О том, как украшают многоэтажки в нефтяной столице Татарстана и почему Наиль Маганов против торговых центров
Всем известно, что Альметьевск – нефтяная столица Татарстана. Но с тех пор, как в 2017 году здесь запустили паблик-арт-программу «Сказки о золотых яблоках», город также можно называть центром стрит-арта республики.
Уличное искусство на юго-востоке Татарстана перевели в легальное поле. Вместо того чтобы бороться с хаотичными росписями на стенах, кураторы программы подыскивают талантливых художников по всему миру и вместе с ними придумывают, как украсить городское пространство.
Так в Альметьевске появились 22 мурала (мурал – масштабное произведение живописи на архитектурных сооружениях), скульптура Габдуллы Тукая на велосипеде и вязаное панно испанской художницы Ракель Родриго на стене обычного дома.
«Сказки о золотых яблоках» – программа развития общественных пространств и локальных сообществ. Она была инициирована компанией «Татнефть». Проект реализуется Институтом исследования стрит-арта при участии группы приглашённых экспертов и художников. В прошлом году наша газета уже писала о том, как в Альметьевске украшают серые «панельки», но за то время, пока нас здесь не было, город стал ещё ярче.
На название проекта его авторов вдохновила старинная татарская сказка о семи яблоках, рассказывающая о том, что дети – наивысшая ценность в жизни. Именно на преданности семейным традициям, уважении к своей истории и корням основан этот проект
«Сейчас в мире происходит много вещей, связанных с искусством в общественном пространстве. Но, как правило, в промышленных городах нет работ, которые что-то говорили бы о корнях, контексте и локальной идентичности. Эта история могла появиться только на юго-востоке республики. Она – про Татарстан, Альметьевск, людей, которые здесь живут», – рассказала во время пресс-тура куратор программы Полина Ёж.
«МЫ ДЕЛАЕМ ЭТО ДЛЯ СЕБЯ»
На название проекта его авторов вдохновила старинная татарская сказка о семи яблоках, рассказывающая о том, что дети – наивысшая ценность в жизни. Именно на преданности семейным традициям, уважении к своей истории и корням основан этот проект. Задача кураторов – не в том, чтобы разукрасить дома, а в том, чтобы придать пространству больше смысла и таким образом научить людей любить свою малую родину.
«Мы всегда рады гостям, но совершенно точно могу сказать, что улучшаем город не ради привлечения туристов. В первую очередь мы делаем это для самих себя – для альметьевцев, которые здесь живут и трудятся», – подчеркнул генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов на встрече с журналистами.
Он добавил, что в свободное время любит прогуливаться с мамой по улицам родного города и наблюдать за тем, как преображается всё вокруг. Глава «Татнефти» призвал альметьевцев больше бывать на улице, а не закрываться в душных помещениях.
«Не надо нам этих огромных торговых центров. Они делают города мёртвыми: все туда запираются и ходят, а улицы пустые. Всё-таки город живёт, когда в нём есть люди», – выразил своё мнение Наиль Маганов.
ПРОТИВ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
Кажется, с генеральным директором «Татнефти» согласен и уличный художник из Рязанской области Александр Дёмкин. Он работает над муралом, иллюстрирующим отношения продавца и покупателя в современном мире. «Мы ежедневно наблюдаем за тем, как живое общение заменяется «цифрой», и, кажется, только рады этому. Но общение – одно из ключевых действий, заставляющих наш мозг работать. Ничто не может стать альтернативой полноценному человеческому контакту», – уверен художник.
Его работа – одно из самых больших паблик-арт-изображений в городе. Мурал (пока не законченный) расположен на внешней части стены гипермаркета, что придаёт ему дополнительные смыслы. Площадь объекта – около тысячи квадратных метров.
Интересно, что автор создаёт гиперреалистичное изображение, поэтому случайный прохожий вряд ли сразу догадается, в чём суть этой работы. Иллюзию позитива также создают яркие краски. И лишь огромные QR-коды на овощах оставляют неприятное впечатление – видимо, мы ещё не готовы к будущему в тотально цифровом мире.
Александр Дёмкин работает здесь почти месяц. Художник рассказал: за это время было использовано около 500 баллонов краски (по 400 миллилитров). Рабочий день мастера длится около десяти часов. Александр сам с помощью рычага управляет подъёмником, на котором стоит, и редко спускается на землю.
«Здесь у меня не получается слушать аудиокниги, сложную музыку, потому что постоянно надо быть сосредоточенным. Обычно я включаю радио BBC, какие-то незамысловатые подборки, эмбиент (эмбиент – стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра, – Прим. ред.). Выбираю что-то без слов, чтобы не отвлекаться», – поделился особенностями своего рабочего процесса художник.
ТАТАРСКАЯ ЖЕНЩИНА – ЭТО ГУСЫНЯ
К концу сентября в Альметьевске также откроется первая в России постоянная уличная медиаинсталляция с элементами дополненной реальности. Теперь все желающие смогут пройтись вокруг здания котельной (которое тоже украшено паблик-артом) и узнать о двух основных теориях происхождения нефти. Для этого необходимо лишь скачать специальное приложение на смартфон.
Демоверсию нового пешего маршрута протестировал на себе и Наиль Маганов. Он одобрил инициативу, но подчеркнул, что обе теории (биогенную и космическую) нельзя назвать научно обоснованными. «Стопроцентно не подтверждена ни одна из них, хотя все они имеют место быть. Нефть – продукт, который образуется путём разного рода воздействий, это сложная смесь», – заметил генеральный директор «Татнефти».
Вообще, в рамках «Сказок» проводится серьёзная исследовательская работа. Кураторы программы советуются с учёными, посещают местные музеи, общаются с жителями. Именно продуктом общегородского мозгового штурма, например, стало изображение гусыни на Герцена, 90.
Сегодня «Сказка о золотых яблоках» работает в трёх основных направлениях: исследование истории Альметьевска, создание произведений паблик-арта, просветительская программа для жителей и гостей города
У альметьевцев в социальных сетях спросили, с какой птицей у них ассоциируется татарская женщина. И люди сошлись во мнении, что она, безусловно, гусыня – аккуратная, хозяйственная, заботится о своих детях.
Изображение на фасад дома нанёс уругвайский художник-муралист Николас Санчез (Альфа Альфа). Автор и его графическое произведение уже успели покорить сердца местных жителей. Альметьевцы на протяжении месяца бегают смотреть на то, как работает Альфа, охотно делают с ним селфи.
Гусыня из Татарстана – первый проект уличного художника в России. Николас сам пожелал участвовать в «Сказках», когда увидел фотографию «Защитника» – мурала, который в прошлом году нарисовал греческий художник Фикос.
«Особенно много здесь я общаюсь с детьми и пожилыми людьми. Им всё интересно, они любят задавать вопросы. Дети прибегают и нажимают на гудок на подъёмном кране. Конечно, есть языковой барьер. Но я чувствую, что здесь люди душевные, тепло относятся ко мне», – отметил Николас Санчез.
ЛЕГЕНДА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ АЛЬМЕТЬЕВСКА
В городе также есть работы, появившиеся в коллаборации с исследователями. Например, изображение выдающегося татарского просветителя, учёного-энциклопедиста, религиозного деятеля и философа Ризы Фахретдина. Эта фигура для Альметьевска имеет особое значение: его имя носит главная мечеть города. После первой русской революции Риза Фахретдин издавал легендарный татарский журнал «Шура». А ещё в непростые для религии
20–30-е годы он был муфтием Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири.
Концепцию изображающего его мурала, расположенного на фасаде дома №80Б по улице Герцена, украинский художник Дима Fatum создавал совместно с известным историком профессором Амстердамского университета Альфридом Бустановым.
Учёный рассказал: любовь альметьевцев к Ризе Фахретдину – это не просто провинциальная гордость. «Недавно мой коллега Мустафа Туна издал в Оксфордском университете диссертацию «Мусульмане имперской России». И там на каждой странице – ссылки на труды Ризы Фахретдина. Это означает, что современные исследователи ислама смотрят на историю во многом глазами именно этого человека», – отметил Альфрид Бустанов.
Риза Фахретдин предстал перед альметьевцами в необычном ракурсе. Если подойти близко к дому, можно увидеть привычную картину сельской жизни: зелёный луг, голубое небо, лошадь, женщину с сохой. Но стоит нам отойти подальше – перед нами во всей красе предстаёт портрет известного религиозного деятеля.
«Идея с двойным планом исходила от художника. В итоге получилась очень мощная метафора: в Альметьевске мы Ризу Фахретдина не видим, но этот человек – важнейшая часть нашей истории. Без него, по сути, не было бы и сегодняшнего контекста», – подчеркнул Альфрид Бустанов.
НЕ РОСПИСЯМИ ЕДИНЫМИ
Под эгидой «Сказок» проводятся также различные мероприятия для горожан: публичные лекции, мастер-классы, веломаскарады, экскурсии по новым объектам паблик-арта (тоже на велосипедах). Первоначальная идея проекта как раз состояла в том, чтобы все муралы можно было объехать на двухколёсном коне (напомним, что в Альметьевске на сегодняшний день проложено более пятидесяти километров велодорожек). Во время велопрогулок гиды рассказывают мифы, легенды и истории родного края, которые послужили вдохновением для художников.
Стать участником экскурсии может любой желающий. Причём тем, у кого нет велосипеда, его предоставляют бесплатно. «Сейчас в экскурсиях участвуют люди разных возрастов, но их всех объединяет то, что они влюблены в Альметьевск. И, конечно, они задают очень много вопросов. Мы стараемся ответить на все, поэтому экскурсии часто затягиваются», – рассказала велогид Александра Малафеева.
Программа «Сказки о золотых яблоках» рассчитана на пять лет. В 2017-м её реализовывали в деморежиме, а значит, впереди ещё три года активной работы над внешним обликом города. Кураторы рассказали, что к 2022 году планируется создать около пятидесяти различных объектов уличного искусства, и вряд ли это будут только росписи на фасадах многоэтажек. В общем, Альметьевск ждут серьёзные преобразования. Возможно, здесь появится даже собственная золотая яблоня. Действительно, почему бы не обыграть таким образом название проекта?