Кубыз, наш маленький сюрприз

О пользе для здоровья и настроения от игры на народном инструменте

Презентация татарского национального музыкального инструмента – кубыза состоялась  в городском пресс-центре FIFA в Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: Андрей Лебедев

О пользе для здоровья и настроения  от игры на народном инструменте

 

kybuz

 

Презентация татарского национального музыкального инструмента – кубыза состоялась в воскресенье в городском пресс-центре FIFA в Казани.

 

Ее провел умелец Ильдар Гимадиев. Он рассказал: чтобы извлечь из кубыза звук, инструмент необходимо прижать к зубам, зафиксировать губами, придерживая одной рукой, защипывать язычок пальцами другой руки. В теле появляется множество резонаторов, и на звук инструмента будет влиять даже дыхание.

«Сам по себе кубыз не звучит, только совместно с человеком. Инструмент интуитивный, и в принципе не нужно быть музыкантом, не нужно иметь слуха для того, чтобы наслаждаться импровизацией», – утверждает Ильдар и тут же выдает завораживающую электронную мелодию на кубызе.

 


«При игре на кубызе вы впадаете в пограничное состояние, которое можно назвать медитацией, соединением сердечных чакр с божественными. На этом инструменте не воспроизводят и не наигрывают мелодии, им создают звуковые волны, которые рождают вокруг определенные состояния и эмоции», – считает Ильдар Гимадиев. Такая музыка даже исцеляет


 

«Очень интересная ситуация сложилась вокруг этого инструмента. Он имеет весьма загадочную историю возникновения: точно неизвестно ни когда, ни где он зародился, во многих уголках мира находят эти инструменты, их части, датируемые временем более пяти тысяч лет назад, эпохой неолита, – отметил Ильдар. – Но так или иначе инструмент присутствует в культурах многих народов. В Татарстане и  Башкортостане он называется кубызом, в Якутии – варганом, реже хомусом, в Норвегии – мунхарпой, в Германии – маультроммелем».

Любопытно, что изначально кубыз был женским музыкальным инструментом. Но позднее слабой половине человечества играть на нем стали запрещать по религиозным соображениям. Но, так как инструмент был компактный, девушки просто прятали его в косах и играли, когда была возможность.

 

kybuz1Ильдар Гимадиев занимается игрой на кубызе, его популяризацией и изготовлением уже на протяжении пяти лет. Финансист по образованию, он, некогда взяв инструмент в руки, уже не смог заниматься ничем другим. Поначалу копировал других мастеров, а теперь создает свои уникальные вещи. С товарищами по ремеслу умелец не только изготавливает кубызы для местных музыкантов, но и поставляет инструменты в другие регионы и страны – в Якутию, Туву, на Чукотку, в Китай, Финляндию, даже во Францию.

По словам Ильдара, прак­тически во всех культурах кубызу приписываются мистические свойства – инструмент помогает войти в определенные состояния, при которых человеку проще абстрагироваться от суеты внешнего мира, услышать себя и ощутить божественное присутствие.

«При игре на кубызе вы впадаете в пограничное состояние, которое можно назвать медитацией, соединением сердечных чакр с божественными. На этом инструменте не воспроизводят и не наигрывают мелодии, им создают звуковые волны, которые рождают вокруг определенные состояния и эмоции», – считает умелец. Такая музыка даже исцеляет.

 

 Изначально кубыз был женским музыкальным инструментом.

Но позднее слабой половине человечества играть на нем стали запрещать по религиозным соображениям. Но, так как инструмент был компактный, девушки просто прятали его в косах и играли, когда была возможность.

Кубыз изготавливается вручную, а потому каждый инструмент уникален, копирование здесь невозможно – на звучание влияют доли миллиметров, микроны, поделился мастер секретами ремесла. Также на звучание кубыза влияют материал, длина язычка, толщина. Чем длиннее и тяжелее язычок, тем басовее будет звучать инструмент. Кроме того, добиваться разных тональностей можно, подвешивая к язычку специальные грузики-магниты.

Существует несколько разновидностей кубыза: более миниатюрные версии для детей делаются из латуни, они значительно проще в изготовлении и обладают более узким, по сравнению с полноразмерными версиями, диапазоном звучания. «Взрослый» инструмент изготавливается из нержавеющей стали, он закаляется дольше, а потому дольше и резонирует.

 

kybuz.2
У Ильдара кубызы разных размеров – малые латунные и побольше из нержавеющей стали. Каждому инструменту полагается изящный деревянный пенал ручной работы.

 

Ильдар добавил, что в его лавке болельщики охотно знакомятся с народным инструментом. При этом умелец сначала предлагает пройти гостям бесплатный мастер-класс. Иностранцы с удовольствием покупают кубызы – все-таки пошуметь на трибунах зрители любят.

Удалось приобщиться к древнему инструменту и журналистам пресс-центра. Большинство из тех, кто опробовал кубыз в деле, с легкостью справились с задачей. Игра действительно шла от души, по наитию.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще