Продажа пенного напитка на стадионах: запретить нельзя разрешить. Где ставить запятую?
На днях в Государственную Думу внесён законопроект, разрешающий розничную продажу пива на российских стадионах. Факт, надо отметить, многозначительный.
УПОТРЕБЛЯТЬ СТАЛИ МЕНЬШЕ
Как отмечают авторы инициативы, а ими выступили депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Дмитрий Свищев, представляющие в парламенте ЛДПР, практика спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями распространена во всём мире, а все права на рекламу во время международных спортивных соревнований принадлежат не их местным организаторам, а международным федерациям по видам спорта.
По мнению депутатов, после чемпионата мира по футболу – 2018 стало очевидно, что «страхи по поводу употребления пива во время футбольных матчей значительно преувеличены». По их словам, несмотря на разрешение его употребления, реализации и рекламы на футбольных матчах 2017–2018 годов, в том числе теле- и видеорекламы во время трансляции футбольных матчей, в России наблюдается устойчивая тенденция сокращения употребления этого напитка с одновременным ростом процента употребления слабоалкогольного и безалкогольного его сортов.
Пиво на российских стадионах не продаётся с 2005 года. Законодательно его приравняли к алкоголю в 2011 году. А с июля 2012-го алкоголем стали считаться все напитки с содержанием спирта более 0,5 процента, кроме кефира и кваса. С января 2013-го вступили в силу ограничения на продажу пива в ларьках
«Проектом федерального закона предлагается разрешить розничную продажу пива и пивных напитков организациями и индивидуальными предпринимателями, заключившими договоры (соглашения) с организатором соответствующего спортивного соревнования, в спортивных сооружениях во время матчей, проводимых в рамках официальных спортивных соревнований по футболу», – говорится в пояснительной записке.
Кроме того, законопроектом предлагается обязать организаторов официальных спортивных мероприятий по футболу направлять финансовые средства, полученные от реализации пива в спортивных сооружениях, на развитие детско-юношеского и профессионального спорта.
«Законопроект содержит существенные ограничительные условия для реализации и употребления пива и пивных напитков на футбольных матчах – устанавливается возможность реализации и употребления пива, пивных напитков в стенах стадионов исключительно во время проведения футбольных матчей в рамках официальных спортивных соревнований. Во время проведения детско-юношеских спортивных мероприятий реализация и употребление пива, пивных напитков запрещены», – добавляется в документе.
ПИВОМ ГОЛОВУ НЕ ОБМАНЕШЬ
Мы привели доводы авторов законопроекта. А теперь прокомментируем ситуацию.
Бороться за зрителя клубам необходимо, по-нашему мнению, не разрешением на продажу пива на стадионах, а прежде всего красивой и привлекательной игрой и отличным сервисом во время матчей. Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу показали, что та работа, которая была проведена российским правительством по ограничению продажи алкогольной и слабоалкогольной продукции, в том числе из-за проблемы молодёжного алкоголизма, дала положительные результаты. Российские болельщики на этих турнирах явно не злоупотребляли пивом. К тому же цена за пинту пенящегося напитка была 250 рублей, и не каждый мог себе позволить «принять на грудь» более двух-трёх бокалов.
Сыграло на поведении болельщиков, особенно российских, и введение Fan ID – электронного паспорта. Он отслеживал историю посещения матчей каждого из них. И любое нарушение правил поведения на аренах, а уж тем более в состоянии опьянения, лишало в дальнейшем обладателя Fan ID права посещения стадиона.
Александр ДЮКОВ, президент Российского футбольного союза: | |
Продажа пива на стадионе в Европе не приводит к росту его употребления. Вопрос только в месте потребления. В Европе болельщики собираются на стадионе за пару часов, чтобы за кружкой пива обсудить что-то, после игры не торопятся уходить. Все выпивают, но ведут себя нормально. |
Попытка введения Fan ID для болельщиков на время проведения чемпионата страны не нашла одобрения среди фанатов. Хотя зачем этого бояться, если ты не нарушаешь закон?
Мне не раз приходилось бывать за рубежом на чемпионатах мира и на матчах российских клубов в еврокубках. Воочию убедился: в таких традиционно «пивных» странах, как Германия, Австрия, Нидерланды, где сложились вековые правила потребления пива, футбольные болельщики со стажем ведут себя вполне пристойно, а среди фанатов помоложе всегда можно было увидеть юношей и даже девушек в лёгком опьянении. Но до хулиганских выходок, как правило, дело там не доходит.
Ведь в той же Чехии в год на душу населения приходится 138 литров пива. И никто законодательно не запрещает его изготовление и реализацию. Правда, есть одно «но» – в этой стране за качеством пива следят так строго, что у его производителей даже мыслей не возникает выпускать низкокачественную продукцию.
Что касается России, то она занимает 19-е место в мире по этому показателю – 55,5 литра в год. При этом за последние годы наблюдается заметное сокращение потребления напитка: в 2013 году оно составило 71,2, а уже в 2015 году – 59,6 литра.
ИГРАТЬ НАДО ЛУЧШЕ
Прошедший в России чемпионат мира по футболу 2018 года внёс большой вклад в экономику страны, в том числе и благодаря росту продаж пива. Иностранные болельщики потратили в России за время мундиаля 1,5 млрд долларов, в том числе 100 млн долларов – на еду и напитки. Продажи пива в городах проведения чемпионата мира выросли на 14 процентов. Всего на стадионах его было продано 3,2 млн бокалов, из них 2,2 процента –безалкогольного.
Специалисты полагают, что в России есть потенциал для роста потребления пива без угрозы целям государства по снижению уровня алкоголизации населения. Но не думаю, что разрешение на его продажу на стадионах во время проведения матчей футбольного чемпионата страны даст значительное увеличение этого показателя.
Да, материально обеспеченная публика сможет позволить себе пропустить пару-другую бокалов пива. Но эта категория болельщиков и сейчас не страдает от каких-то запретов. В скайбоксах арен свободно можно купить как пиво, так и крепкий алкоголь. На матчах на «Казань-арене» не пустует и ресторан, из зала которого есть выход на трибуну. Да, цены кусаются, но те, у кого есть возможность платить, даже не представляют, что здесь есть какие-то и на что-то запреты.
Или взять «Татнефть-арену», где на матчах «Ак барса» в чемпионате КХЛ пиво продаётся уже не первый сезон. Вот только аншлага на играх «барсов» при этом что-то незаметно. И дело тут, понятно, не в пенном напитке, а в той игре, что показывает команда.
МЕНТАЛИТЕТ ТАКОЙ…
В Роспотребнадзоре полагают, что снятие запрета на продажу пива на стадионах поставит под угрозу все достигнутые результаты по борьбе с алкоголизацией населения. И эта позиция понятна. Но есть и другая.
«Продажа пива на стадионе в Европе не приводит к росту его употребления. Вопрос только в месте потребления. В Европе болельщики собираются на стадионе за пару часов, чтобы за кружкой пива обсудить что-то, после игры не торопятся уходить. Все выпивают, но ведут себя нормально. Я не агитирую за употребление алкоголя – сам пиво не люблю, но для многих нет ничего плохого в том, чтобы в выходной выпить одну-две кружки. И если бы эти одна-две кружки употреблялись на стадионе, было бы лучше. Для клубов это было бы хорошим подспорьем», – считает президент Российского футбольного союза Александр Дюков.
Нельзя тут не сказать ещё вот о чём. Запрет на продажу пива на стадионах породил другую проблему.
Минпромторг РФ предлагает вывести пиво из-под понятия алкогольной продукции. Об этом сообщил РБК со ссылкой на разработанный ведомством проект стратегии развития торговли на 2019-2025 годы. В рамках инициативы предлагается вернуть пивной продукции самостоятельный статус и тем самым смягчить ограничения на розничную торговлю
Жители близлежащих к стадионам домов уже устали жаловаться на беспорядки в дни матчей. Болельщики, паркующие машины в ближайших к стадионам дворах, раскрывают на капотах «скатерти-самобранки» с пивом, водкой, закусками. И, прежде чем отправиться на матч, заправляются по полной, но так, чтобы при входе на стадион или во Дворец спорта их не остановила полиция. А принятый алкоголь начинает действовать уже по ходу матча. И можно представить, что остаётся во дворах после того, как нашествие болельщиков схлынет… Ну кому из жильцов всё это понравится?
Во время чемпионата мира подобного не было, ведь вокруг арен была зона запрета на продажу алкоголя, а припарковать машину можно было лишь за милю до стадиона. Но на время проведения чемпионата страны подобных ограничений нет. Вот и стараются фанаты, зная, что на стадионе им разжиться алкоголем не получится, «залить трубы» заранее.
Изменится ли что-то в срисованной мной «картинке с натуры» после снятия запрета на продажу пива на стадионах? Сторонники снятия запрета говорят «да». Лично я сомневаюсь. Привычка и у болельщика – вторая натура. Да и… «менталитет у нас такой».
Так что анализировать «пивную проблему» надо с разных сторон. И найти оптимальный вариант её решения. Какой? Предлагаем и нашим читателям принять участие в её обсуждении. Самые интересные и конструктивные предложения опубликуем.