19 февраля 2019  9:39
Распечатать

Не переведутся таланты

О том, как в республике воспитывают новых Лобачевских, Бутлеровых и Вишневских

 

университет талантов

Айдар Акмалов со студентами.


Татарстан богат природными ресурсами, спортивными объектами, культурой и, разумеется, талантами. Для того чтобы сохранить лучшие умы республики на родной земле, почти четыре года назад была принята государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы».

 

Примерно одновременно с этим начал функционировать один из ключевых проектов направления – Казанский открытый университет талантов 2.0. Он, кстати, также является региональным центром федерального «Сириуса».

Несмотря на то что проект существует уже три с половиной года, не все жители республики знают о том, как он работает и к каким вершинам ведёт своих студентов. Мы расспросили об этом исполнительного директора проекта Айдара Акмалова.

 

– Что такое Университет талантов?

– Это институт, который способствует раскрытию потенциала молодых людей, обладающих талантами в определённой области. Одна из основных задач, которую мы решаем, – трудоустройство начинающих специалистов. Для этого сотрудничаем с крупными компаниями республики и подбираем сотрудников в соответствии с их запросами. За всё время существования через наш университет прошло около четырёх тысяч студентов.

 


Казанский открытый университет талантов 2.0 – уникальный для России проект. По словам Айдара Акмалова, многие регионы заимствуют сегодня опыт республики в сфере работы с заинтересованной в профессиональном развитии молодёжью


 

– Кто может стать участником проекта?

– Молодёжь в возрасте от 12 до 30 лет: школьники, студенты, магистранты, молодые специалисты. Это основная аудитория, с которой мы работаем, хотя есть и уникумы, которые поражают своими способностями и в одиннадцать, и в десять лет.

 

– Как попасть в Университет талантов?

– Есть несколько способов. Например, если человек является победителем или призёром международных, всероссийских и региональных соревнований, входящих в республиканский реестр конкурсных мероприятий, он автоматически получает приглашение от нашего университета.

Ещё один вариант – пройти онлайн-тестирование и принять участие в собеседовании с экспертом. Тест выявляет общий уровень развития потенциального студента. Он разнится в зависимости от возрастной группы. Комплекс заданий для школьников включает в себя вопросы по основам некоторых общеобразовательных предметов, логические задачки, проверку умения понимать прочитанный текст.

Также ребята могут попасть к нам, отличившись на проектной олимпиаде – специальной площадке, где можно предложить собственные идеи (социальные или в формате бизнеса), которые можно воплотить в республике.

 

  Айдар АКМАЛОВ,
исполнительный директор проекта:

айдар-акмалов

Одна из основных задач, которую мы решаем, – трудоустройство начинающих специалистов. Для этого сотрудничаем с крупными компаниями республики и подбираем сотрудников в соответствии с их запросами.

– Может ли в этот университет поступить тот, кто ещё не знает, в какой области у него способности?

– Безусловно. Все студенты проходят специальные профориентационные тесты, по результатам которых определяют для себя несколько приемлемых сфер.

 

– Как здесь организовано обучение?

– Для каждого нового студента составляется индивидуальный план. Он состоит из четырёх основных блоков. На первой очной встрече мы рассказываем о планировании своего развития. Следующий блок касается прокачивания надпредметных компетенций – он о профессиях будущего, умении работать в команде, управлении проектами. Третий раздел формируется в соответствии с тем, какие профессиональные качества хочет развивать в себе человек. И, наконец, четвёртый – его наполнением занимается сам студент, сюда обычно включаются интенсивы, ориентированные на практическую деятельность.

Заметим, что план разрабатывается сразу после поступления совместно с наставником. Получается, что свою занятость ребята тоже регулируют сами: кто-то загружен больше, кто-то меньше. Мы считаем, что умение распределять своё время – это важная составляющая будущего профессионального успеха.

 

– Со стороны кажется, что больше всего мероприятий проводится в Казани. У ребят из районов меньше возможностей проявить себя в этом проекте?

– Связь с районами у нас налажена – и наставники выезжают в разные города, и ребята приезжают в Казань. Я бы не сказал, что в совокупности во всех городах республики у нас меньше студентов, чем в столице Татарстана. Во многом такой уровень удаётся поддерживать благодаря заинтересованности районных лицеев-интернатов. Там, кстати, есть свои наставники, которые представляют Университет талантов на местах.

 

– Кто является наставником в этом проекте?

– Восемьдесят процентов из них работают в сфере образования. К нам специалисты поступают на основании конкурса. Также есть возможность стать частью нашей команды благодаря специальной олимпиаде наставников, где мы проверяем их педагогические, а главное – менторские способности. Ведь в основе работы с талантливой молодёжью лежит индивидуальный подход – в огромной степени именно от конкретного специалиста зависит, каких успехов добьётся студент.

Также каждый наставник перед тем, как начать работу, проходит обязательную процедуру сертификации. На протяжении года и трёх месяцев он обучается у экспертов из ведущих вузов страны и наших партнёров из Сколково, Агентства стратегических инициатив. Благодаря этому в Казань попадают уже проверенные методики лучших специалистов в сфере образования.

 

– По каким ключевым направлениям вы развиваете своих студентов?

– Они в первую очередь связаны со стратегией научно-технологического развития России, стратегией социально-экономического развития Татарстана до 2030 года и касаются информационных технологий: тема беспилотного транспорта, Интернета вещей, медицины будущего и умных электрических сетей. Конечно, мы не забываем и про гуманитарный блок. Наши исследования показывают, что современной молодёжи он тоже интересен.

 


Мы хотим, чтобы каждый получал вознаграждение за свой труд, поэтому часть организуемых в нашем университете интенсивов можно посетить, только использовав баллы


 

– Как работаете с перспективными ребятами, которые решили уехать из республики?

– Напрямую на выбор человека мы влиять, конечно, не можем. Но если он уже принял такое решение, сначала спрашиваем, достаточно ли изучил сферу, и стараемся подсказать, какие возможности для реализации его способностей есть в республике.

Кроме того, мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы таланты не терялись, поэтому поддерживаем связь с теми, кто не проходит обучение в вузах республики. Для таких ребят мы даже организовали специальный форум соотечественников, самая важная часть в котором – это работа с потенциальными работодателями. Зачастую татарстанские компании предлагают студентам из столичных вузов такие условия, что ребятам интересно вернуться на свою малую родину.

 

– А как взаимодействуют студенты вашего университета и потенциальные работодатели?

– Форматов немало. Во-первых, мы организуем совместные мероприятия, где наши партнёры рассказывают о том, какие сотрудники им нужны сейчас, и сами стараются привить ребятам необходимые навыки. Во-вторых, как отдельное направление можно выделить стажировки.

Бывает, что компании проводят конкурсы, где предлагают решить конкретные задачи. Например, совсем недавно завершился открытый IT-хакатон по разработке финансовых сервисов, который мы проводили совместно с банком «Ак Барс». В рамках этого проекта команды, одновременно представляющие программирование и финансовую сферу, предлагали свои способы оптимизации работы банковских кейсов. Победители, кстати, получили по 200 тысяч рублей.

 

– Платят ли в вашем университете стипендию?

– Нет, вместо этого у нас действует система баллов. Суть в том, что ребята переводят свой интеллектуальный, творческий и спортивный потенциал в некоторый капитал. Они получают баллы, когда выигрывают в различных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, разрабатывают собственный проект или устраивают свой мастер-класс.

Мы хотим, чтобы каждый получал вознаграждение за свой труд, поэтому часть организуемых в нашем университете интенсивов можно посетить, только использовав баллы. Хотя кто-то выбирает тратить их другим путём. Банальный пример: если студент занимается созданием робота и для завершения работы ему не хватает какой-нибудь запчасти, он может получить возможность приобрести её благодаря своим достижениям.

 


Фото: Университет талантов
Автор статьи: ТРИФОНОВА Полина
Дата:19.11.2018
Выпуск: №169 (28551)


  1. Эту статью нужно распространить во всех вузах республики, показывать тем, кто во весь голос блажит об утечке мозгов – это настоящая дорожная карта. Трудно переоценить значимость принятой государственной программа «Стратегическое управление талантами в РТ» и того, что делают сотрудники Казанского открытого университета талантов 2.0. Сожалею лишь о том, что такая программа появилась с опозданием лично для моей семьи: после окончания университета сын так и не смог найти подходящую работу. Тогда, семь лет назад, ни его стремление развиваться, приносить пользу на родной земле, ни навыки, обретённые в вузе и самостоятельно, здесь никому не понадобились. Помаявшись непродолжительное время на абсолютно не профильной работе, он откликнулся на интересное предложение из-за рубежа. И у нас ещё не самый плохой исход. Так что я очень радуюсь за наших будущих Бутлеровых, Лобачевских и Вишневских.

Добавить комментарий

Открытая лабораторная 14.02.2019

Нервные клетки – восстанавливаются!

Дмитрий Менделеев не изобретал рецепта водки, нервные клетки восстанавливаются, человек вполне может жить с одним полушарием мозга. Эти и ряд других любопытных научных фактов смогли узнать участники «Открытой лабораторной», которая прошла 9 февраля....
2140
встреча-президента-с-ректорами 08.02.2019

Задачи с подсказками

Как поддержать молодых учёных и сделать из них настоящих патриотов? Какие сферы вузовской жизни требуют усиления? Об этом и многом другом говорили в День российской науки на встрече Президента Рустама Минниханова с ректорами вузов и руководителями научных учреждений республики....
4290
открытая-лабораторная 07.02.2019

К выносу мозга готовы?

«Эти вопросы вынесут вам мозг», - обещают организаторы международной акции по проверке научной грамотности «Открытая лабораторная», которая пройдёт на 300 площадках в 30 странах 9 февраля и будет приурочена ко Дню российской науки....
3610
минтимер-шаймиев 06.02.2019

Такой должна стать современная школа

Государственный Советник РТ, председатель попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев провёл совещание по концепции полилингвального образовательного комплекса в Казани....
4730
Аркадий-Курамшин-стал-лауреатом-Всероссийской-премии-«За-верность-науке» 06.02.2019

Казанского учёного наградили за верность химии

Доцент Химического института им.А.М.Бутлерова Казанского федерального университета Аркадий Курамшин стал лауреатом Всероссийской премии «За верность науке»....
4531

Мнение

Наталия ФИШМАН, помощник Президента РТ:

наталия-фишман

Благоустройство российских городов должно проходить под руководством грамотных специалистов. Я полностью согласна с тем, что координировать их работу по всей стране могло бы специальное федеральное бюро, расположенное в Казани. Именно столица Татарстана будет наилучшей площадкой для реализации проекта.

Все мнения
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    19 февраля

    Роза Шарифулловна Заббарова, управляющая казанским трестом «Горводзеленхоз», депутат Госсовета РТ.

    Рафик Мухаметшович Мухаметшин (1955), ректор Болгарской исламской академии, член-корреспондент АН РТ, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    19.02.2019
    Ждём беды?
    920
    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров