В Казани завершилась VI театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка», ежегодно организуемая фондом поддержки современного искусства РТ «Живой город».
В этом году в рамках лаборатории прошли гастроли независимой театральной группы из Санкт-Петербурга «театр post» под руководством лауреата «Золотой маски» режиссёра Дмитрия Волкострелова, с которым «Живой город» давно и плодотворно сотрудничает. Благодаря проектам фонда Волкострелов, один из лидеров российского актуального театра, ставит спектакли не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в казанском «Углу». Кроме того, он уже почти постоянный участник театральной лаборатории «Свияжск АРТель». К слову, в этом году она пройдёт на острове-граде в августе и станет уже шестой.
Тот дух эксперимента и свободы, который пытается привнести в театральную жизнь республики фонд «Живой город», ещё в большей степени присущ «театру post». Свои цели он формулирует так: «Сближение актуального искусства и театра, поиск нового театрального языка и исследование современного мира театральными средствами».
Одной из важных премьер театра в нынешнем сезоне стал спектакль «Хорошо темперированные грамоты», который увидели и казанцы. Это первый опыт обращения российского театра к выдающемуся памятнику мировой культуры – древнерусским берестяным грамотам XI–XV веков, рифмующимся в спектакле с шедевром музыкального барокко – «Хорошо темперированным клавиром» И.-С.Баха. Перевернувшие в своё время наши представления о русском Средневековье, берестяные грамоты проливают свет на особенности межличностных взаимоотношений жителей Древней Руси. Эти разрозненные свидетельства их повседневной жизни складываются в захватывающую драматургию со своими темами и героями. «Большинство текстов бытовые, их можно сравнить с СМС-сообщениями, но из Средневековья. Это интересный материал, с помощью которого мы одновременно говорим и о прошлом, и о настоящем», – комментирует свой замысел Дмитрий Волкострелов. Знаменитый музыкальный цикл Баха не только звучит в спектакле – режиссёр заимствует и структуру этого сочинения, ставшего поворотным в истории европейской музыки. Зрители знакомятся с 24 грамотами (они не повторяются из спектакля в спектакль) – по числу пьес в каждом из двух томов «Хорошо темперированного клавира».
Уникальность этой постановки ещё и в том, что «театр post» работает исключительно с текстами современных авторов. Скажем, в его репертуаре несколько спектаклей по пьесам белорусского драматурга Павла Пряжко. Два из них – «Сосед» и «Диджей Павел» – также вошли в казанскую гастрольную афишу.