Более 1 млн рублей сэкономили за лето на кондукторах в казанских трамваях и троллейбусах, где полностью перешли на самостоятельную оплату проезда пассажирами. По данным «Метроэлектротранса», 84% платят сами, еще около 15% – по требованию контролера, в итоге «зайцев» практически нет. А вот в автобусах эксперимент с бескондукторной системой оплаты с треском провалился и возобновлять его не торопятся. «РТ» поинтересовалась, почему перевозчики пришли к таким разным результатам, если пассажиры у всех одинаковые.
ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛИСЬ В КОНТРОЛЕРЫ
Напомним, полностью на бескондукторную систему оплаты проезда трамваи и троллейбусы в Казани перешли в июле этого года. Как рассказал «РТ» заместитель генерального директора по эксплуатации МУП «Метроэлектротранс» Алексей Варин, на отдельных маршрутах систему начали тестировать еще в 2021 году, а с сентября 2023-го начали вводить ее в массовом порядке. Причины – экономия средств и дефицит желающих работать кондукторами.
– Из-за острой нехватки кондукторов им порой приходилось работать по жесткому графику. Кроме того, вспомним про часы пик, когда общественный транспорт переполнен, и кондукторы в попытках собрать выручку проталкивались через пассажиров, что нередко приводило к конфликтным ситуациям. Теперь этого нет, – отметил Варин.
При этом имеющихся на предприятии кондукторов, по его словам, не выгнали на улицу, а предложили перевестись в контролеры.
Работает бескондукторная система так: на поручне возле каждой двери трамвая или троллейбуса висит валидатор, пассажир прикладывает к нему банковскую или транспортную карту, бумажный билет при этом машинка не выдает. Однако контролер во время проверки может посмотреть, был ли оплачен проезд: валидаторы в салоне блокируются, а пассажиры должны приложить карты к устройству контролера, на терминале отобразится, была ли оплата, дополнительные средства при этом не списываются. Наличными проезд можно оплатить водителю на остановке.
В «Метроэлектротрансе» признают: опасения, что безбилетников при такой системе будет много, были. Ведь трамваи и троллейбусы – это не метро, где без оплаты ты просто не пройдешь через турникет. Но в любом случае на предприятии были уверены, что потери не превысят расходы на зарплату кондукторов, которые к тому же иногда присваивали часть выручки.
– На маршрутах, оборудованных валидаторами на первом этапе, мы не наблюдали значительных потерь доходов, а на перешедших на бескондукторную оплату позднее количество безбилетников варьируется от 5 до 10%. В целом 84% пассажиров оплачивают поездку сразу, еще 14,6% – после обращения контролера и только 1,4% отказываются от оплаты даже после просьбы контролера, – поделился статистикой Алексей Варин. – Типичные «зайцы» – это молодежь, в основном они тихие и мирные. Но каждый контролер на всякий случай имеет при себе нагрудный видеорегистратор, который позволяет фиксировать происходящее при проведении проверки.
По итогам лета экономия «Метроэлектротранса» на кондукторах составила почти 1,2 млн рублей. Впрочем, на предприятии считают, что радоваться рано: возможно, с началом учебного года, когда общественный транспорт заполнят школьники и студенты, «зайцев» станет больше.
Варин считает: для того, чтобы свести число безбилетников к нулю, надо значительно повысить для них размер штрафа, который на сегодня составляет всего 300 рублей.
– Предложение увеличить штраф рассматривает Правительство РТ, надеемся, что к концу года он будет увеличен до 2500 рублей.
Стоит заметить, что сейчас дело до штрафов безбилетников доходит крайне редко, ведь сами контролеры выписывать протоколы не уполномочены, для этого надо вызывать на место полицию, ждать ее, задерживать движение трамвая или троллейбуса. Поэтому на практике контролеры, как правило, просто просят безбилетников оплатить проезд, и те соглашаются. Однако если штрафы значительно увеличат, «зайцев», возможно, начнут сдавать полиции, да и морально это на пассажиров воздействует.
«ВОТКНУЛИ ВАЛИДАТОРЫ, И ВСЁ»
Тем временем казанские автобусы переходить на бескондукторку пока не торопятся. В начале июля директор МУП «ПАТП №2», которое обслуживает большинство маршрутов в городе, Альберт Мухаметшин посетовал, что в результате эксперимента на маршруте №34 убытки выросли аж в три раза, потому что если в автобусе нет кондуктора, пассажиры просто не платят за проезд.
«Учитывая большой дефицит кадров, в том числе и кондукторов, решение перейти на бескондукторную оплату оправдано. Для перехода всего общественного транспорта на такую систему предстоит решить ряд важных вопросов, в частности, увеличить размер штрафа за безбилетный проезд (внести изменения в КоАП РТ). Отладить работу самих платежных терминалов, ну и, конечно, приучить пассажиров своевременно оплачивать проезд путем усиления контроля на линии», – прокомментировали «РТ» ситуацию в Комитете по транспорту исполкома Казани.
В свою очередь один из авторов популярного телеграм-канала «Казан Урбанчы» Дмитрий Сагдеев напомнил, что в советские времена пассажиры городского общественного транспорта оплачивали проезд самостоятельно по принципу «совесть – лучший контролер», кондукторы появились в 90-х, когда перевозчики перешли с государственного финансирования на коммерческие рельсы. По мнению Сагдеева, тогда это было оправдано, но сегодня система оплаты через кондукторов себя изжила.
– В начале нулевых часто можно было встретить в общественном транспорте студентов, которые подрабатывали кондукторами. Но сейчас они идут работать в сферу услуг – курьерами, на склады маркетплейсов, где платят больше. А в кондукторы никто не идет. К тому же транспортные предприятия с введением цифровой кассы были вынуждены оформить кондукторов официально, что стало им совсем невыгодно, – отмечает урбанист.
Корреспондент «РТ» поинтересовалась у Сагдеева, почему, по его мнению, в трамваях и троллейбусах эксперимент с бескондукторкой удался, а в автобусах провалился, если пассажиры везде одинаковые.
– Как только “Метроэлектротранс” стал вводить бескондукторную систему, информация об этом шла отовсюду: появились соответствующие объявления в салонах, руководство компании постоянно проводило пресс-конференции, писало об этом в своем телеграм-канале каждый день. А что сделало ПАТП-2? Просто воткнули валидаторы в автобусы 34-го маршрута, и всё. Без всяких предупреждений, объявлений и конференций. Даже я, интересующийся этой темой, случайно узнал об этом от знакомых, которые иногда пользуются 34-м маршрутом. Так что отсутствием информирования можно загубить абсолютно любую идею. Я максимально за бескондукторку. Согласитесь, когда транспорт набит битком, некомфортно, когда туда-сюда ходит человек, расталкивает всех, кричит. Хотя я слышал от пассажиров аргументы и за кондуктора. Дескать, он добавляет порядка в салоне: может утихомирить пьяных, хулиганов. Но это спорно. Бывают такие кондукторы, которых самих надо призывать к порядку.