Застывшая музыка в молодом городе

В Иннополисе подведены итоги II Российской молодёжной архитектурной биеннале

Как говорил Гёте, архитектура – это музыка, застывшая в камне. И эта «музыка» становится всё более привлекательной в молодёжной среде.

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: Шамиль Багаутдинов, “РТ”

 

архитктурное-биеннале

 

В Иннополисе подведены итоги II Российской молодёжной архитектурной биеннале.

 

ОДНА ИЗ ИДЕЙ

…«Элеватор рассматривается как ценный объект промышленного наследия и главный символ локального центра. Переосмысливая его градостроительное положение и функциональное наполнение, архитекторы трактуют его как новый храм: подобно культовым сооружениям средневековых городов, он вступает во взаимодействие с окружающей застройкой более мелкого масштаба, образуя систему площадей, которые примыкают к каждому из его четырёх фасадов».

Такой видится идея переустройства портового элеватора в Казани московской группе архитекторов из творческого объединения «Лето», чей проект удостоился золотого приза в номинации «Портовый элеватор». По замыслу авторов, каждая площадь данной территории должна иметь собственную идентичность. Например, расположенная с северо-запада «водная площадь» будет включать рынок, амфитеатр, ведущий к воде, и общественный бассейн, что превратит её в своеобразный буфер между городом и рекой, позволяя воде максимально мягко приблизиться к застройке.

Не менее креативны и замыслы по обустройству «спортивной», «научной», «городской» площадей. Пятая и самая зрелищная площадка должна расположиться на крыше элеватора.

Такой подход получил высокую оценку жюри конкурса молодых архитекторов, проекты которых призваны превратить заброшенные территории промышленных объектов Казани – бывшего завода «Сантехприбор» и портового элеватора – в современные районы.

 


В номинации «Портовый элеватор» главный приз у творческого объединения «Лето» из Москвы. Серебряный присуждён проекту бюро московских архитекторов Megabudka. В номинации «Территория бывшего завода «Сантехприбор» «золото» получил москвич Александр Аляев, «серебро» – бюро «КБ 11» из Уфы. Специального приза Минстроя России удостоился Илья Ободовский из Симферополя. Приз Правительства РТ вручили москвичке Ксении Воробьёвой


 

КОНКУРС НАБИРАЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ

Как говорил Гёте, архитектура – это музыка, застывшая в камне. И эта «музыка» становится всё более привлекательной в молодёжной среде. О чём могут свидетельствовать следующие цифры. В этом году заявки на конкурс подали 739 участников до 35 лет из шести стран и 53 городов – почти вдвое больше, чем на первом фестивале, прошедшем в Иннополисе два года назад. В общей сложности в ходе трёхдневного фестиваля молодых архитекторов состоялись шесть архмарафонов, пять круглых столов, а также лекции, дискуссии, сессии, семинары, мастер-классы…

В заключительный день фестиваля в Иннополисе прошли лекции членов международного жюри – Михаила Ридайка, Филипа Юаня, Кристины Файрайз, а также председателя жюри конкурса, известного архитектора Сергея Чобана. Также состоялись дискуссии на тему «Архитектурные вузы как флагман градостроительных перемен». В числе спикеров были итальянский архитектор и критик Лука Молинари, владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский, основатель центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко и другие.

 

ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ

И вот жюри назвало имена победителей. Из 30 проектов, разработанных финалистами, были выбраны четыре лучших, их отметили «золотыми» и «серебряными» призами. Были вручены и специальные призы от Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, Правительства Татарстана и другие награды.

Как сказано выше, в номинации «Портовый элеватор» главный приз у творческого объединения «Лето» из Москвы. Серебряный присуждён проекту бюро московских архитекторов Megabudka.

 

Биеннале-итоги

 

В номинации «Территория бывшего завода «Сантехприбор» «золото» получил москвич Александр Аляев, «серебро» – бюро «КБ 11» из Уфы. Специального приза Минстроя России удостоился Илья Ободовский из Симферополя. Приз Правительства РТ вручили москвичке Ксении Воробьёвой. Жюри отметило проекты архитектурного бюро «ХВОЯ» из Санкт-Петербурга и уфимского архитектора Азата Ахмадуллина.

«Наиболее важным критерием оценки проектов для нас была их реализуемость, четкое понимание того, какие элементы застройки можно сохранить, какие не сохранять, а какие можно трансформировать, чтобы обеспечить устойчивое и долгосрочное развитие территории. Дискуссия по поводу выбора победителей была сложной, но итоговым решением мы все остались довольны», – прокомментировал награждение председатель жюри Сергеи Чобан.

 

НОВШЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Примечательно, что, помимо основного конкурса, в этом году в рамках фестиваля впервые состоялся архитектурно-художественный конкурс для российских школьников 9-10-х классов. Они представили собственные проекты, иллюстрирующие комфортную и привлекательную школу, в которой им самим хотелось бы учиться. Победителями стали Альмира Фаттахова из Казанской детской архитектурной школы и Василии Говорун из школы № 2054 Москвы.

«Произошли важные изменения, мы выбрали тему, предполагающую работу не с абстрактными территориями, а с конкретными объектами, – отметила директор конкурса Наталия Фишман-Бекмамбетова. – Таким образом мы можем повлиять на развитие знаковых для Казани территории. По сути, создаётся каталог решении, который будем использовать и для иных аналогичных объектов. Мы намерены заказать реальные проекты всем победителям и обладателям специальных призов».

Как сообщили организаторы, в 2020 году проекты финалистов Казанской биеннале будут представлены в Берлине, в первой независимой архитектурной галерее Европы Aedes Architecture Forum, где экспонируют работы профессионалов современной архитектуры и городского дизайна.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще