Белый снег лег на плечи, на асфальт и дома…

Первый обильный снегопад нового года напомнил о нехватки снегоуборочной техники

К федеральным трассам нареканий было немного – их убирали вовремя, а вот городские нецентральные…

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Фото: kazanreporter.ru; gursesintour.ru

 

1-1 kazanreporter
Из-за нехватки техники многие населенные пункты республики остаются подолгу засыпанными снегом.

 

Первый же обильный снегопад нового года напомнил о проблемах года ушедшего – и небольшим городам Татарстана, и его столице катастрофически не хватает снегоуборочной техники.

 

…13 января. Небольшая деревушка в татарстанской глубинке. В деревне – четыре улицы, три из них уже освобождены от обильно выпавшего в канун старого Нового года снега, одну еще чистят.

– Фермер местный взял на себя такую обязанность, – с удовольствием рассказывает нам бабушка, неспешно шагающая по «проспекту» по своим старушечьим делам. – Дай бог здоровья ему, на своем тракторе раз в неделю обязательно пройдется по деревне, вот уж третий год в снегу не вязнем. А то ведь, бывало, калитку не откроешь в метель-то…

 


По нормативам время, необходимое для очистки обочин от снега, составляет не более 24 часов после окончания снегопада


 

Вспоминаю, как в этот день выезжала с казанского двора по улице Габишева: на часах – десять, а следов снегоуборочной техники не наблюдалось ни на въезде, ни в «десятке», и переполняюсь завистью к сельчанам. Моя «сузучка» с неплохим клиренсом с натугой выбралась-таки с парковки – пыхтела, но непаханое снежное поле преодолевала, а вот пожилой сосед на заднеприводной «классике» застрял, по его собственному мнению, «до весны». Надежда оставалась разве что на двух хрупких девчушек-дворничих, видимо, студенток, отважно бросившихся на помощь автолюбителю с лопатами наперевес.

На выезде со двора дорога стала получше – интенсивность движения здесь довольно высокая, несмотря на праздники, вот и «протоптали» колею. Тут важно не выскочить под колеса идущего по главной дороге транспорта, ведь обзор существенно ухудшен сугробами в половину человеческого роста и припаркованными на обочине с нарушением всех норм и правил автомобилями.

Правда, чем ближе к центру города, тем чище становились дороги, чаще стали попадаться снегоуборочные машины, а возле «Корстона» довелось лицезреть уже и работающие снегоуборщики.

 

 Рустам МИННИХАНОВ, Президент РТ:

print_2093927_1936959

Аргумент, что нет техники, денег не хватает, – это аргумент, но от этого легче не становится, нужно находить решение.

 

Вроде бы нынешнюю зиму нельзя назвать уж слишком богатой на снегопады. Хотя без сюрпризов не обходится. Первый снегопад в этом году погода преподнесла Татарстану в рождественскую неделю, особенно «одарив» Закамье и юго-восток республики. В Бугульме, например, за несколько дней выпала месячная норма осадков. Так что кому как, а коммунальщикам было уже не до праздников. Как и татарстанцам, выехавшим накануне из дома, чтоб на лыжах-санках покататься. Вернуться домой было весьма проблематично…

К федеральным трассам нынче нареканий было немного – их убирали вовремя (могут, когда нужно!), а вот городские нецентральные… Движение на некоторое время было практически парализовано – в Набережных Челнах безнадежно застревали в сугробах кареты скорой помощи, а в Нижнекамске самые сообразительные передвигались по дороге… на снегоходах. Соцсети пестрели сюжетами о том, как пассажиры выталкивают увязший в снегу общественный транспорт, вытаскивают из сугробов личных «ласточек», пробираются по бескрайнему белому полю, увязая по колено, а то и глубже.

 

ПЕШЕХОД, КАК ВСЕГДА, НЕПРАВ

Нет, согласно правилам дорожного движения, пешеход – личность привилегированная. Жаль, коммунальщики этого не знают. А как иначе объяснить столь плачевное состояние тротуаров?

Наверное, никому не нужно рассказывать, что в течение как минимум суток после снегопада дорога представляет собой серьезную опасность – как на трассе, так и в городе. Снежный накат с блестящими ледяными дорожками – испытание для автомобилистов, а окаймляющая проезжую часть метровая полоса снежной каши – серьезное препятствие на пути пешехода. От нуля до минус трех-четырех градусов по Цельсию ее невозможно преодолеть, не промочив ноги, а ниже десяти она превращается в ледяные надолбы, сильно повреждающие кожаную обувь. Интересно, пробовал кто-нибудь подать в суд на коммунальщиков за порчу, к примеру, сапог ценою тысяч в тридцать рублей? Думаю, нет. Во всяком случае два моих знакомых адвоката при таком вопросе посмотрели на меня, мягко говоря, удивленно. Разве что пальцем у виска не повертели…

А вот граждане «падшие» – ну, из тех, кому не посчастливилось удержаться на ногах на скользком тротуаре, – уже учатся отстаивать свое право на безопасное передвижение по городским улицам в судах. К примеру, совсем недавно состоялось слушание, во время которого житель Нижнекамска потребовал возместить материальный и моральный ущерб за переломы, полученные во время падения у одного из торговых центров города. Впрочем, это лишь один нижнекамец из 182, получивших травмы на улице в течение полутора праздничных недель. Справедливости ради стоит отметить, что не все каникулярные травмы связаны исключительно с гололедом.

 

gursesintour

 

«ПРАЗДНИК ЖЕСТЯНЩИКА»

 

30-летний Д., водитель со стажем, на скорости около 10 км в час на «Мерседесе» не сумел остановить «железного коня» перед перекрестком и въехал в багажник здоровенному «Патриоту». Отечественному внедорожнику хоть бы что – водитель вышел из-за руля, пожал плечами и посочувствовал владельцу «немца». Заверив, что претензий к нему не имеет и ГИБДД вызывать не будет, водитель «танка» отбыл восвояси. Ремонт иномарки обошелся в тридцать пять тысяч рублей. Вызвать ГИБДД, зафиксировать ДТП и подать в суд на дорожников, не исполняющих свои обязанности? Я вас умоляю, пока ни одного такого дела выиграно не было, и ущерб дорожники никому не платили. Ну разве что если подвеску разбил, провалившись колесом в открытый люк, и это зафиксировано. И то побегаешь, прежде чем докажешь свою правоту. А в нашем случае дорожные условия – это «всего лишь» сопутствующий фактор аварии. Не справился с управлением в сложных дорожных условиях. Скорость нужно правильно выбирать, граждане-товарищи, и за дорогой следить внимательно…

это интересно

Перепады температур, снегопады и резкие оттепели в октябре и ноябре напомнили о еще одной дорожной проблеме – песко-соляная смесь, которой дорожники посыпают проезжую часть дорог и тротуары, не спасает от гололеда: ее просто сдувает с поверхности тротуаров сильным ветром, а толстую корку льда трудно было отбить даже тяжелой техникой. Результат – по нескольку сотен человек обращались в травмпункты ежедневно в период так называемых ледяных дождей.

Единственный город, в котором зимой уровень травматизма приблизительно такой же, как и летом, – это Москва. По данным Ассоциации травматологов и ортопедов, в столице самый низкий показатель уличного травматизма в холодный период. К примеру, с начала этой зимы в 15-миллионном городе с травмами, полученными в результате падения на улице в гололед, обратились около ста человек. Оказывается, пешеходную часть Первопрестольной начали обрабатывать специальными реагентами, выпускаемыми на Уральском заводе противогололедных материалов. В состав новинки входят, например, соли, являющиеся… в том числе пищевыми добавками. Плюс мраморная крошка, которая «впаивается» в лед и долгое время поддерживает безопасный уровень шероховатости. Гранулы, в отличие от песка, тяжелые и не сдуваются ветром.

Может, стоит присмотреться к опыту москвичей и Татарстану?

 

 

 

В «спокойные», то есть обычные сутки в Казани фиксируется около двухсот дорожно-транспортных происшествий. В метельные дни количество аварий увеличивается на треть. К счастью, в основном без человеческих жертв, но весьма затратных с финансовой точки зрения. Про гололед после так называемых ледяных дождей вообще лучше не вспоминать.

 

А ТЕХНИКИ-ТО НЕ ХВАТАЕТ…

Как следует из официальных сводок МЧС, для расчистки федеральных и республиканских дорог было привлечено нынче 616 снегоуборочных машин. На М7 «Волга» установлен мобильный комплекс информирования населения, работали тринадцать мобильных пунктов обогрева для тех, чьи авто попали в снежный плен, и 53 стационарных на базе придорожных кафе и гостиниц. Личный состав ГИБДД переведен на усиленный режим несения службы, а в канун старого Нового года заработал Межведомственный оперативный штаб.

В столице, опять же по официальным сводкам, на уборку снега вышло около шестисот семидесяти единиц техники, в то время как в Челнах – семьдесят, в Нижнекамске – тридцать семь, а в стотысячной Бугульме, оказавшейся в центре снежной аномалии, и вовсе лишь восемнадцать.

На республиканском совещании в режиме видеоконференции Президент Рустам Минниханов заострил внимание на неважной уборке снега в ряде городов Татарстана. «В этом году снега много, есть претензии населения в части уборки дорог. Были коллективные обращения граждан в Бугульме и других городах», – сказал он и добавил, что уже дал задание министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину активнее включиться в решение проблемы. «Аргумент, что нет техники, денег не хватает, – это аргумент, но от этого легче не становится, нужно находить решение», – поставил задачу Президент.

Согласно нормативам потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог Федеральной дорожной службы России, с учетом того, что Татарстан относится к районам трудной и очень трудной снегоборьбы, для нормальной своевременной уборки дорог Казани из расчета на площадь более двух миллионов дорожных «квадратов», нужно около тысячи единиц снегоуборочной техники. А по данным на ноябрь прошлого года, ее парк составлял 560 единиц оборудования, причем более трети из них уже требовал серьезных затрат на поддержание «в строю». Уже тогда заместитель руководителя исполкома Казани Игорь Куляжев сетовал на заседании Правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения, что из-за сложного финансового положения подрядных муниципальных предприятий обновления парка уборочной техники практически не происходит, последний раз такие машины в большом количестве исполком Казани закупал в 2011 году. А срок ее службы – около шести лет.

Для уборки дорог во время обильных снегопадов предполагалось вводить план «Буран», который позволит задействовать до тысячи единиц техники – за счет аренды у других предприятий. 13 января на дороги вышло 616 снегоуборщиков. В других городах, как мы помним, и того меньше. Так стоит ли удивляться, что улицы столицы и по сей день не освобождены от снежных завалов? А ведь зима-то еще только-только перевалила за половину, и первый серьезный снегопад точно не последний, впереди еще вьюжный февраль и наш, российский полувесенний-полузимний март. Может, горожанам тоже есть смысл по принципу самообложения скинуться и купить небольшой трактор из расчета дворов на восемь? Глядишь, и перестанем завидовать сельчанам.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще