5 июля 2020  7:36
Распечатать

У музыки не должно быть музейного статуса

Опубликовано: 18.02.2016 17:01

 

Жиганов

В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения татарского композитора Назиба Жиганова, чье имя носит фестиваль «Мирас».

 

В Казани завершился первый фестиваль татарской музыки «Мирас». Организатором и художественным руководителем проекта выступил Александр Сладковский.

 

Нынче исполнилось 105 лет со дня рождения татарского композитора и общественного деятеля Назиба Жиганова, чье имя носит фестиваль «Мирас». В рамках проекта прошло три концерта. Программа первого вечера была посвящена творчеству самого Жиганова, во втором концерте прозвучала музыка З.Яруллина, А.Монасыпова, С.Сайдашева и Р.Яхина, а завершился фестиваль концертом из произведений современных композиторов. Наш корреспондент побеседовала с арт-директором фестиваля «Мирас», доктором искусствоведения, профессором Казанской консерватории Вадимом Дулат-Алеевым.

 

– Вадим Робертович, расскажите, какие задачи стояли перед вами?

– Приглашение стать арт-директором я получил от маэстро Сладковского, доверившего мне формирование программы фестиваля, а также участие в выборе дальнейшего направления, в котором будет развиваться фестиваль, потому что данный проект планируется сделать ежегодным. Кроме того, мне было предложено вести фестивальные концерты. Важно ведь не просто рассказать, в каком году произведение написано, но и показать, чем оно может быть интересно современному слушателю. Я бы назвал это программой психологического перевода. Те, кто имеют музыкальное образование, знают, допустим, о существовании какого-то произведения, но никогда его не слышали. Такая ситуация, к сожалению, очень типична для татарской культуры. В этих условиях я использую выражение «музейный статус». К примеру, многие знают, сколько симфоний написал Жиганов, но хорошо знают только Вторую – «Сабантуй», а вот Пятую симфонию очень многие никогда не слышали. Поэтому именно это произведение открыло фестивальную программу.

 

– Изначально предполагалось, что фестиваль будет носить имя Назиба Жиганова или были какие-то другие варианты?

– Жиганов – симфонист номер один в Татарстане. Благодаря его инициативе был сформирован симфонический оркестр. Он ведь не только музыку писал, но и создавал те опоры, на которых держится современная академическая культура: консерватория, театр оперы и балета, музыкальная школа-
десятилетка… У нас были споры о названии фестиваля, но что касается присвоения ему имени Жиганова, то никаких других вариантов не было и быть не могло.

 

  Вадим ДУЛАТ-АЛЕЕВ,
профессор Казанской консерватории:

алеев

Те, кто имеет музыкальное образование, знают, допустим, о существовании какого-то произведения, но никогда его не слышали. Такая ситуация, к сожалению, очень типична для татарской культуры.

 

– Отмечу продуманное построение фестивальной программы – здесь и основоположники татарской композиторской школы, и современные мастера.

– Эта схема содержит просветительский компонент: не только отдать дань уважения Назибу Жиганову и в целом более широко представить наше музыкальное наследие («мирас» в переводе означает «наследие». – Прим. ред.), но и показать современные тенденции в татарской музыке. Обратите внимание, всего три концерта, а какое разнообразие стилей! Это лишний раз доказывает, что татарская музыка очень неоднородная, многоплановая.

 

– Солистами во всех трех концертах выступили казанские музыканты, то есть никаких звездных гостей, которыми уже избалована наша публика. Это принципиальная позиция организаторов фестиваля?

– Одна из его задач – показывать наш собственный потенциал, исполнителей, которые работают в Казани и успешно доказывают, что являются конкурентоспособными музыкантами. Больше того, молодые композиторы и музыканты должны стремиться попасть на эту площадку!

 

– Творчество ряда татарских композиторов XX века уже сегодня многие называют классикой. А каково ваше отношение к этому?

– Напомню, что на втором концерте прозвучал «Марш Тукая» Загидуллы Яруллина. Не поверите, но этому произведению уже больше ста лет! А ведь еще недавно мы говорили: первый татарский балет, первая опера… Между тем выясняется, что у татарской музыки уже вековая история. Я имею в виду именно композиторское творчество. Поэтому, безусловно, существует и татарская классика.

 

– История похожа на то, как Мендельсон спустя 100 лет открыл музыку забытого на целый век Баха…

– Да, вы совершенно верно подметили. К сожалению, такое бывает довольно часто. Так было и с Генделем, и с Вивальди, музыка которого в XIX веке вообще не звучала со сцены, а потом о ней вдруг вспомнили. Думаю, пришло время и нам вспомнить многие из тех произведений, которые в последние десятилетия незаслуженно мало исполнялись.

 

– На заключительном концерте сложилось впечатление, что часть публики не совсем понимала, куда пришла… Вы были ведущим и сами видели, что происходило в зале. В какой-то момент вам даже пришлось прервать свое выступление…

– На закрытии действительно бросалось в глаза, что далеко не вся публика знакома с этикетом, начиная с момента, когда опоздавшие рассаживаются по своим местам. Было заметно, что многие вообще впервые пришли в концертный зал. Тем более хочется сказать им спасибо, ведь это означает, что мы сумели их заинтересовать. Людям захотелось узнать что-то новое, в частности, что такое современная татарская музыка. А этикет – дело наживное, ему можно обучиться. Просто надо чаще ходить на концерты.

 

– Уже можно что-то сказать о следующем фестивале, каким он планируется?

– Полностью раскрывать интригу пока не буду, но могу сказать, что сохранится такая же структура концертов, которая позволит показать широкую панораму композиторских имен и стилей.

 


Фото: tatarstan-symphony.com
Автор статьи: БИКЧАНТАЕВА Регина
Выпуск: №24 (28018)


Добавить комментарий

Еда-татар1 29.06.2020

«Вкусная» анимация

В Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ прошла презентация анимационного ролика о кулинарных традициях татар....
6120
Новый-мир 26.06.2020

Новый мир или ящик Пандоры?

Сегодня то и дело слышишь, что после пандемии мир уже не будет прежним....
1 1690
спасибо-врачам 26.06.2020

Музеи присоединились к акции «Спасибо врачам!»

Национальный музей Татарстана и одиннадцать его филиалов приглашают медиков с детьми бесплатно посетить действующие выставки....
9250
крючкова 25.06.2020

Светлане Крючковой присуждена Цветаевская премия

Министр культуры Ирада Аюпова поздравила народную артистку России Светлану Крючкову с присуждением ей литературной премии им. М.И.Цветаевой....
9810
науруз 18.06.2020

Творческий марафон завершился

В среду в Казани завершил свою работу VI Международный театрально-образовательный фестиваль-форум «Науруз», организованный Татарским академическим театром им. Г.Камала....
1 3200
  • Мнение

    Михаил МУРАШКО, министр здравоохранения РФ:

    мурашко

    Что такое нормальная жизнь? Это походы на концерты, перелёты, полноценная работа, полноценный отдых. На мой взгляд, маловероятно, что это произойдёт раньше февраля. Должна быть разорвана цепочка передачи вируса.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    5 июля

    Фёдор Сергеевич Батков (1961), председатель Госкомитета РТ по биологическим ресурсам.

    Роберт Хамитович Миннегалиев (1972), помощник Президента Татарстана, гендиректор «Казань Экспо».

    Ренат Саляхович Сайфуллин (1930), действительный член Академии наук РТ, заслуженный деятель науки и техники России и Татарстана, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    02.07.2020
    Крик души
    6150
    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров