30 марта 2017  21:32
Распечатать

На крутом берегу Свияги

 

isakovo-12

 

Отсюда, с высоты правого берега Свияги, эта зеленодольская деревня смотрится как на ладони. Сразу же бросаются в глаза колоколенка старинной церкви и раскинувшая крылья ветряная мельница. Эти два строения выделяются своими размерами на фоне низеньких сельских домишек.

 

Согласно официальным документам Исаково известно с 1567 года. Принадлежало оно основанному здесь в середине XVI века Свияжскому монастырю. Однако у историков есть веские основания полагать, что татарское население проживало здесь и прежде.

Об этом свидетельствуют не только находки, сделанные на месте почти уже исчезнувшего древнего кладбища-зирата, где были похоронены погибшие татарские воины. Кроме того, согласно легенде название села происходит от имени местного татарского бая, который жил здесь в середине шестнадцатого столетия.

 

КАК ИСХАК СТАЛ ИСАКОМ…

Как утверждает старинное предание, раньше, еще во времена Казанского ханства здесь находилось татарское поселение. После захвата этих земель войсками Ивана IV перед местным населением встала дилемма: либо покориться, либо покинуть родные места. В противном случае им грозила суровая кара. Ибо указ грозного царя запрещал местному населению селиться по берегам крупных рек. К таковым относилась и красавица-Свияга, протекавшая вблизи татарского села. Река эта издавна славилась рыбными богатствами, а прибрежные луга – знатными покосами и пастбищами. Кто-то переселился отсюда, многие остались. Одним из них был бай Исхак. Приняв православие, после крещения он стал Исаком и даже, как утверждают местные, построил на свои деньги деревянную церковь. Правда, до наших дней она не сохранилась. А вот каменный Богоявленский храм, который и сегодня стоит в Исакове, был построен много позже – уже в конце XVIII века.

 


Уже в первые годы за Свияжским монастырем числились восемь деревень и два сельца, одно из которых – Исаково. Его жители – крестьяне-вотчинники, которых именовали также «монастырскими детенышами», обязаны были поставлять монастырю часть производимых продуктов в виде оброка. Для их хранения в Исакове было основано братское хозяйство


 

Представителям православного духовенства Иван Грозный пожаловал значительную часть окрестностей Свияги. Уже в 1555 году, через три года после взятия Казани, архимандритом Германом был основан здесь Свияжский монастырь, ставший крепостью-форпостом.

 

МОНАСТЫРСКИЕ ДЕТЕНЫШИ

Большинство сегодняшних жителей Исакова русские. Приток населения в эти места в XVII веке осуществлялся за счет большого числа беглых крепостных, которые селились вокруг святой обители. Монастырям требовались рабочие руки, поэтому они нередко брали беглецов под свою защиту. Жили они, разумеется, не в самом монастыре, а в небольших поселениях – вотчинах. Уже в первые годы за Свияжским монастырем числились восемь деревень и два сельца, одно из которых – Исаково. Его жители – крестьяне-вотчинники, которых именовали также «монастырскими детенышами», обязаны были поставлять монастырю часть производимых продуктов в виде оброка. Для их хранения в Исакове было основано братское хозяйство. На монастырское подворье в амбары свозили рожь, пшеницу, ячмень и овес. Здесь же находилось гумно, на котором высились копны и скирды с необмолоченным зерном, рядом – скотный двор. В 1614 году, проводя опись монастырского хозяйства, монах-переписчик оставил в своих бумагах запись, в которой перечислил все поголовье на скотном дворе братского хозяйства в сельце Исаково: «Восемь меринов, шестнадцать кобыл, да жеребчиков и кобылок девятнадцать… Да на коровьем дворе пять коров, две телушки да четыре овцы да баран…».

 


Большинство сегодняшних жителей Исакова русские. Приток населения в эти места в XVII веке осуществлялся за счет большого числа беглых крепостных, которые селились вокруг святой обители


 

Конечно же, работали в хозяйстве не иноки, для которых главным делом были церковные службы и молитвы, а крестьяне. В советских учебниках истории монахов причисляли к духовным феодалам, угнетавшим народ. Однако жилось  монастырским крестьянам гораздо лучше, чем у барина-помещика, беспощадно дравшего с бедолаг три шкуры за малейшую провинность. Видимо, тогда среди монастырских крестьян и возникла известная поговорка «Живем, как у Христа за пазухой!». И все же жизнь в те суровые времена была не такой легкой, даже под покровительством святой обители.

 

НА ЗАРЕ «БУНТАШНОГО» ВЕКА

Семнадцатый век вошел в историю России как век «бунташный». Здесь и государственный кризис, наступивший после смерти царя Бориса Годунова, и поход самозванца Лжедмитрия на Москву, и разинщина, и церковный раскол, ставший по своей сути одной из форм протеста против произвола помещиков-крепостников.  В условиях ослабления центральной власти на местах и особенно на тогдашних окраинах государства Российского бесчинствовали временщики. Разбойничьи ватаги «гулящих людей» под руководством атаманов грабили монастыри, разоряли деревни и села. Не стали исключением и земли свияжского края.

 

  Много бед и горя принес жителям Исакова неспокойный век.
Но всякий раз на месте пепелищ и пожарищ заново вырастали под стук топоров бревенчатые крестьянские избы. И сегодня село, которому скоро исполнится пять веков, по-прежнему смотрит на свияжские просторы оконцами своих домов в нарядных резных наличниках.

Вот что мы узнаем о судьбе Исакова из рукописей тех далеких лет, когда под стенами Свияжска расположилось войско мятежного князя Романа Троекурова, под руководством которого в 1610 году собрались отряды вольных казаков, а также восставшие чуваши и марийцы.

«…Свияжск находится в осаде, монастырский хлеб раздали служилым людям, посадским, ратным и другим… Сельцо Исаково, окружающие деревни сожжены, разграблены, крестьяне побиты, разбежались, вымерли…».

А четырьмя годами ранее под Свияжском объявился еще один самозванец – претендент на царский престол. Некий Илейка Горчаков, беглый холоп свияжского стрелецкого головы Елагина объявил себя царевичем Петром, племянником царя Феодора Иоанновича. Сей новоиспеченный «наследник» русского престола объявил свияжцам, что идет на помощь своему «дяде» – Лжедмитрию. Но, узнав, что последний убит, поспешил скрыться в низовьях Волги.

Много бед и горя принес жителям Исакова неспокойный век. Но всякий раз на месте пепелищ и пожарищ заново вырастали под стук топоров бревенчатые крестьянские избы. И сегодня село, которому скоро исполнится пять веков, по-прежнему смотрит на свияжские просторы оконцами своих домов в нарядных резных наличниках.

 

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Хотите отведать ароматные эчпочмаки и беляши, испеченные в настоящей  татарской печке? Или густой деревенский катык из блюда, в  котором, не падая, стоит ложка? А может быть, вы хотя бы на несколько минут захотите стать самым настоящим кузнецом, самостоятельно выковав из раскаленного добела металлического бруска подкову на счастье? Или посмотреть, как работает самая настоящая ветряная мельница? А напоследок оказаться в гостях у персонажей татарских народных сказок?

Тогда вам прямая дорога в «Татар авыл» – так называется удивительный музейный комплекс под открытым небом, что вырос совсем недавно поблизости от деревни Исаково.

 

isakovo2-12

Маленьких гостей подворья в Исакове ждут различные развлечения.

 

Встретят вас здесь с широким татарским гостеприимством – переливистым наигрышем гармони и медовым чак-чаком. Директор музея Дамир-абый лично проведет для туристов увлекательную экскурсию в мир быта старинного татарского села. И начнет он ее от сруба сельского колодца-«журавля». Любой желающий сможет напиться студеной чистой колодезной водицы, которую зачерпнет сам из таинственных подземных глубин. А затем, забравшись по деревянным ступеням на верхний этаж ветряной мельницы, увидит, как крутятся ее каменные жернова, при помощи которых наши предки мололи муку.

Что и говорить, здесь есть чем заняться туристу из мегаполиса. И проехаться верхом на скакуне, и познать секреты гончарного искусства, и даже самостоятельно подоить козу или корову.

 


Любителям активного отдыха по душе придутся конные пробеги по живописным окрестностям, во время которых они смогут ознакомиться со здешними достопримечательностями


 

 

Не останутся без внимания и маленькие гости сельского подворья, которых ожидает интереснейшее путешествие в татарскую сказку. Здесь они могут без опаски побывать в самой настоящей избушке на курьих ножках, в которой проживает сестра русской Бабы Яги – старая Убыр-апа со своей волшебной ступой. Или повстречаться с главным сказочным героем татарского фольклора – хитрым и коварным Шурале.

Ежегодно здесь проводятся красочные зрелищные праздники – «Уйнагыз, гармуннар!» («Играй, гармонь!») в мае, «День плуга» в июне, «День урожая» – в октябре и другие мероприятия, где можно приобрести товары мастеров народных промыслов, а в дни проводимых здесь ярмарок – сельскохозяйственные продукты с деревенского подворья: свежее мясо, парное молоко, куриные яйца, конскую колбасу казылык или вяленого гуся, приготовленные по всем канонам национальной кухни. Любителям активного отдыха по душе придутся конные пробеги по живописным окрестностям, во время которых они смогут ознакомиться со здешними достопримечательностями. Одним словом, впечатлений – море. Думаю, что после такой насыщенной программы туристам будет о чем поговорить за чашкой ароматного горячего чая за щедро накрытым столом байского дома, слушая легенды и были из истории старинного поселения Исаково.

 


Фото: geocaching.su; kudago.com
Автор статьи: СУББОТКИН Артем
Дата:10.01.2017
Выпуск: №3 (28191)

Добавить комментарий

795403814 24.03.2017

Не пожалеешь трудов – снимешь урожай сто пудов

Увеличить объемы посевов гречихи и сбить таким образом цены на этот диетический продукт намерено аграрное ведомство республики....
2690
872B38EB6A146DCA 17.03.2017

Больше землю удобряй, выше будет урожай

Один месяц остался до старта весенних полевых работ....
4270
Dronten, The Netherlands - May 14, 2012: John Deere 6430 tractor working the fields near the town of Dronten in Flevoland in spring. A farmer is driving the tractor. 16.03.2017

Навигация для
татарстанских полей

Холдинг «Агросила» в сотрудничестве с учеными Казанского Федерального Университета внедряет систему точного земледелия на основе GPS-навигации....
4250
sev 15.03.2017

Когда «посеять» деньги – к добру

Приближается начало аграрного сезона, и перед крестьянами со всей остротой встал вопрос: где взять оборотные средства для весеннего сева?...
2840
Село_съезд_Пресс-служба Президента 13.03.2017

Село – наша основа

Каждый татарский предприниматель, проживающий за пределами республики, почитает за честь стать участником Всероссийского схода предпринимателей татарских сел....
4670
  • Прямая связь

    История в рисунках и цифрах

    07.06.1924

    05-hina

    Рисунок художника К.Чеботарева. Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №28,07.06.1924 год.

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    30 марта

    Радиф Гаташ (Радиф Кашфуллович Гатауллин, 1941), поэт, заслуженный работник культуры и заслуженный деятель искусств Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Юрий Владимирович Глазов (1962), председатель Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

    Ринат Ильдусович Шафигуллин (1968), директор управляющей компании «Татбурнефть», депутат Госсовета РТ.

  • Юмор

    byter
    Встретился со старой знакомой, уже 20 лет живущей в Америке.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Анастасия и Куранов не только о погоде...

     

     

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Оформить паспорт болельщика можно на сайте fan-id.ru после покупки билета на матч. Для регистрации на сайте нужно указать персональные данные,…
    В Казани продолжается выдача Паспортов болельщиков матчей Кубка Конфедераций FIFA 2017 года
    30.03.2017
    Служебные собаки настолько асоциальные животные, что это большая смелость – приводить их к детям. Впрочем, это говорит только о профессионализме…
    Кому – шайтан, а кому – настоящее сокровище
    30.03.2017
    Подскажите, как вернуть платёж Онлайн-Партнёр за ЖКХ с депозитного счёта (вклад пенсионный доход), который застрял в Татфондбанке?
    Что делать, если деньги застряли в Татфондбанке
    30.03.2017
    Целиком и полностью поддерживаю Вас по этому вопросу. Слава Богу, что я не одинока среди здравомыслящих родителей. Некоторых некультурных и…
    Мизулина выступила против работы психологов в школах
    28.03.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров