За три года с момента открытия не имеющий аналогов в России ОАО «Агропромышленный парк «Казань» смог завоевать сердца и потребителей, и местных сельхозпроизводителей. В чем секрет успеха, мы узнали у генерального директора парка Олега Власова.
– Олег Геннадьевич, в мае 2013 года состоялось открытие агропромпарка «Казань». Каковы главные итоги первых трех лет работы?
– На сегодняшний день мы прошли этап становления! Главное, что нам удалось сделать, – адаптировать комплекс под сегодняшние реалии сельхозпроизводителя и специфику потребительского рынка Татарстана. Агропромпарк вышел на самоокупаемость, более того – удалось получить прибыль. Причем самодостаточность достигнута не за счет повышения арендных ставок. На положительные результаты деятельности мы вышли за счет выявления внутренних резервов, оптимизации затрат, выстраивания правильной логистики, налаживания оптимальных связей между покупателями, производителями и администрацией, построения партнерских отношений. К слову, изначально цены на аренду управляющая компания установила ниже рыночных и лишь в 2014 году подняла их, да и то на 10 процентов.
Безусловно, основными задачами на первоначальном этапе были заполняемость комплекса, привлечение покупателей и арендаторов. Все усилия были направлены на это. В 2015 году (по сравнению с 2014 годом) нам удалось увеличить заполняемость вдвое, и этот показатель достиг 95 процентов. Сегодня на площадке осуществляют деятельность 267 резидентов, и эта цифра постоянно растет! На многие наши площади и услуги есть «листы ожидания», предприниматели готовы ждать. К примеру, складская зона в 11 тысяч квадратных метров заполнена на 100 процентов, на восьми имеющихся участках площадью 2300 квадратных метров организовано семь производств. Офисы также полностью заняты, в торговых залах комплекса задействованы 360 мест из 395. Среднегодовая заполняемость гостиницы достигает 70–75 процентов. Это еще раз подтверждает востребованность комплекса и правильность выбранного пути! Всему этому способствуют и умеренные арендные ставки, и широкая инфраструктура, и большой спектр дополнительных услуг, сопровождение арендатора на всех этапах его становления в комплексе.
В агропромпарке «Казань» с начала деятельности создано 700 рабочих мест, товарооборот в 2015 году достиг 1,2 миллиарда рублей, что почти в три раза больше, чем в 2014 году. Доходы выросли в 1,3 раза
В агропромышленном парке постоянно пересекаются интересы покупателя, арендатора и нас как управляющей компании, представляющей интересы государства. Поэтому, чтобы прийти к консенсусу, учесть интересы всех, чтобы борьба за качество продукции и программа сдерживания цен были не в ущерб сельхозпроизводителю, мы создали совещательный орган – совет арендаторов. С его помощью решаются вопросы ценообразования, определяется маркетинговый инструментарий. Обсуждаем и создание перспективных направлений в агропарке.
Что касается посещаемости… В прошлом году парк посетили около 3,2 миллиона человек – это в 1,3 раза больше, чем в 2014 году. В текущем году посещаемость достигает 330 тысяч человек в месяц, и эта цифра постоянно растет. Думаю, она станет еще больше, когда вокруг комплекса появятся новые микрорайоны и расширится пассажирское сообщение.
Я очень рад, что за три прошедших года удалось создать устойчивый фундамент, на котором агропромпарк будет развиваться в дальнейшем, и это при том, что наш проект пилотный!
– Говорят, сам Президент России Владимир Путин был заинтересован в строительстве агропарка. Так ли это? Появились ли аналоги комплекса в других регионах?
– В России есть селекционные, логистические парки, есть такие, что занимаются переработкой. Площадок в подобной агропарку конфигурации в стране нет. У нас под одной крышей сосредоточена вся технологическая цепочка: складирование, переработка сельскохозяйственной продукции, ее реализация. Здесь создана уютная и комфортная инфраструктура для осуществления сельхозпроизводителями предпринимательской деятельности. В реализации пилотного проекта всегда есть существенные трудности, ориентироваться было не на кого, каждый процесс выстраивался с нуля, а мы стратегический объект, тем более в условиях импортозамещения. Органы государственной власти РФ и руководитель республики Рустам Нургалиевич Минниханов следят за нами как за первопроходцами, и, конечно, опыт Татарстана в этом направлении интересен Президенту России. Ежемесячно приезжают делегации из регионов Российской Федерации, они изучают наш опыт, советуются, как выстроить те или иные процессы по поддержке местного сельхозпроизводителя.
В прошлом году парк посетили около 3,2 миллиона человек – это в 1,3 раза больше, чем в 2014 году. В текущем году посещаемость достигает 330 тысяч человек в месяц, и эта цифра постоянно растет
– В Татарстане разработана программа поддержки местного сельхозпроизводителя, что вы делаете в этом направлении?
– У меня есть четкое понимание, что местная продукция соответствующего качества должна быть представлена у нас в первую очередь и лучшим образом.
Основная наша цель – не просто сдать помещение или площадь в аренду, а предложить производителю нечто большее. Сами понимаете, время непростое! Мы сопровождаем переработчика и производителя на этапе вхождения в агропарк, даем «каникулы» по оплате за аренду, разработали определенную маркетинговую политику. Она действует на начальном этапе, когда контрагенту требуется адаптация. Три месяца предоставляем ему скидку на развитие в размере 50 процентов. Одним словом, работай и развивайся!
Площадок в подобной агропарку конфигурации в стране нет. | |
Под одной крышей сосредоточена вся технологическая цепочка: складирование, переработка сельскохозяйственной продукции, ее реализация. Здесь создана уютная и комфортная инфраструктура для осуществления сельхозпроизводителями предпринимательской деятельности. |
Но эти привилегии вступают в силу только тогда, когда видим, что производитель действительно хочет работать честно и сам непосредственно связан с сельским хозяйством. К тому же в некоторых случаях ЛПХ и КФХ – это не всегда то, что под этим подразумевается. Есть те, кто приходит и заявляет: «Я переработчик мяса». Мы в ответ: «Хорошо, давай посмотрим, что представляет собой предлагаемая продукция». Благо есть много механизмов, позволяющих узнать, что он реально производит и производит ли вообще. Это Россельхознадзор, Главное управление ветеринарии Кабинета Министров РТ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарстана, органы местного самоуправления. То есть те инстанции, где мы узнаем, действительно ли был забит и выращен скот тем, кто указан в предоставленной справке. Часто вижу в документах противоречия. Например, переработчик имеет статус КФХ, а на самом деле он посредник. Ничего в этом плохого нет. Но он заходит как фермер и рассчитывает на дополнительные преференции. А мы их предоставляем непосредственно тому, кто сам работает на земле.
Прошло время, когда двери комплекса были открыты всем желающим. Сегодня предпринимателю задаем вопросы: «С чем к нам идете? Откуда товар? Какого качества?» Если ответы в плоскости нашей концепции, проверяем продукцию и даем «зеленый свет», оказываем поддержку. Наш главный критерий при первоначальном выборе арендатора – это то, что он сможет дать покупателю. Интересы последнего – основа всего процесса. Но не всегда продавец осознает, что его благосостояние, его будущее на нашей площадке напрямую зависят от покупателя.
– Агропромпарк сегодня – это еще и производственная площадка. Расскажите об этом звене.
– Производственная деятельность делится на две составляющие: в первом случае мы предоставляем сельхозпроизводителю площадку для его собственного производства, обеспечиваем необходимой инфраструктурой, технически подготавливаем почву для работы. В производственной зоне арендаторы в семи из восьми модулей открыли собственное производство, выпускают различную продукцию. Там работают крупные резиденты, например, такие, как «Агрофирма «Заинск-Закамье» – переработка мяса и птицы, ФХ «Рамаевское» – переработка утки и производство мясных полуфабрикатов, ООО «Лифт технологии» – производство пшеничных роллов, ООО «Добропек» – пекарня, ООО «СитиФуд 16» – производство сэндвичей, ООО «АртВикоХлеб» – выпуск кондитерских изделий. Длительный срок их сотрудничества с агропарком говорит о том, что им здесь комфортно!
Второе направление – собственные перерабатывающие производства агропромышленного парка. Эти производства созданы опять-таки в под-
держку сельских предпринимателей. Во-первых, мы принимаем у них продукцию в качестве давальческого сырья и перерабатываем его, помогая им получить переработанный и упакованный продукт. Во-вторых, мы сами перерабатываем и реализуем местную продукцию, а это другая добавленная стоимость и то, что позволяет удерживать арендные ставки на определенном уровне.
Мы начинали с открытия хлебобулочного цеха. Данное звено в первый год приносило чуть больше 300 тысяч рублей в месяц, ассортимент ограничивался 12-ю наименованиями. Почувствовав потребность потребителя в качественной продукции, стали развивать данное направление. Наш хлеб делается из пшеницы, выращенной на просторах Татарстана, продукт чистый, в тесто не добавляют ни улучшителей, ни разрыхлителей, ни красителей, ни других добавок. К трехлетию парка данное производство подошло с оборотом в 2,5 миллиона рублей в месяц, ассортимент достигает более 50 наименований, и это не только хлебобулочная линия, но и кондитерская продукция. От многих покупателей слышу, что к нам ездят за хлебом, даже стоят в очереди. Казанцы голосуют рублем за наш продукт!
Прошло время, когда двери комплекса были открыты всем желающим. Сегодня предпринимателю задаем вопросы: «С чем к нам идете? Откуда товар? Какого качества?» Если ответы в плоскости нашей концепции, проверяем продукцию и даем «зеленый свет», оказываем поддержку
Налажена и система общественного питания – кафе «Казаночка». Собственная продукция этого звена также пользуется спросом, к примеру, различная выпечка. Одной такой продукции кафе выпускает 1800 килограммов в месяц. За 2015 год товарооборот здесь был увеличен в 1,4 раза.
Мы пошли дальше и открыли производства по мясо- и овощепереработке. Последняя включает в себя обработку картофеля, моркови, лука, свеклы. Продукт моется, калибруется, фасуется в упаковку, соответствующую европейским стандартам и запросам крупных ритейлов. Пока мы делаем первые шаги в этом направлении, рынок насыщен, нужно многое подготовить, прежде чем выходить в федеральные сети магазинов с ожиданием успеха. Пока сотрудничаем с несколькими сетевыми компаниями, прорабатываем договоры, поступательно завоевываем место под солнцем.
И совсем новое для нас – это мясопереработка. Казань – практически единственная столица региона России, где нет мясокомбината, комплекс не претендует на это звание, но мне было бы приятно, если бы через несколько лет мясоколбасная продукция под брендом «Агропарк», завоевала бы доверие потребителей республики и вышла на широкий рынок, в другие регионы.
– Трехлетний рубеж остался позади. Какие планы на перспективу?
– Мы постоянно анализируем свою деятельность, изучаем опыт других. В ходе развития стало понятно, что производственнику просто необходимо торговать не только в розницу, но и оптом, особенно в осенний период. Сегодня работаем в этом направлении.
К тому же в будущем планируем открыть специализированный фермерский «остров», где выступим в качестве организаторов торговли.
У фермера не будет болеть голова о поиске продавцов, о выстраивании торговых процессов. Он привез сертифицированную продукцию, мы ее своими силами реализовали. У фермера останется больше времени для совершенствования работы у себя в хозяйстве! На этом «острове» сосредоточим продукцию от фермерского сословия Татарстана и других регионов России, так как у нас ввиду сезонности производится не вся группа товаров, пользующихся спросом.
Конечно, планируется и дальнейшее развитие овоще- и мясопереработки, необходимо загрузить оборудование до проектной мощности.
Ну и почему бы в будущем не объединить усилия с сельхозпредприятиями по выращиванию продукции по заказу с учетом наших стандартов?
От редакции
21 мая 2016 года генеральному директору ОАО «Агропромышленный парк «Казань» О.Г.Власову Указом Президента РТ присвоено почетное звание «Заслуженный экономист РТ». Поздравляем и желаем дальнейших успехов в работе!
На правах рекламы