Девятаев на десять с плюсом

О фильме и реальной истории лётчика, «открытого» корреспондентом газеты «Советская Татария»

В российских городах – «от Москвы до самых до окраин» – состоялась триумфальная премьера военной драмы «Девятаев». 65 лет назад подвиг лётчика открыл для себя, а чуть позже и для широкой общественности корреспондент «Советской Татарии» (ныне «Республика Татарстан») Ян Винецкий.

Автор статьи: Антон ШАБАРДИН

Фото: iphones.ru; Андрей Лебедев, “РТ”

О фильме и реальной истории лётчика, «открытого» корреспондентом газеты «Советская Татария»

 

Девятаев
Угон героем Павла Прилучного вражеского «хейнкеля» с секретными оборудованием и документами зал встретил аплодисментами.

В российских городах – «от Москвы до самых до окраин» – состоялась триумфальная премьера военной драмы «Девятаев». Этой лентой был открыт 43-й Московский международный кинофес­тиваль, а в день его завершения, 29 апреля, стартовали показы во всех кинотеатрах страны. Что думают о картине родные Михаила Девятаева? Насколько художественный фильм близок к реальным событиям, связанным с беспрецедентным побегом из ада?

 

К истории Девятаева в редакции нашей газеты – особое отношение.

65 лет назад подвиг лётчика открыл для себя, а чуть позже и для широкой общественности корреспондент «Советской Татарии» (ныне «Республика Татарстан») Ян Винецкий. В прошлом тоже военный лётчик, кавалер боевых орденов, он сумел профессионально оценить все нюансы рассказа коллеги и понять, что невероятная на первый взгляд история правдива и речь идёт о настоящем подвиге. Весной прошлого года мы беседовали на эту тему с сыном героя – профессором КГМУ Александром Михайловичем Девятаевым, коснувшись в числе прочего ряда спорных или неверно отражаемых моментов в биографии его отца. Итогом стал большой материал под названием «Как лётчик лётчику…», вышедший в номере от 2 апреля 2020 года и на сайте газеты «Республика Татарстан». По­этому ориентиром для оценки фильма Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова автору этих строк вольно или невольно служило упомянутое интервью.

 

О ПРАВДЕ И КОМПРОМИССАХ

– Я отправил ваш материал представителям компании Sony Pictures, организующей прокат фильма, отметив, что в этой статье отражены все ключевые моменты и нет ни слова неправды, – рассказал накануне официальной премьеры Александр Девятаев, привлечённый к созданию фильма в качестве консультанта. – На мой взгляд, можно было ничего не придумывать и расцвечивать имеющуюся фактуру. Но законы жанра требуют определённых допущений, отличающих художест­венный фильм от документального. И я очень рад тому, что мастерами компромисса выступили Тимур Бекмамбетов и его команда! – с долей юмора говорит мой собеседник и вновь серьёзно продолжает: – Многие годы я являюсь биографом отца, а на днях зарегистрировал фонд его имени (Фонд памяти Михаила Девятаева. – Прим. авт.) и потому как никто другой заинтересован в сохранении исторической правды. За каждый убранный факт или придуманный эпизод я бился, ругался до тех пор, пока мы с создателями фильма не приходили к согласию.

…Этот фильм – именно о побеге из ада, и вся биография Михаила Девятаева до попадания в плен сведена к одному воздушному бою. Но зато какому! Чтобы актёр Павел Прилучный прочувствовал роль лётчика, для самих съёмок создатели фильма использовали популярный игровой авиасимулятор. Вкупе с режиссёрским мастерством это дало впечатляющий результат. Динамика эпизода, «снятого из кабины», как минимум не хуже, чем в знаменитом фильме «Пёрл-Харбор».

 


Шансов угнать бомбардировщик для заключённого, находящегося под не­усыпным надзором, практически нет, будь он даже его бывшим пилотом. Для Девятаева же, летавшего прежде на истребителе, это совершенно незнакомый самолёт, а любое проявление интереса к нему чревато расстрелом на месте


 

Попадание в плен в целом соответствует известным фактам. Так же, как и первая попытка побега, попадание в лагерь смертников, «отсрочка приговора» с помощью подпольщика-парикмахера, переименовавшего лётчика в артиллериста Никитенко. Под новым именем Девятаев переводится в концлагерь, обслуживавший секретный ракетный полигон. Впрочем, и отсюда выход – только через трубу крематория. «Уйти по небу» (таков слоган фильма) другим способом кажется невероятным.

Шансов угнать бомбардировщик для заключённого, находящегося под не­усыпным надзором, практически нет, будь он даже его бывшим пилотом. Для Девятаева же, летавшего прежде на истребителе, это совершенно незнакомый самолёт, а любое проявление интереса к нему чревато расстрелом на месте. По иронии судьбы единственная машина, всегда готовая к взлёту, это самый охраняемый «хейнкель», на борту которого – ракетные секреты Третьего рейха… Вероятно, чтобы показать, сколько роковых случайностей могло отрезать даже призрачный путь к свободе, авторы фильма «подвесили» в ангаре над самолётом неразорвавшуюся авиабомбу, которую обезвреживает главный герой. Ещё одним придуманным эпизодом стала погоня за улетевшим бомбардировщиком на «мессершмитте» со стрельбой и тараном.

Но самая главная придумка находилась в кабине этого немецкого истребителя. В роли антипода героя Павла Прилучного выступил «мальчиш-плохиш» в исполнении другого Павла – Чинарёва. С точки зрения фактов его персонаж, лётчик Ларин – собирательный образ предателей, пытавшихся переманить за собой советских лётчиков на сторону врага. Однако сами создатели фильма как-то обмолвились, что Ларин – аlter ego самого Девятаева, перед которым стоит нравственный выбор. Впрочем, и в кино, и в жизни его выбор между Родиной и немецкой колбасой с пивом очевиден.

 

ВЗЛЁТ ПОД АПЛОДИСМЕНТЫ

– Временами при просмот­ре отснятого материала мне казалось, что персонаж Павла Прилучного – это и есть отец, – говорит Александр Девятаев. – Настолько он сумел перевоплотиться, вжиться в свою роль.

Погрузиться в созданную ими реальность создатели фильма заставили и зрителей. В Казани премьера была организована «Татаркино» совместно с национально-культурной автономией мордвы РТ при поддержке Ассамблеи и Дома дружбы народов Татарстана. Вечером 29 апреля в кинотеатр «Мир» можно было попасть только по именным приглашениям или по утверждённым спискам. Таким образом, зрителями в массе оказались люди зрелого возраста, а не наивные школьники. Но когда киношные беглецы оторвали-таки «хейнкель» от бетонки, зал вдруг взорвался аплодисментами! И это, как оказалось, для «Девятаева» – почти традиция.

 

Девятаев-1
Дочь героя-лётчика Нэлли Михайловна (слева) и жена Александра Девятаева Фирдаус Исмагиловна беседуют с корреспондентом «РТ» в холле кинотеатра «Мир».

 

– Я сорок лет прожила в семье и биографию Михаила Девятаева знаю наизусть, – говорит жена Александра Девятаева Фирдаус Исмагиловна, встречавшая гостей премьеры в Казани. – Но речь идёт о художественной ленте. Я три года успокаивала Александра Михайловича: не надо так сильно переживать, это не документальный фильм. Хотя и сама, конечно, волновалась. Но когда увидела картину, страхи рассеялись. Прекрасные впечатления от режиссёрской работы Тимура Бекмамбетова, достоверной игры Павла Прилучного. 26 апреля я наблюдала за реакцией зрителей предпремьерного показа на Поклонной горе в Москве, среди которых были звёзды кино, театра, эстрады. Пять раз они прерывали показ аплодисментами, а в остальное время сидели буквально затаив дыхание. И тогда я поняла, что фильм по-настоящему удался.

– Не могу сказать, что в фильме я увидела копию отца – он был немного другой человек, – делится впечатлением дочь лётчика Девятаева Нэлли Михайловна. – Но Павел Прилучный действительно сыграл очень убедительно. Фальши не чувствовалось, и это для меня очень важно.

 

ПОКАЗАНО ВПЕРВЫЕ

– Оценка по десятибалльной системе? Для человека, который принимал участие в создании фильма, приличия не позволяют сказать «десять». Так что – десять с плюсом. Отличное кино! – говорит Александр Девятаев. – Конечно, все факты, связанные с судьбой отца, невозможно втиснуть в два часа экранного времени. Нет в фильме журналиста Яна Борисовича Винецкого, которому мы должны поклониться. Но невозможно ведь прос­то взять и ввести его в сценарий. Появление такого персонажа требует объяснений, а это уже совсем другая история. В то же время в фильме показаны такие вещи, которые почти не поднимались в отечественном кинематографе.

– Ясно и чётко, – продолжает наш собеседник, – говорится о приказе №270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия» и о той ситуации, в которой оказались наши военнопленные. Далее – тема лётчиков, перешедших на сторону немцев. Она, конечно, только задета и только на примере вымышленного персонажа – Николая Ларина. Тем не менее никогда ещё не показывали, скажем, что советские лётчики в плену на первом этапе – в своей форме, при орденах. Как в Лодзинском лагере, где сначала находился отец. «Рыцарское» обращение и хорошее питание – всё это, по логике немцев, должно было способствовать переходу элиты во­оружённых сил на их сторону…

– В соцсетях сегодня – масса различных комментариев. Но мы должны понимать главное – то, ради чего сделан этот фильм, – говорит друг семьи Девятаевых, директор Академического лицея им. Н.И.Лобачевского Татьяна Беспалова. – Он призван рассказать об уникальном, удивительном подвиге. Чтобы о нём знали в нашей стране и во всём мире. О Девятаеве снято немало замечательных документальных лент, но они имеют достаточно ограниченную аудиторию. Массового же зрителя может привлечь только хороший художественный фильм, который мы сегодня наконец увидели. Хочу выразить благодарность Тимуру Бекмамбетову, всей команде создателей ленты и отдельно сыну героя Александру Михайловичу Девятаеву, долгие годы кропотливо собиравшему фактический материал о подвиге отца.

И ещё. На днях в Мордовии в посёлке Торбеево, где родился Михаил Девятаев, ему был установлен памятник. Авторами стали создатели знаменитого Ржевского мемориала – скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. Но ведь своим героем Девятаева считают и в Мордовии, и в Татарстане. А значит, столь же прекрасный памятник обязательно должен появиться в Казани!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще