О чём наша газета сообщала с театра недавних военных действий
«РТ» публикует историческую хронику последних месяцев Второй мировой войны. В ней можно ознакомиться с событиями на Дальнем Востоке в эти дни ровно 75 лет тому назад. Представляем вниманию читателей материалы корреспондентов ТАСС, подготовленные из китайского города Даляня (Дальнего) специально для газеты «Красная Татария».
«Дуглас» подлетал к порту Дальнему со стороны Мукдена. Внизу развернулась величественная панорама Квантунского полуострова. Справа и слева блестела солнечными бликами гладь Жёлтого моря. Впереди показался залитый солнцем город.
Дальний со всех сторон обступили, тесня его к морю, желтовато-зелёные сопки, покрытые редкой растительностью. Извиваясь среди них, к городу тянется железная дорога, сооружённая почти полвека назад русскими людьми. Часть городских кварталов, что слева от железнодорожного полотна, заполнена зданиями явно русского происхождения. На правой стороне растянулся новый город.
Лётчик совершил над Дальним несколько кругов. В центре города – огромная площадь. От неё радиусами расходятся нарядные, сплошь асфальтированные улицы японских кварталов с пагодами, утопающих в зелени парков, садов и скверов. В этих кварталах расположены банки, магазины и особняки правительственных чиновников, промышленников, купцов и офицеров.
Один из виражей «Дугласа» пришёлся как раз над причалами морского порта, который на всём тихоокеанском побережье от Охотского до Южно-Китайского моря имел до войны соперником по грузообороту только один порт Шанхая. В бухте покачивались на волнах десятка полтора летающих лодок. По соседству с ними, став на якоря, дымили трубами внушительных размеров корабли. У одного из причалов шла разгрузка эшелона. Через главные ворота порта ежеминутно сновали грузовики и легковые автомашины. Со стороны открытого моря к волнорезам подходил крупный транспорт с развевающимся по ветру многозвёздным флагом.
Несколько часов спустя мы посетили порт. Прибывший сюда транспорт уже стоял под погрузкой. На него садились бывшие союзные военнопленные – американцы, освобождённые войсками Красной Армии из японского концентрационного лагеря под Мукденом. Они прибыли в Дальний по железной дороге и поедут дальше на родину на американском корабле.
В Дальнем много японцев. На протяжении десятилетий они чувствовали себя настоящими хозяевами города и всячески угнетали его китайское население, которого, кстати сказать, здесь втрое больше, чем японцев. Перепуганные молниеносно развернувшимися событиями японцы ныне ведут себя совсем по-иному, они полны подобострастия. Их дома украшены китайскими национальными флагами
У другого причала мы видели горы соевых бобов, земляных орехов и квантунских яблок. Это – первые грузы свободного порта Дальний, открытого по договору СССР с Китайской Республикой для торговли и судоходства всех стран.
Зачахнувший в последние годы от японского владычества порт Дальний сейчас оживает. У его причалов снова грохочут подъёмные краны, лязгают якорные цепи, шумят паровые лебёдки, оглушительно свистят буксирные катера.
Оживает деловая и культурная жизнь города. Японские коммерсанты были монополистами на маньчжурском рынке. Под их нажимом многие китайские купцы вынуждены были покинуть Дальний. В настоящее время они возвращаются обратно. Торговые улицы портового города быстро меняют свой облик. Открываются железные ставни витрин и заколоченные окна. Товары, спрятанные от японцев «до лучших времён», извлекаются китайскими купцами из тайников и живописно раскладываются, заманивая покупателей. Открываются наспех отремонтированные рестораны, бары, дансинги. Кинотеатры и концертные залы буквально ломятся от публики. Среди китайских зрителей исключительным успехом пользуются советские фильмы и концерты.
Местные старожилы рассказывают, что в прошлом году в Квантунской области невозможно было купить овощей и фруктов даже из-под полы. Японцы обстоятельно пересчитывали на экспроприацию весь урожай крестьян ещё на огородах и в садах, оставляя владельцам самую мизерную долю.
А вот нынешняя осень в Дальнем – сезон подлинного изобилия. Фруктовые и овощные магазины, рыночные палатки и столы, корзины и вёдра мелочных торговцев переполнены яблоками, виноградом, персиками, грушами, помидорами, земляными орехами, картофелем. С каждым днём подвоз на рынок сельскохозяйственной продукции всё увеличивается. На столе рядового китайца, в центральных ресторанах и рыночных харчевнях появились мясо, рыба, рис, соевые бобы.
В Дальнем много японцев. На протяжении десятилетий они чувствовали себя настоящими хозяевами города и всячески угнетали его китайское население, которого, кстати сказать, здесь втрое больше, чем японцев. Перепуганные молниеносно развернувшимися событиями японцы ныне ведут себя совсем по-иному, они полны подобострастия. Их дома украшены китайскими национальными флагами. В петлицах японцев – красные ленточки, а на правой руке – белая повязка с надписями: «банковский служащий», «член общества японских резидентов» и так далее. В трамвае нередко можно увидеть, как японец усиленно приглашает вошедшую в вагон китаянку занять его место на скамье…
При встречах с советскими бойцами и офицерами японцы низко раскланиваются, всячески силясь подчеркнуть внимание. На всех перекрёстках кварталов вдруг одновременно появились обеденные столы под брезентовыми тентами с красноречивыми надписями-плакатами на русском языке: «Место отдыха советских людей», «Добро пожаловать русских офицеров и солдат на чашку чая», «Радушный приём, подача чая, фруктов и вина даром от японского населения». Однако мы ни разу не видели, чтобы кто-либо из наших бойцов и офицеров воспользовался подобным «гостеприимством».
«Красная Татария». 1945. 30 сентября.
кстатиКвантун стал советским на четыре годаОсвободив Маньчжурию (ныне северо-восточный Китай) от японской оккупации, Советский Союз разместил здесь свои войска. В их задачу входили охрана и эксплуатация Китайско-Восточной железной дороги, построенной Российской империей в качестве южной ветки Транссибирской магистрали и соединявшей Читу с незамерзающими портами Даляня и Порт-Артура (позднее Люйшуня) через города Харбин и Мукден (ныне Шэньян).В 1949 году, после поражения гоминьдановских войск в Гражданской войне, Сталин распорядился передать Маньчжурию новым властям Китайской Народной Республики. Ранее с соответствующей просьбой к советскому вождю обратился лично глава китайских коммунистов Мао Цзэдун. Сталин пошёл ему навстречу, рассчитывая в дальнейшем на тесное взаимное сотрудничество.Новый статус Маньчжурии и Квантунского полуострова был закреплён в Договоре о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и КНР, подписанном в феврале 1950 года. |