В декабре в Казани пройдёт уже традиционный форум «Открытие талантов». Организует его Университет Талантов, действующий в республике с 2015 года в рамках госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2023 годы».
Как сегодня у нас строится работа с одарённой молодёжью? Какие перспективы открываются перед теми, кто участвует в программах университета? Об этом мы говорили с исполнительным директором АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» Айдаром Акмаловым.
– Айдар, при слове «университет» у людей обычно возникают совершенно конкретные ассоциации – лекции, сессии, научная работа… А что из себя представляет Университет Талантов?
– Это платформа для школьников, студентов и молодых специалистов, людей в возрасте от 12 до 30 лет, которые заинтересованы в профессиональном развитии. Особенно большие возможности мы предоставляем школьникам, для которых в зависимости от их интересов формируем образовательные программы, и дальше наши педагоги, наставники сопровождают их до трудоустройства.
– Как молодые люди «поступают» в ваш университет?
– Мы работаем с теми, у кого есть серьёзные достижения в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, начиная с республиканского уровня и до международного. По самым разным направлениям – наука, искусство, спорт. Есть республиканский реестр, куда входят победители и призёры таких конкурсов, есть федеральный реестр победителей и призёров федеральных олимпиад и конкурсов. И мы предлагаем молодым людям, попавшим в эти реестры, прийти к нам. В рамках госпрограммы управления талантами из бюджета республики нам выделяется финансирование, и каждый наш студент при поступлении, регистрируясь на нашей платформе, получает сто баллов в личном кабинете – это пятьдесят тысяч рублей. Если он продолжает побеждать или занимать призовые места в олимпиадах и конкурсах, он зарабатывает ещё баллы, которые тоже конвертируются в деньги. Эти средства ребята могут потратить на те или иные образовательные курсы, оборудование, дополнительные занятия с экспертами – на то, что поможет им совершенствоваться на пути профессионального развития.
– Что представляет собой ваша платформа?
– Это портал Университета Талантов, он тоже разработан в рамках госпрограммы. Там есть внешний и внутренний контуры. На внешнем представлены различные полезные ресурсы для молодых людей, их родителей, педагогов. Там изложены наши методики, практики. И всем этим может пользоваться любой заинтересованный человек. А уже во внутреннем контуре, когда человек становится нашим студентом, у него появляется расширенный функционал. Ребята могут пройти профориентационную диагностику, понять, над какими компетенциями им нужно работать. Там они могут общаться с наставниками, которые будут анализировать их развитие и направлять их. Туда они могут загружать свои проекты.
– Могут ли молодые люди сами к вам попроситься?
– Да. Мы понимаем, что есть много инициативных ребят, которые делают какие-то проекты, не вписывающиеся в рамки традиционных олимпиад. Мы проводим для них собственную олимпиаду. Они могут присылать нам свои проекты, мы их оцениваем, и финалисты становятся нашими студентами. Нам интересны не только те, кто ярко проявляет себя в каких-то научных дисциплинах. Проекты могут быть в социальной сфере – например, волонтёрство. Приглашаем и молодых предпринимателей.
В рамках госпрограммы управления талантами из бюджета республики нам выделяется финансирование, и каждый наш студент при поступлении, регистрируясь на нашей платформе, получает сто баллов в личном кабинете – это пятьдесят тысяч рублей
– Вы сказали, что выделяете своим студентам деньги на их проекты. Они как-то отчитываются – на что их тратят?
– Конечно, есть обязательная привязка к цели профессионального развития. Допустим, одна из наших студенток готовилась к конкурсу в сочинском образовательном центре «Сириус». У неё была задача – создать архитектурный макет некоего городского пространства. Ей нужны были материалы, чтобы сделать макет, а также консультация эксперта. Мы приобрели для неё необходимые материалы, нашли специалиста в архитектурном управлении исполкома Казани. В итоге она прошла отбор и поехала в «Сириус». Вообще, у неё есть глобальная цель – она планирует стать архитектором. И хочу обратить особое внимание: сейчас она в девятом классе, а работаем мы на её цель, которая реализуется через семь – десять лет. Таков наш подход. Мы работаем на их будущее. И помогаем ребятам осознанно планировать это будущее, чтобы они в том числе понимали особенности развития экономики, ситуации в стране и в мире, особенности своего развития в этой парадигме.
– Кстати, о «Сириусе». В этом году на базе Университета Талантов был создан региональный центр по модели «Сириуса»…
– Да, это сейчас приоритетное направление нашей работы. Мы уже запустили несколько профильных программ. В рамках трёх направлений – наука, искусство и спорт – открываются площадки, лаборатории, учебные кабинеты. Опорная площадка – Республиканский олимпиадный центр с его базой «Дуслык» в Дербышках. Там будут жить дети, приезжая на профильные программы, там расположена часть учебных лабораторий. Другие лаборатории будут открыты на базе политехнического лицея в Авиастроительном районе Казани.
Оборудование, кстати, в лаборатории закупается самое высокотехнологичное, всё это делается в рамках программы «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование».
Пока мы набираем на наши программы ребят от 10 до 17 лет. На будущий год планируем работать и со студентами. Причём у нас предусмотрено и постсопровождение, то есть одной программой работа не ограничивается.
– В республиканский «Сириус» могут попасть только воспитанники вашего университета?
– Нет, доступ открыт для всех. На нашем сайте есть возможность подать заявку, оставить свою анкету, пройти тесты. Это всё бесплатно, конечно.
– Сколько уже человек прошли с 2015 года через Университет Талантов?
– С 2016 года – примерно двадцать пять тысяч в год. В 2015-м было чуть поменьше, около пятнадцати тысяч, всё-таки это был наш стартовый год. У нас работают около девяноста площадок в районах республики, где наши наставники проводят разные тренинги и мастер-классы в школах и центрах дополнительного образования.
Если говорить о ядре, о тех, кого мы постоянно сопровождаем, то прямо сейчас таких у нас 1400 человек. До конца года будет 1600. Это непосредственно те, кто ведёт свои личные кабинеты, персонально работает с наставниками, формулирует свои цели профессионального развития. Те, кому мы помогаем понять, зачем именно и какое образование им нужно. Мы видим образование самым главным социальным лифтом и стараемся поддержать тех, у кого есть мотивация к развитию. Стараемся их сопровождать до трудоустройства.
– Вы сказали о площадках в районах. Много ли у нас в глубинке талантов?
– Очень много. И не у всех из них есть возможности, в том числе материальные, вкладываться в своё развитие. Но для нас главное – мотивация. Наши ребята в любой точке республики имеют доступ ко всем нужным ресурсам. Если они ещё и успешно участвуют в конкурсах, то, как я уже сказал, зарабатывают дополнительные деньги. Это конвертация интеллектуального потенциала в денежный капитал. И хорошая поддержка их родителям в том числе.
Например, у нас есть студентка из Актанышской гуманитарной гимназии. К нам она попала как призёр республиканской олимпиады по татарскому и русскому языкам. Но, занимаясь по нашим программам, заинтересовалась сферой IT и сейчас видит своё развитие в этом направлении. Хочет поступить в Университет Иннополис. И мы даём ей возможность заниматься в этой сфере. Наш наставник вместе с ней ставит конкретные задачи – что надо сделать через год, через три года, чтобы добиться этой цели… Мы должны так руководить процессом, чтобы человек на пути к отдалённой цели понимал, на что ему надо в каждый конкретный момент обращать внимание.
Мы видим образование самым главным социальным лифтом и стараемся поддержать тех, у кого есть мотивация к развитию. Стараемся их сопровождать до трудоустройства
– Вы уже много раз упоминали наставников. Кто эти люди?
– Это очень важная составляющая Университета Талантов. Большая часть наших наставников – это педагоги школ, центров дополнительного образования, вузов. Есть и специалисты из разных компаний и предприятий – те, кому небезразлична тема человеческого капитала. Мы анализируем интересные практики в школах, в том числе на селе. И привлекаем педагогов, предлагающих оригинальные методики, к своей работе.
При этом мы помогаем и самим педагогам. Проводим для них курсы управления продюсированием талантов. Раньше, до пандемии, вывозили их на разные педагогические форумы по всей стране, чтобы они могли перенимать лучший опыт. У нас проходит олимпиада наставников. И мы видим, что люди становятся универсальными специалистами. Есть очень интересные истории успеха, когда они приходят к нам просто учителями, а после наших курсов начинают двигаться по карьерной лестнице в системе образования. А кто-то занялся частной практикой, ведёт собственные тренинги…
– А есть какие-то яркие примеры историй успеха ваших воспитанников?
– В 2015 году к нам на проектную олимпиаду пришёл Алмаз Ахтямов, студент бакалавриата одного из технических вузов Казани. У него был проект разработки некоего технического устройства, он занял у нас призовое место, и мы отправили его на форум в Петербург. На следующий год он снова стал финалистом одного из наших конкурсов. И уже представил проект онлайн-школы. Мы ему помогли с закупкой оборудования. Сейчас в его онлайн-школе работают около тридцати – сорока педагогов, аудитория – около полутора тысяч учеников по всей стране. А мы теперь его привлекаем к работе в Университете Талантов уже в качестве эксперта.