Основным вопросом заседания Государственного Совета РТ, состоявшегося 29 октября, стало обсуждение в первом чтении закона о бюджете Республики Татарстан на 2021 год и на период 2022 и 2023 годов. По этому вопросу перед депутатами выступили заместитель министра экономики Олег Пелевин, министр финансов Радик Гайзатуллин, председатель Комитета Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, заместитель председателя Счётной палаты РТ Альберт Валеев.
Доклад заместителя министра экономики Республики Татарстан Олега Пелевина
Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2021–2023 годы был подробно рассмотрен на парламентских слушаниях, заседаниях комитетов Государственного Совета, зональном совещании с участием муниципальных образований республики, заседании фракции парламента.
Кратко остановлюсь на анализе текущей ситуации.
Для мировой экономики текущий год стал одним из самых сложных за последние десятилетия.
В результате распространения коронавирусной инфекции экономики стран одновременно столкнулись и с ограничением предложения, и с ограничением спроса, а также волатильностью цен на энергоресурсы.
Все эти факторы, наряду с ограничением по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+, оказывают влияние и на экономику Российской Федерации.
По итогам января – сентября текущего года валовой внутренний продукт России сократился на 3,5% относительно соответствующего периода прошлого года.
Валовой региональный продукт Республики Татарстан за этот же период снизился на 2,1%.
Наибольший удельный вес в структуре экономики республики занимает промышленность.
Сокращение в промышленном производстве в текущем году отмечается в нефтедобыче за счёт ограничений по соглашению ОПЕК+, в химическом производстве и машиностроении в связи с падением общемирового спроса и нарушением кооперационных цепочек.
Сокращение деловой активности в экономике повлияло на снижение потребления электроэнергии.
При этом наблюдается рост в нефтепереработке за счёт ввода новых мощностей на ТАНЕКО, в пищевой промышленности с учётом спроса на продовольственных рынках.
В результате индекс промышленного производства в целом за январь – сентябрь текущего года составил 97,6%.
В период ограничительных мер не прекращали работу организации в строительном секторе и сельском хозяйстве, формирующие порядка 15% в структуре экономики. В текущем году урожай зерновых оценивается в объёме 5,4 млн тонн.
Снятие ограничений отражается на постепенном восстановлении показателей в розничной торговле и платных услугах.
В целях стабилизации экономики руководством страны и нашей республики принят комплекс мер, которые позволили поддержать бизнес, снизить его издержки в этот непростой период.
Были предоставлены отсрочки по налогам более 46,6 тысячи малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях, более 30,3 тысячи получили продление по уплате социальных взносов.
Проведена реструктуризация кредитов на 17,6 млрд рублей.
Введён мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы.
Более 40 тысяч предприятий получили безвозмездную поддержку на 2,6 млрд рублей.
Получены льготные кредиты под 0% и 2% с возможностью списания на общую сумму 16,7 млрд рублей.
Стоит отметить, что федеральные меры в основном направлены на поддержку предприятий из перечня наиболее пострадавших отраслей, при этом многие предприниматели, не вошедшие в перечень, но также пострадавшие в период пандемии, остались не охваченными указанными мерами поддержки.
В этой связи по поручению Президента Татарстана для таких предпринимателей разработаны и реализуются финансовые меры поддержки. В текущем году уже направлено 2,4 млрд рублей – это льготные микрозаймы, поручительства, субсидии.
С учётом реализации федеральных и республиканских мер поддержки деятельности самих предприятий и организаций, а также принимая во внимание действие соглашения ОПЕК+, высокую базу в четвёртом квартале прошлого года по нефтепереработке и пищевой промышленности, валовой региональный продукт республики по итогам 2020 года оценивается на уровне 2 трлн 387 млрд рублей.
При подготовке прогноза социально-экономического развития республики в соответствии с установленным порядком учтены рекомендованные Минэкономразвития России для регионов сценарные условия развития российской экономики.
В сценарных условиях отмечено, что развитие экономики характеризуется высокой степенью неопределённости, связанной с эпидемиологическими факторами и волатильностью цен на финансовых рынках и на энергоресурсы.
Прогнозные показатели социально-экономического развития республики сформированы с учётом данных отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований, предприятий и организаций, а также реализации мер по достижению национальных целей развития страны на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
В 2021 году ВРП прогнозируется 103,9% к уровню 2020 года.
Отмечу, что исполнение прогнозов в том числе зависит и от вклада каждого муниципального образования.
Прогнозируемая динамика в экономике обусловлена увеличением объёмов промышленного производства, сельского хозяйства, строительства и торговли.
Среди основных факторов отмечу планируемое постепенное восстановление нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+, объёмов в обрабатывающих производствах и энергетике, в том числе за счёт ввода новых мощностей, увеличения их загрузки и выпуска новых видов продукции в рамках реализации инвестиционных проектов.
В нефтепереработке и нефтехимии это в первую очередь проекты групп компаний «Татнефть» и «ТАИФ».
В машиностроительном комплексе – проекты КАМАЗа и Казанского авиационного завода им.С.П.Горбунова.
В энергетической отрасли также продолжается реализация проектов группы компаний «ТАИФ», «Татэнерго» и Сетевой компании.
В целом индекс промышленного производства в 2021 году прогнозируется на уровне 105,2%.
В текущих условиях совместная скоординированная работа всех органов власти, предприятий и общественных объединений становится обязательной для обеспечения финансовой устойчивости каждой в отдельности организации, отрасли и экономики в целом
Необходимо совместно с предприятиями республики продолжить работу по эффективному использованию инструментов сокращения затрат на производство продукции, повышения её качества и в целом росту производительности труда, расширению рынков сбыта, развитию экспорта, поиску новых ниш, восстановлению отложенных в результате эпидемии коронавируса контрактов, реализации в установленные сроки инвестиционных проектов, активному использованию механизмов государственной поддержки, реализации технико-технологических возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса с учётом перспективных рынков гражданской продукции в целях диверсификации производств.
В прогнозном периоде согласно отраслевой государственной программе объёмы сельскохозяйственной продукции предусмотрены на уровне 101,9%.
С учётом хорошего урожая в текущем году это достаточно высокий и напряжённый прогноз.
Вместе с тем важно не только обеспечить увеличение валовой продукции в отрасли, но и её переработку.
Объёмы производства в пищевой промышленности прогнозируются на уровне 102–105,2%.
Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов в своём послании поставил задачу по дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Модернизация, внедрение новых технологий, повышение эффективности системы управления процессами производства сельхозпродукции способствуют росту производительности труда, улучшению условий производства, повышению заработной платы и привлекательности отрасли для молодёжи.
Улучшение финансовых результатов в настоящее время актуально не только для сельского хозяйства, но и для всех отраслей экономики.
Отраслевым и муниципальным балансовым комиссиям необходимо обратить внимание на работу с каждым конкретным предприятием, совместно вырабатывать индивидуальные решения по повышению эффективности их деятельности.
В текущих условиях совместная скоординированная работа всех органов власти, предприятий и общественных объединений становится обязательной для обеспечения финансовой устойчивости каждой в отдельности организации, отрасли и экономики в целом.
В строительном комплексе республики с учётом увеличения в рамках реализации национальных проектов объёмов жилищного и инфраструктурного строительства среднегодовые темпы роста прогнозируются на уровне 101%.
Стабильному развитию строительного сектора должны способствовать проводимые меры как на федеральном, так и республиканском уровне. Это такие меры, как дальнейшее развитие рынка ипотечного кредитования, реализация государственных программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту социальных объектов общественной инфраструктуры.
В 2021 – 2023 годах ожидается постепенное восстановление потребительской активности. Оборот розничной торговли прогнозируется на уровне порядка 102,5%.
Всё большую долю здесь занимает электронная торговля.
С открытием распределительных и логистических центров Татарстан становится важным логистическим хабом и центром интернет-торговли.
Для предприятий республики открываются новые возможности продвижения продукции на российском и зарубежном рынках, расширения рынков сбыта и снижения логистических затрат.
Наша совместная с муниципальными образованиями задача оказывать полное содействие бизнесу для максимального использования возможностей онлайн-торговли, для расширения своих рынков сбыта.
Важным фактором восстановления экономической активности является реализация возможностей экспортировать производимую продукцию.
Необходимо максимально использовать все существующие меры государственной поддержки экспорта, федеральные и региональные институты развития, в том числе и представительства за рубежом.
На рост совокупного экспорта оказывает также влияние выход на экспортные рынки новых фирм из числа малых и средних предприятий. Поэтому становится особенно важным оказывать поддержку именно этой категории для снижения ими издержек выхода на иностранные рынки, поскольку такие издержки для большинства малых и средних предприятий оказываются значительными.
Одновременно в условиях определённой закрытости экономик ряда стран необходимо использовать внутренние резервы для импортозамещения, активно используя для этого ресурсы Республиканского маркетингового центра.
В соответствии с национальными целями до 2030 года требуется обеспечить реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с 2020 годом.
В прогнозном периоде по инвестициям в основной капитал планируется рост на уровне 104,5%. Это также достаточно высокий, напряжённый прогноз.
И здесь основными факторами для запуска нового инвестиционного цикла должны стать увеличение государственных инвестиций, создание институциональных и регуляторных стимулов для роста инвестиций.
В рамках указанных направлений предполагается внедрение комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, в том числе на основе Федерального закона о защите и поощрении капитальных вложений.
В настоящее время Министерством экономики совместно с рядом предприятий республики ведётся работа с Министерством экономического развития и Министерством финансов России по формированию перечня пилотных проектов, планируемых к заключению соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Среди федеральных инициатив для дальнейшего улучшения делового климата планируется также перезапуск институтов развития для создания новых инструментов поддержки. Важно максимально ими воспользоваться.
Об инвестиционной привлекательности республики свидетельствуют результаты национального рейтинга. Здесь мы видим также большие резервы.
На сегодняшний день на федеральном уровне созданы условия для улучшения инвестиционного климата по указанным направлениям. Нам необходимо максимально использовать эти возможности и внедрять лучшие практики других субъектов Российской Федерации, оптимизировать процедуры государственных и муниципальных услуг в рамках разработанных соответствующих дорожных карт по всем ответственным органам власти.
Одним из эффективных инструментов по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест с целью снижения напряжённости на рынке труда являются территории опережающего социально-экономического развития, функционирующие в пяти моногородах республики.
Для реализации прогноза необходимы согласованная и скоординированная работа всех республиканских и муниципальных органов власти, предприятий и организаций, максимальное использование мер по стабилизации и развитию экономики
Институт ТОСЭР доказал свою эффективность: сумма отчислений во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды практически в два раза превышает сумму предоставленных налоговых преференций.
В прогнозный период в рамках ТОСЭР планируется создание свыше 6 тысяч новых рабочих мест и привлечь в экономику более 22 млрд рублей инвестиций.
Активно развивается особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга».
Согласно сценарию умеренного развития ОЭЗ «Алабуга» к концу 2023 года планируется увеличить число резидентов до 66 предприятий, объём осуществлённых инвестиций прогнозируется на уровне 155 млрд рублей.
На стадии развития находится особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис».
Дополнительным вкладом в экономику республики послужит реализация мероприятий в рамках национальных проектов.
Основными задачами по успешной реализации национальных проектов являются:
- завершение заключения государственных контрактов;
- обеспечение полного освоения финансирования;
- завершение строительных работ и их документального оформления;
- обеспечение своевременной поставки и монтажа оборудования;
- согласование в федеральных министерствах целевых значений показателей до 2030 года, перечня объектов капстроительства на 2021 год и суммы их финансирования.
С учётом текущих тенденций экономика во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время более четверти экономики республики занимает малый и средний бизнес – это не только вклад в экономику республики, но и новые рабочие места, что немаловажно.
Треть занятого населения республики работает у субъектов малого и среднего предпринимательства – более 532 тысяч человек, а с учётом самозанятых граждан численность составляет около 624 тысяч человек.
Резервом для роста малого и среднего предпринимательства является повышение эффективности инфраструктуры поддержки, которая способствует диверсификации экономики малых городов и сохранению занятости на селе.
Резиденты данных объектов инфраструктуры формируют порядка 10% объёма промышленного производства республики.
Сегодня в республике успешно работают такие крупные объекты инфраструктуры, как технополис «Химград» и Камский индустриальный парк «Мастер».
Наша задача на ближайшие годы – сделать акцент не только на количестве инфраструктурных объектов, но и на их качестве. В целом необходимо повысить привлекательность промышленных площадок и парков.
Кроме того, управляющие компании должны выстроить чёткую структуру управления, определить финансово-экономическую модель и концепцию дальнейшего развития, систематизировать работу по привлечению резидентов.
Развитая экономика является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.
Реальная заработная плата прогнозируется на уровне 101,5–103% на основе соответствующего уровня производительности труда.
Прогноз показателей оплаты труда сформирован на основе данных предприятий республики, а также детальных обсуждений и совместного анализа с каждым муниципальным образованием.
Индекс потребительских цен в прогнозном периоде согласно сценарным условиям составит – 104%.
Ключевой задачей для нас по-прежнему остаётся повышение занятости населения.
Численность безработных с начала года выросла на 59 тысяч человек и на 28 октября составила 70 тысяч. С начала сентября наблюдается снижение уровня регистрируемой безработицы в целом по республике.
Анализ состава безработных показал, что каждый второй длительное время не работал или пришёл с серого рынка труда.
При этом в республике имеется более 40 тысяч вакансий.
Совместно со службами занятости проводится системная работа по персональному трудоустройству безработных, вовлечению их в самозанятые, организации профессиональной переподготовки.
С начала года трудоустроено более 37 тысяч безработных, из них 24,5 тысячи за период с начала июля. Последние две недели еженедельно трудоустраиваются около двух тысяч человек.
К концу текущего года планируется снижение численности безработных.
Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан.
Для реализации прогноза необходимы согласованная и скоординированная работа всех республиканских и муниципальных органов власти, предприятий и организаций, максимальное использование мер по стабилизации и развитию экономики.
Доклад министра финансов Республики Татарстан Радика Гайзатуллина
В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Президентом внесён на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.
В структуре законопроекта 23 статьи и 44 приложения. К законопроекту прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Документы и материалы содержат информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета.
Работа над бюджетом шла одновременно в двух направлениях: в доходной и расходной частях.
При прогнозировании доходной части проведены расчёты Министерством финансов, Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями. При прогнозировании доходной части местных бюджетов учтены предложения муниципальных образований.
В ходе работы над расходной частью бюджета проведены совещания по предложениям республиканских министерств и ведомств, муниципальных образований и городских округов.
В результате совместной работы прогноз бюджета в сценарных условиях согласован с главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными образованиями без разногласий.
Таким образом, сформированы бюджет Республики Татарстан, бюджет 45 муниципальных образований и городских округов, 911 сельских поселений. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.
Далее – о доходах бюджета.
Формирование доходной части бюджета осуществлялось в соответствии с основными показателями социально-экономического развития, разработанными Министерством экономики нашей республики.
Одновременно в прогнозе учтены изменения федерального законодательства.
Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Татарстана, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период.
Подробнее о доходных источниках бюджета на трёхлетний период.
При оценке поступлений налога на прибыль принят прогнозный объём показателя «Прибыль» по данным Министерства экономики республики, использованы данные крупных и средних организаций, отчётность налоговых органов, а также динамика поступления налога за истекший период. Охвачен круг предприятий, обеспечивающих уплату порядка 60 процентов от общей суммы налога на прибыль.
В результате поступления налога на прибыль в 2021 году оцениваются в сумме 77 млрд рублей.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет республики в 2021 году ожидается в сумме 81,5, в бюджет республики – 57,2 млрд рублей. Расчёты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, ожидаемой суммы поступлений налога в текущем году и темпов его роста в планируемом периоде.
Поступления акцизов в консолидированный бюджет республики оцениваются в сумме 41,2, в бюджет республики – 40 млрд рублей.
Следующий налог – налог на имущество организаций. В 2021 году он будет мобилизован в размере 26 млрд рублей. При планировании учтены прогноз инвестиций в основной капитал, данные налоговой отчётности.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами и рассчитан с учётом данных налоговой отчётности. Его поступления ежегодно определяются в размере 7,7 млрд рублей.
Поступления транспортного налога в 2021 году ожидаются в размере 5,5 млрд рублей. При оценке поступлений учтены данные налоговой отчётности и динамика поступлений налога за ряд лет.
Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет предусматривается в сумме 12,2, в бюджет республики – 8,4 млрд рублей. Прогноз сформирован исходя из отчётов налоговых органов и динамики фактических поступлений с учётом отмены с 2021 года налога на вменённый доход.
Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2021 году оценивается в сумме 2,1 млрд рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета определяются в объёме 16,8, в бюджет республики – 12,6 млрд рублей. Сюда включены доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.
Безвозмездные поступления от федерального бюджета учтены на 2021 год в сумме 40,9 млрд рублей.
В 2021 году предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры. Общий объём этих ассигнований в 2021 году составит 6,5 млрд рублей.
Далее – о расходах бюджета.
При расчёте объёма расходов консолидированного бюджета мы опирались на действующие федеральные и республиканские законы и нормативно-правовые акты.
Подходы к формированию прогноза консолидированного бюджета республики по расходам ориентированы на реализацию перспективных задач, поставленных Президентом Татарстана в послании Государственному Совету.
Отмечу отдельные направления, характеризующие расходы бюджета.
В течение трёх лет растёт уровень первоочередных, социально значимых и текущих расходов. В плановом бюджете на 2021 год они составят около 77 процентов от общего объёма расходов. Соответственно, снижается уровень капитальных расходов, включая дорожные работы.
В структуре расходной части полностью предусмотрены средства на повышение заработной платы до средней в экономике отдельным категориям работников бюджетной сферы.
Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами составит порядка девяноста процентов. В составе государственных программ нашли отражение национальные и федеральные проекты.
В 2021 году предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры. Общий объём этих ассигнований в 2021 году составит 6,5 млрд рублей.
О характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.
Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объём расходов консолидированного бюджета по разделу на 2021 год прогнозируется в сумме 24,8, бюджета республики – 18,4 млрд рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства: содержание аппарата управления, Академии наук, архивов, мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.
Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 132 млн рублей.
Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету 1,8, по бюджету республики – 1,3 млрд рублей. По этому разделу предусматриваются содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований.
Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету 57,9, по бюджету республики – 56,3 млрд рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт.
В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 24,3, по бюджету республики – 15,9 млрд рублей. Предусматривается финансирование объектов и мероприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 1,2, по бюджету республики – 1 млрд рублей. Расходы направляются на содержание аппарата Министерства экологии и природных ресурсов, подведомственных учреждений, реализацию природоохранных мероприятий.
Далее следует наиболее крупный раздел расходов – «Социально-культурная сфера».
Параметры расходов на социальную сферу свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете вырастут в 2021 году на 5,6 процента, в 2022 году – на 8,6, в 2023 году – на 11,7 процента.
В социально-культурной сфере наиболее значительная по объёму расходов отрасль – «Образование». В 2021 году объём расходов консолидированного бюджета достигнет 101,7, бюджета республики – 68,5 млрд рублей.
В этих расходах дополнительно учтены новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации.
В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодёжи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.
Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объём расходов на содержание и развитие здравоохранения с учётом средств обязательного медицинского страхования составит 76,8, из них средства бюджета республики – 26,7 млрд рублей.
Следующая по объёму отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов по консолидированному бюджету здесь прогнозируется в размере 52,2, по бюджету республики – 52 млрд рублей. В данных объёмах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты текущего года.
Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объёме по консолидированному бюджету на 2021 год в 14,6, бюджету республики – 9 млрд рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, библиотек, творческих коллективов.
Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 8,5, по бюджету республики – 4,2 млрд рублей.
По разделу «Средства массовой информации» расходы на 2021 год прогнозируются по бюджету республики в объёме 1,5 млрд рублей.
По разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» в бюджете республики предусмотрены дотации в сумме 16,5 млрд рублей.
Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» составляет 354 млн рублей, по бюджету республики – 94 млн рублей.
В соответствии с действующими условиями соглашений, заключённых с Министерством финансов Российской Федерации, предусмотрен возврат части задолженности по ранее реструктурированным федеральным бюджетным кредитам.
Таким образом на 2021 год: консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объёме 312,7 млрд рублей, расходам – 315,7 млрд рублей, с дефицитом в 3,0 млрд рублей; бюджет республики по доходам – 268,5 млрд рублей, по расходам – 271,5 млрд рублей, дефицит – 3,0 млрд рублей.
Проект бюджета на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов был подробно обсуждён на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях и совещании со всеми районами и городами республики.
Исходя из вышеизложенного с учётом детального рассмотрения бюджета на различных уровнях, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.
Содоклад председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам Леонида Якунина
Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» внесён Президентом в Государственный Совет в установленные сроки и в полном объёме.
Все процедуры по рассмотрению проекта закона до первого чтения завершены. Высказанные мнения и предложения свидетельствуют о том, что проект бюджета республики формировался исходя из необходимости решения задач, поставленных Президентом в послании Государственному Совету. Главные задачи бюджета – выполнить как все базовые социальные обязательства, так и обеспечить ресурсами новые меры поддержки. Бюджет республики продолжит оставаться социально ориентированным. Все национальные цели остаются неизменными: создание комфортной и безопасной среды для жизни, укрепление экономики, внедрение цифровых технологий.
Предложения, поступившие в ходе обсуждения бюджета и прогноза о выделении средств по ряду социальных и других вопросов совершенствования межбюджетных отношений, были проработаны Правительством республики и ответы направлены депутатам.
Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом как для мировой и российской экономики, так и для экономики Татарстана.
Предполагается, что траектория развития на среднесрочный период будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами, характеризующимися высоким уровнем неопределённости.
Проект бюджета очень напряжённый. Его доходная часть на 2021 год всего на 2 млрд рублей меньше, чем утверждённые первоначальные цифры на текущий год. Это несмотря на то, что потери бюджета за девять месяцев составляют около 30 млрд рублей.
В текущем году мы не успеем полностью возместить потери, а это значит, что задача по восстановлению экономики и доходов бюджета перейдёт на начало года.
Поэтому необходимо рационально планировать расходную часть бюджета и не перегружать её дополнительными условиями.
Всё это обуславливает необходимость продолжения решения фундаментальной задачи в сфере бюджетной политики республики на предстоящий трёхлетний период – обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Хотел бы отметить, что в республике в результате проводимых на протяжении ряда лет мер по мобилизации доходов и повышению эффективности расходов достигнута достаточная устойчивость бюджета, которая в условиях выполнения всех действующих обязательств обеспечивает формирование оптимальной структуры бюджета с необходимой долей инвестиций и расходов на развитие республики.
В проекте изложены основные цели налоговой политики, предусматривающие, с одной стороны, – сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объёма бюджетных доходов, с другой стороны – поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, стабильность и предсказуемость условий ведения экономической деятельности на территории Татарстана.
Проект бюджета очень напряжённый. Его доходная часть на 2021 год всего на 2 млрд рублей меньше, чем утверждённые первоначальные цифры на текущий год. Это несмотря на то, что потери бюджета за девять месяцев составляют около 30 млрд рублей
Одной из основных задач остаётся совершенствование системы налоговых льгот, своевременная отмена или корректировка действующих и введение новых льгот на основе оценки их эффективности.
Комитет отмечает, что бюджет республики на трёхлетний период сформирован в программном формате и обеспечивает необходимыми ресурсами реализацию 31 государственной программы с долей расходов 92% от общего объёма расходов бюджета, что также обеспечивает достижение показателей региональных проектов, реализуемых на территории республики. Правительству, министерствам и ведомствам при корректировке государственных программ необходимо учитывать поднятые населением вопросы в период последней выборной кампании.
В течение трёх лет растёт уровень первоочередных, социально значимых и текущих расходов. В бюджете на 2021 год они составят около 77% от общего объёма расходов.
Проектом предусматриваются средства на обеспечение оказания действующих мер социальной поддержки жителей Татарстана в денежной и натуральной формах (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в общественном транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и другие), а также средства на их расширение. Общая сумма на эти цели ежегодно будет составлять более 33 млрд рублей.
Необходимые ресурсы предусматриваются на ежегодное повышение оплаты труда педагогическим, медицинским, социальным работникам, персоналу учреждений культуры, научным сотрудникам и иным категориям работников бюджетной сферы. Цена вопроса, заложенная в проекте на 2021 год, составит 5,65 млрд рублей.
В целях внедрения новых повышенных стандартов качества предоставляемых услуг и комфорта обслуживания граждан планируется выделение средств на проведение ремонтов и переоснащение современным оборудованием образовательных, медицинских и других социальных учреждений. На эти цели предлагается направить не менее 9,3 млрд рублей.
Пороговые значения – верхний предел государственного долга, дефицит, объём резервного фонда Правительства – не превышают установленные законом пределы. Проектом также поставлена задача обеспечить в трёхлетнем периоде безопасный уровень долговой нагрузки на бюджет республики.
Реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики республики будет надёжной и крепкой основой устойчивого ускорения экономического роста на ближайшие три года во всех сферах общественной жизни.
Обращаясь к депутатам Государственного Совета, прошу реально подойти к утверждению бюджета, который был сформирован в условиях снижающейся динамики основных макроэкономических показателей и продолжающей оставаться достаточно неопределённой ситуации на мировом нефтяном рынке. Нам нужно адаптировать наши действия и все программные продукты к новой реальности.
На бюджетное послание имеются положительные заключения Счётной палаты, Правового управления Государственного Совета, прокуратуры республики и Общественной палаты.
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.
Выступление заместителя председателя Счётной палаты Республики Татарстан Альберта Валеева
Проект закона о бюджете Республики Татарстан на 2021 год и плановый период прошёл экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства.
Счётной палатой при подготовке заключения рассмотрены вопросы обоснованности прогнозных параметров и полноты отражения доходов и расходов. Использовались сведения, дополнительно представленные отдельными администраторами доходов, Министерством финансов по запросам Счётной палаты, при оценке объёмов безвозмездных поступлений – показатели проекта федерального бюджета на 2021 год.
Все установленные бюджетным законодательством ограничения, в частности, по объёму государственного долга и расходов на его обслуживание, размеру дефицита, Резервному фонду Правительства в представленном проекте бюджета соблюдены.
Содержание законопроекта о бюджете регулируется едиными требованиями, в том числе по структуре и подходам к детализации. Рассматриваемый сегодня проект соответствует положениям Бюджетного кодекса и принятым в его развитие актам Министерства финансов Российской Федерации. О необходимости ряда корректировок редакционного характера проинформировано Министерство финансов.
Показатели по основным налоговым доходам на 2021 год сформированы с учётом прогноза социально-экономического развития республики, положений налогового и бюджетного законодательства.
На объём планируемых доходов, и это также было отмечено предыдущими докладчиками, оказали влияние тенденции, обусловленные общей ситуацией на мировых рынках сырья, влиянием системы ограничений, связанной с пандемией, на производственную, предпринимательскую активность. Так, складывается отрицательная динамика поступлений налога на прибыль – прогнозируется сокращение на 23%, доходов от управления объектами государственной собственности республики – на 8,1%.
При наступлении позитивных изменений в экономике и, соответственно, увеличении поступлений в бюджет республики будут задействованы установленные бюджетным законодательством механизмы использования дополнительных доходов.
Как и в предыдущие годы, прогнозный показатель по безвозмездным поступлениям не окончательный.
Объём межбюджетных трансфертов от федерального бюджета на предстоящий год предусматривается с ростом на четыре миллиарда двести шестьдесят четыре миллиона рублей, или на 11,7%. Увеличивается общий объём субвенций – на 21,1% и иных межбюджетных трансфертов – на 68,9%.
Например, в 4 раза запланирован рост объёма целевых средств на обеспечение мер социальной поддержки безработных граждан.
В проекте федерального бюджета на 2021 год не распределено между субъектами Российской Федерации более ста шестидесяти двух миллиардов рублей. Для справки – при внесении проекта федерального бюджета на 2020 год этот показатель составлял более пятидесяти одного миллиарда рублей.
Например, на предстоящий год не распределены субсидии на стимулирование программ жилищного строительства в общем объёме порядка двадцати трёх миллиардов рублей. В текущем году для нашей республики предусмотрено около одного миллиарда рублей.
Как и в предыдущие годы бюджет характеризуется социальной направленностью – не только сохранены, но и расширяются меры поддержки граждан, основной объём капитальных вложений предусматривается на развитие социальной инфраструктуры
В этой связи отмечу следующее.
С 2020 года развивается, приобретает более предметный, прикладной характер взаимодействие со Счётной палатой России.
Внедряется практика совместных мероприятий. Контрольно-счётные органы субъектов участвуют в проверках в отношении федеральных средств, в том числе выделяемых на реализацию национальных проектов. Таким образом, контроль становится постоянным и уже не ограничивается выездом специалистов федеральных органов на места.
В этих условиях повышается значимость внутреннего контроля, возложенного на отраслевые министерства. Ведь в случае выявления нарушений, средства будут взыскиваться в федеральный бюджет, что при подтверждённой потребности в финансировании, на наш взгляд, недопустимо.
Как и в предыдущие годы бюджет характеризуется социальной направленностью – не только сохранены, но и расширяются меры поддержки граждан, основной объём капитальных вложений предусматривается на развитие социальной инфраструктуры.
Содержание расходной части законопроекта подчинено решению задач и достижению целей реализуемых национальных проектов и государственных программ Республики Татарстан.
Счётная палата по результатам экспертно-аналитической работы отмечает определённую избыточность индикаторов по отдельным программным мероприятиям, некоторые показатели результативности не имеют прямой связи с целями и задачами программ.
По нашему мнению, существенным резервом повышения эффективности при оценке программного управления (а такая оценка требуется в соответствии с законодательством) является, скажу финансовым языком, ревизия индикаторов и показателей результативности.
Итоги контрольной деятельности дают основания отметить следующее.
Критерием результативности расходов инвестиционного характера является не только ввод объектов в эксплуатацию и их востребованность, но и качество работ. Оно должно быть таким, чтобы на максимально длительный срок исключить дополнительные расходы бюджета на текущий ремонт и устранение недостатков.
За 2019 год и первое полугодие текущего года выявленное органами финансового контроля и правоохранительными органами завышение стоимости выполненных объёмов работ составило более ста миллионов рублей.
Меры по устранению выявляемых нарушений принимаются в полном объёме. Это во многом результат конструктивного взаимодействия с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики и Главным инвестиционно-строительным управлением.
При этом, по мнению Счётной палаты, в целях оптимизации бюджетных расходов также необходимо оперативно, в пределах гарантийного срока реагировать на недостатки, связанные с качеством работ.
К данной работе необходимо привлекать балансодержателей. Несвоевременное предъявление претензий к исполнителям и поставщикам несёт риски дополнительных бюджетных расходов. Этот вопрос актуален и для муниципальных образований.
В заключении Счётной палаты содержится подробная информация по доходам и расходам, финансовому обеспечению межбюджетных отношений, ассигнованиям на реализацию каждой государственной программы, структуре государственного долга, источникам финансирования дефицита.
В завершение доклада отмечу:
- Представленный на рассмотрение в первом чтении законопроект отвечает требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.
- Бюджет республики на 2021 год сбалансирован. Объёмы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.
- Предлагаемые законопроектом источники финансирования дефицита по составу соответствуют бюджетному законодательству.
- По ряду показателей проекта бюджета Счётная палата предлагает поправками ко второму чтению уточнить наименования и коды бюджетной классификации.