента. Они анализируют все, включая то, как количество ступенек в магазин сокращает трафик.

Председатель Союза потребителей РТ Марс Исмагилов в разговоре с корреспондентом «РТ» поностальгировал по временам, когда местная торговая сеть была на подъеме.  

–  «Бахетле» – это  уникальный проект. Они первые начали предлагать покупателям готовую еду, которую готовили прямо в магазине. У них был полный цикл от производства до продажи, свой агрохолдинг, который поставлял продукты. В свое время ко мне приходили представители тех же федеральных сетей и просили, чтобы я организовал им экскурсию в цеха «Бахетле», – вспоминает Марс Исмагилов. –  Сеть быстро развивалась, магазины «Бахетле» открывались в других городах, шикарные были магазины. Но, видимо, в современных условиях не выдержали конкуренции. Никаких проблем я в этом не вижу, это нормальный эволюционный процесс – выживает сильнейший. Для потребителей какая разница, как будет называться магазин, если товары будут качественнее и дешевле? Вот если у нас будут закрываться производства, заводы, рабочие места – это будет трагедия.

 

«ДЛЯ «МАГНИТА» ЭТО ОТЛИЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ»

Тем временем федеральный ритейлер «Магнит» объявил о покупке маркетплейса KazanExpress, который в 2017 году основал Линар Хуснуллин вместе со своим партнером Кевином Ханда. Потом в проект вложился и получил свою долю в бизнесе предприниматель Сергей Еремеев, а в 2021 году контрольный пакет – 51,1%, выкупила «AliExpress Россия». Теперь акции всех четверых владельцев переходят «Магниту» и называться маркетплейс будет «Магнит Маркет». Сумму сделки стороны не раскрывают.

«В сделку войдет вся инфраструктура маркетплейса KazanExpress: технологическая платформа, пункты выдачи заказов (ПВЗ), склады, автопарк, а также интеллектуальная собственность. Кроме того, «Магнит» получит наработанный пул из 12 тысяч российских продавцов маркетплейса. Компания рассчитывает задействовать экспертизу команды KazanExpress и возможности собственного бизнеса в масштабировании маркетплейса», – сообщает пресс-служба ритейлера.

Стоит отметить, что по итогам  2022 года  KazanExpress  занял пятое место среди интернет-магазинов по количеству заказов. Аудитория маркетплейса превышает 5 млн человек в месяц, у него более 500 ПВЗ в 120 городах страны.

В «Магните» отметили, что продолжат сотрудничество с представленными на площадке продавцами и добавят новые категории товаров. Здесь будет все – от продуктов до товаров для ремонта.

 «Мы рассчитываем, что налаженные отношения с ведущими поставщиками позволят нам сформировать уникальное ценовое предложение в наиболее востребованных категориях товаров – ключевым преимуществом «Магнит Маркета» станут традиционно низкие цены «Магнита»»,- анонсирует директор по электронной коммерции розничной сети «Магнит» Гюванч Донмез.

– KazanExpress – это реально успешный бизнес, редкий случай, когда региональный маркетплейс занял серьезную нишу на рынке и про него знают. Такие интернет-площадки создавались во многих регионах, и нигде они не пошли, а наш выстрелил, – отмечает экономист Анна Свирина.  – Так что для «Магнита» это отличное приобретение. Как правило, гигант такого уровня сам уже ничего создать не может, только купить. Но то, что владельцы KazanExpress  решили его продать, для меня удивительно, – поделилась она мнением.

Как оказалось, старая команда маркетплейса не отходит от дел. Как сообщил  «РТ» основатель и генеральный директор KazanExpress Линар Хуснуллин, они остаются работать в «Магнит Маркете» как топ-менеджеры.

– Для нас эта сделка – новый рывок и новые возможности. Наша система в плане интернет-торговли очень эффективная и быстрая. У нас есть большой нереализованный потенциал, но чтобы его реализовать, нужны серьезные инвестиции и ресурсы.  У «Магнита» они есть, – пояснил Линар Хуснуллин. – У него около 30 тысяч магазинов по всей стране, великолепные логистические и закупочные мощности, его знают и любят в каждом уголке страны. Это позволит нам в максимально короткие сроки открыть внутри этих магазинов пункты выдачи. Ранее мы работали только в 20 регионах, а теперь сможем расшириться на всю страну.   

– Сейчас все стремятся к экосистемам, когда все, что нужно для жизни, в одном месте  – банк, продукты, техника, доставка, онлайн-кинотеатр…  Это прогрессивный подход, любой бизнес должен расширяться, – подытожил председатель Союза потребителей РТ Марс Исмагилов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще