11 декабря 2018  19:19
Распечатать

Звонкие родники Заволжья

 

krai

Дом Каюма Насыри в Ачасырах.


 

В окрестностях старинного села Большие Ачасыры, которое затерялось среди бескрайних полей волжского правобережья Зеленодольского района, находится множество родников. Они разбросаны по здешним оврагам и урочищам, и почти каждый имеет собственное имя. Названия местным родникам дали когда-то проживавшие здесь люди.

 

Есть здесь, к примеру, Ак чишма — Белый родник или, скажем, Салкын чишма – Студеный родник. И даже Шайтан чишма – Чертов ключ, вода в котором время от времени неожиданно начинает вскипать и пениться, совсем как колдовское варево в котле злобной ведьмы-убыр из старой татарской сказки. Но самым известным у жителей села является родник Ат улагы – Лошадиная колода. Когда-то в незапамятные времена здесь действительно лежала огромная колода, выдолбленная из ствола дуба. В нее стекала от оголовка родника студеная ключевая водица. Рядом находились коновязи, и пахари пригоняли сюда на водопой лошадей.

 

В СУРОВЫЕ ДАВНИЕ ВРЕМЕНА

Большинство историков полагают, что заволжская территория современного Зеленодольского района начала активно заселяться в середине XIII века, после монгольского нашествия на Волжско-Камскую Булгарию. Именно сюда, в здешние леса, устремились тысячи беженцев из разрушенных поселений, спасаясь от мечей завоевателей. И селились они прежде всего там, где была пригодная для питья вода.

Государство древних булгар было многонациональным. Предки современных чувашей жили на этой земле с давних пор. По одной из версий, которую записал в свое время известный татарский ученый Каюм Насыри, название села Ачасыры происходит от чувашских слов «ача» и «сыры», перевести которые можно как «безотцовщина», «сирота». Кстати, как полагают некоторые ученые-лингвисты, чувашский язык, вероятно, был во многом схож с древнебулгарским языком. Достаточно вспомнить булгарский город Сувар и созвучное с ним название современной газеты, которая выходит в Татарстане на чувашском языке.

 


К началу XX века село Большие Ачасыры насчитывало более шестисот дворов. Помимо хлебопашества, из-за нехватки пригодной для земледелия земли население активно занималось ремеслами, извозом на лошадях и торговлей


 

Как бы то ни было, западная часть волжского правобережья начала активно заселяться с середины XIII века, когда население разрушенных и разграбленных завоевателями городов Волжско-Камской Булгарии устремилось в дремучие леса в окрестностях рек Кубня, Аря, Свияга и Секерка. Как утверждал известный уроженец здешних мест Каюм Насыри, ссылаясь на записанную им легенду, одной из таких беженок была вдова с грудным ребенком. Поселилась она в ветхой хижине на берегу лесного ручья. Подвесив на сук люльку с младенцем, она баюкала его, напевая: «Спи, мой сын, сиротинка-ачасыр…» Так в память о первых жителях здешних мест и нарекли поселение, которое уже позже, во времена Казанского ханства, становится крупным селом Большие Ачасыры.

После завоевания Казани Иваном Грозным по приказу государя служилые бояре Димитрий Кикин и Никита Борисов составили подробный список сел и деревень покоренного края. В этой писцовой книге, которая знакома историкам как «Кикина книга», жители села Большие Ачасыры значатся как «чувашские ясачники» или «ясачные татары». «Ясак» – слово тюркское. Означает оно подать – налог, который покоренные жители обязаны были регулярно платить в царскую казну.

 

В МУЗЕЕ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ

Этот крепкий бревенчатый дом с железной кровлей знает каждый житель села. Еще бы, ведь здесь находится музей татарского просветителя Каюма Насыри. И, хотя сам он родился в соседнем селе Малые Ширданы, имя этого человека в нашей республике знают все, кто знаком с историей татарского народа. Выдающийся ученый, литератор и просветитель, он оставил после себя десятки научных трудов по этнографии и фольклору, литературе и педагогике, истории и географии, математике и астрономии.

Десятки легенд о родном крае, о происхождении названий тех или иных населенных пунктов, рек, озер и других достопримечательностей собраны и переработаны им за долгие годы.

…Оставив машину за тесовыми воротами, украшенными затейливым деревянным орнаментом, проходим в просторный двор, где под навесом среди охапок свежей янтарно-желтой соломы стоят сани, телеги, развешаны дуги, деревянные колеса и прочие атрибуты сельского быта. На пороге дома-музея нас встречает его хозяйка – директор Разина Гатиятуллина. Как объяснила нам Разина Анваровна, сам дом, в котором находится музей, был перевезен в село Большие Ачасыры в 1947 году из Малых Ширданов, родины Каюма Насыри. Перевез дом, сохранив обстановку, и безвозмездно передал его музею в 1982 году житель деревни Габдельгани Минзарипович Зарипов.

 

nasuri

Портрет Каюма Насыри.

Вместе с Разиной Анваровной проходим внутрь так называемой белой комнаты. Вся ее обстановка погружает нас в жизнь, быт татарского села конца позапрошлого века. Вот кожаный диван-канапе, шкаф-стол с расставленными на нем предметами повседневного обихода. На столе – полный русско-татарский словарь, составленный Каюмом Насыри, с его личной печатью. Рядом – женская половина дома, а еще дальше – комната для омовений.

За стеклами шкафа – три чайные пары, украшенные изящной надписью, выполненной в восточном стиле. Как объяснили сотрудники музея, такие маленькие чашки изготавливались на дореволюционном фарфоровом заводе Кузнецова специально на заказ для казанских купцов.

– А вот стол-шкаф и диван сделаны руками самого просветителя, – говорит Разина Анваровна. – Он не просто призывал своих соплеменников изучать различные ремесла, но и сам превосходно владел искусством столяра и мог работать почти со всеми плотницкими инструментами.

Немало интересного могут рассказать о своем именитом земляке сотрудники музея. Двери его открыты для посетителей в любое время.

Но не только музеем Каюма Насыри известно древнее село. Из него вышло немало известных людей. Среди них – первый издатель татарского алфавита Шакирджан Тахири, а также мать известного танцора английского Королевского балета Ирека Мухаммедова.

 

РОКОВЫЕ ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА

К началу XX века село Большие Ачасыры насчитывало более шестисот дворов. Помимо хлебопашества, из-за нехватки пригодной для земледелия земли население активно занималось ремеслами, извозом на лошадях и торговлей. Последнее обстоятельство сыграло на руку предприимчивым жителям села, одним из которых был местный бай Мингазутдин.

Разбогатеть Мингазутдину помогли обыкновенные куриные яйца, которые он активно скупал не только у жителей села, но и в соседних деревнях, перепродавая их купцам-оптовикам. И хотя этим промыслом в Ачасырах занимался не он один, именно Мингазутдину удалось поставить «яичное» дело так, что прибыль от реализации вскоре превзошла все ожидания. Дело в том, что своим постоянным поставщикам-крестьянам Мингазутдин платил больше, чем его конкуренты. Кроме того, он наладил надомное производство ящиков для своего хрупкого товара, который приходилось доставлять на подводах в Свияжск и на пристань у села Козловка. Трудолюбие и прирожденная смекалка позволили Мингазутдину быстро разбогатеть. Обыкновенные куриные яйца стали для него поистине золотыми. Просторный байский дом, крытый железом, конюшня с породистыми лошадьми, тенистый яблоневый сад с пчелиными ульями – все это свидетельствовало о немалых доходах хозяина.

 

  Но не только музеем Каюма Насыри известно древнее село.
Из него вышло немало известных людей. Среди них – первый издатель татарского алфавита Шакирджан Тахири, а также мать известного танцора английского Королевского балета Ирека Мухаммедова.

Даже после революции, особенно во времена НЭПа, Мингазутдин и его сыновья жили богато. И лишь «раскулачка» и коллективизация лишили их всего, что было нажито за долгие годы. По решению собрания жителей села самого яичного бая Мингазутдина и его сыновей выслали из села с малыми детьми. Кое-как они сумели устроиться в Йошкар-Оле — работали на строительстве кирпичного завода. Жили не так звонко, как прежде, но все же благодаря трудолюбию добились определенного достатка.

В бывшем байском доме в селе разместился сельсовет. Бесхозный яблоневый сад, куда после высылки прежних хозяев частенько наведывались местные мальчишки, забредали козы и овцы, без должного ухода выродился и зачах. А тяжелые липовые колоды-ульи изрубили топорами комбедовцы. Извлекли из них медовые соты, после чего сожгли в костре остатки. Всего через пару лет цветущий байский сад превратился в заросший бурьяном и крапивой пустырь. Так «по-хозяйски» распорядилась бывшим байским добром новая власть.

 

ПОД ЗВУКИ АЗАНА

Когда-то в Больших Ачасырах было две мечети – старая и новая. Естественно, что такое положение никак не устраивало местных большевиков. Старую мечеть в Больших Ачасырах закрыли в годы печально известной безбожной пятилетки. И хотя подавляющее большинство жителей села были против такого решения, никто тогда не считался с их мнением. В стенах бывшего мусульманского храма оборудовали сельский клуб. Но многие жители села, особенно старики, не посещали очаг культуры. Они хорошо помнили время, когда по пятницам здесь собирались на молитву их деды и прадеды.

А вскоре закрыли и вторую мечеть – в ней устроили колхозную машинно-тракторную станцию. Единственное, чего смогли добиться верующие от властей, – не трогать представителей местного духовенства. Оба хазрата – мулла Максум и мулла Зиятдин прожили в родном селе до конца своих дней.

Веру отцов местные жители пронесли через годы безбожничества и гонений на религию. Многие тогда, пусть и тайно, держали мусульманские посты, отмечали праздники Уразу-байрам и Курбан-байрам, соблюдали религиозные обряды. И когда в девяностые годы в селе начали строительство мечети, многие ачасырцы оказали посильную помощь в возведении храма. Теперь над домиками сельчан вновь, как и много лет назад, плывут протяжные звуки азана. В морозном воздухе они переплетаются с журчанием звонких родников, в окрестностях которых когда-то много лет назад возникло древнее село Большие Ачасыры.

 


Автор статьи: СУББОТКИН Артем
Дата:19.12.2017
Выпуск: №188 (28376)
  1. Guest:

    Хороший материал.

Добавить комментарий

worldskills-2019 11.12.2018

А вы – в команде WorldSkills?

7 декабря в Казани завершилось региональное первенство «Молодые профессионалы» Татарстана – это самый масштабный чемпионат в истории движения WorldSkills в республике....
730
кибермедицина 11.12.2018

Врачи хотят, чтобы система не тормозила

Если пещерному человеку предстояло изобрести каменный топор, то достижением нашей цивилизации должна стать кибермедицина....
710
стерлядь 10.12.2018

Исключат ли стерлядь из Красной книги?

Эта рыба из семейства осетровых всегда была ценным промысловым видом. В старину стерлядь именовали красной рыбой, хотя мясо у неё отнюдь не красное....
2420
выставка-марджани 10.12.2018

Классики всегда в нашей памяти

В «Корстоне» открылась выставка, посвящённая Шигабутдину Марджани....
1930
аудиокниги 10.12.2018

Шурале в аудиоформате

Классика татарской литературы теперь будет доступна ценителям в виде бесплатных аудиокниг....
2090

Мнение

Елена ПОЛЯКОВА, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Татарстану:

елена-полякова

С нового года у 800 тысяч неработающих пенсионеров Татарстана в связи с индексацией увеличатся пенсии. Средний размер прибавки составит тысячу рублей в месяц. Что касается остальных получателей пенсий, то индексация у работающих пенсионеров пройдет с 1 августа, а у получающих социальную пенсию – с 1 апреля.

Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    11 декабря

    Радик Рагипович Зиатдинов (1966), начальник Управления Гостехнадзора РТ.

    Вагиз Василович Мингазов (1955), руководитель филиала Российского сельскохозяйственного центра по РТ, депутат Госсовета Татарстана.

    Айрат Ринатович Хайруллин (1981), глава Альметьевского муниципального района.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров