Новый генеральный план мегаполиса учёл мнение жителей столицы
Как будет развиваться Казань в ближайшие двадцать лет? Какой она будет к 2040 году? На эти интересующие очень многих вопросы отвечает новый главный градообразующий документ – генплан столицы Татарстана, который, возможно, примут уже до конца нынешнего года. Итак, где вырастут новые микрорайоны мегаполиса и появятся новые парки, куда проложат новые дороги и протянут метро?
КУРС НА ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТЬ
Разработчик нового генплана Казани – ГАУ «Институт Генплана Москвы» – предусмотрел гармоничное развитие столицы Татарстана в её существующих границах. При этом «точками роста» мегаполиса станут бывшие индустриальные зоны или депрессивные территории после реновации. Взят курс на полицентричность – в столице должны появиться несколько центров притяжения. При этом территории будут развиваться комплексно сразу по многим направлениям: дорожная сеть, общественный транспорт, инженерная инфраструктура, социальные объекты.
Наша газета в №50 от 6 апреля с. г. уже писала о проекте развития речного порта, на месте которого вырастет деловой центр с общедоступными общественными пространствами. А бульвар по улице Фаткуллина свяжет речной порт через сквер Тинчурина и озеро Кабан с новым зоопарком.
По прогнозам, численность населения Казани к 2040 году вырастет до 1,43 млн человек. Однако при расчёте в новом генплане необходимой транспортной инфраструктуры исходили из большего показателя – 1,52 млн человек
Реновацию ожидает и промзона в районе улиц Аделя Кутуя, Гвардейской и Родины. Здесь появятся жилые массивы с развитой инфраструктурой и зелёные территории. Новую жизнь планируется вдохнуть и в Адмиралтейскую слободу, откуда за границы города выведут крупные предприятия. Активно будут развиваться и такие жилые массивы за пределами Большого казанского кольца, как «Салават Купере» и «Залесный Сити».
Принципиальный момент – новый генплан широко обсуждался с жителями столицы. В прошлом году прошли публичные слушания, в них приняли участие более четырёх тысяч человек, которые высказали 3,5 тысячи предложений. Этим летом проект генплана вынесли дополнительно на общественные обсуждения. Их основной площадкой стала информационная система dispute.kzn.ru. Все неравнодушные граждане могли высказать свои замечания – в целом от 1469 человек поступило 2052 предложения, которые обобщили и направили разработчикам.
ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ
О новых дорогах, которые согласно генплану появятся в Казани и её окрестностях, наша газета также сообщала в №103 от 19 июля с. г. Маршруты будущих трасс – это один из самых волнующих вопросов для жителей домов, рядом с которыми они пройдут. С одной стороны, мало кто хочет жить рядом с оживлённой дорогой, а с другой, все хотят быстро добираться из своего района в центр и обратно. Возникает конфликт интересов.
К 100-летию ТАССР, которое будет отмечаться 30 августа 2020 года, обещают окончательно замкнуть Большое казанское кольцо, и, соответственно, круговым станет пятый трамвайный маршрут. Сейчас строители трудятся на возведении долгожданной перемычки в районе улиц Булатова и Тихорецкой.
Новый генплан широко обсуждался с жителями столицы. | |
В прошлом году прошли публичные слушания, в них приняли участие более четырёх тысяч человек, которые высказали 3,5 тысячи предложений. Этим летом проект генплана вынесли дополнительно на общественные обсуждения. Их основной площадкой стала информационная система dispute.kzn.ru. Все неравнодушные граждане могли высказать свои замечания – в целом от 1469 человек поступило 2052 предложения, которые обобщили и направили разработчикам. |
Важная для жителей Дербышек дорога-дублёр улицы Мира пройдёт вдоль массива Нагорный. Как рассказал на пресс-конференции в исполкоме столицы заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров, среди тех, кто выступил за строительство дороги в Дербышках, большинство выбрали именно этот вариант, и он был утверждён на комиссии по генплану. «Это наиболее щадящий по отношению к жилью и экологии вариант», – отметил Тимур Кадыров. И это правильно. Конфликт интересов, если он возникает, решается просто: надо как раз учитывать мнения большинства. Это ведь и есть демократия.
Актуальная для многих казанцев дорога-дублёр Горьковского шоссе от Адмиралтейской слободы вдоль Волги с выходом на трассу М7 пройдёт в районе посёлка Аракчино в обход контейнерной площадки РЖД.
Всего в проекте генплана заложены 356 км новых магистралей, 57 развязок и 73 моста. Протяжённость улично-дорожной сети к 2040 году вырастет на 20 процентов – до 2203 км. Но как бы активно ни строились новые дороги, темпы автомобилизации населения их всё равно обгоняют. Во всем мире уже пришли к пониманию, что будущее – не за личным, а за общественным транспортом.
Согласно генплану продолжит развиваться Казанское метро – зарезервированы коридоры для 26 новых станций. Пока проектируются четыре на второй линии: «Фучика», «100-летия ТАССР», «10-й микрорайон» и «Сахарова». В целом вторая линия казанской подземки протяжённостью 20 км будет состоять из 12 станций.
Ещё один перспективный проект – пуск в столице метробусов. К слову, перевозящие пассажиров по отдельной полосе скоростные метробусы популярны в Стамбуле. В Казани прорабатываются три их маршрута от железнодорожного вокзала: до Дербышек, до ул.Гаврилова и до Лесного городка.
Кто не так давно был в Москве, мог оценить преимущества её кольцевой железной дороги. Этот позитивный опыт будет внедрён и в Казани. Проект поддерживает РЖД, электрички пройдут по уже существующим путям от Аракчино через Адмиралтейскую слободу, Вахитово, Новаторов к станции Казань-1 и до Северного железнодорожного вокзала. А в перспективный микрорайон «Салават Купере» проложат трамвайную линию.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС И СОЦОБЪЕКТЫ
Площадь зелёных территорий общего пользования Казани к 2035 году планируется увеличить на 40 процентов – до 12 тысяч гектаров. В столице появятся новые парки, набережные и 600 скверов и мини-скверов шаговой доступности, а также сеть новых пешеходных бульваров. В частности, большой парк будет разбит рядом с центром семьи «Казан», а эко-набережная на сваях появится в Русско-немецкой Швейцарии.
Статус особо охраняемых природных территорий могут получить ещё 17 зелёных уголков города, в частности, пойма реки Казанки вдоль ул. Гаврилова. Проект её планируемой застройки вызвал большой общественный резонанс. О том, что некоторые редкие виды флоры и фауны могут исчезнуть при жилом строительстве в зелёной зоне, наша газета писала в №82 от 11 июня.
Заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова пояснила журналистам, что территория поймы Казанки в районе улицы Гаврилова составляет более 80 га, но под застройку отведены лишь 20 га. Именно исследования экологов помогают определить границы возможной застройки и неприкосновенной территории, сообщает сайт kzn.ru. Вблизи ул. Гаврилова предусматривается создание набережной, не нарушающей сложившиеся природные взаимосвязи.
Согласно генплану продолжит развиваться Казанское метро – зарезервированы коридоры для 26 новых станций. Пока проектируются четыре на второй линии: «Фучика», «100-летия ТАССР», «10-й микрорайон» и «Сахарова». В целом вторая линия казанской подземки протяжённостью 20 км будет состоять из 12 станций
Ещё один приоритет нового генплана – насыщение социальной инфраструктурой тех территорий, где жители больше всего нуждаются в новых детских садах, школах или поликлиниках. Главным градообразующим документом предусмотрено открытие 43 новых объектов здравоохранения: шести круглосуточных стационаров, 10 поликлиник, а также использование 27 помещений, предложенных застройщиками новых жилых комплексов для офисов врачей первичной сети.
Планируется, что в столице к 2040 году появится более 128 тысяч новых мест в детсадах, более 274 тысяч – в школах и более 11,8 тысячи – в учреждениях дополнительного образования.
Растущему городу понадобятся вода и энергоресурсы. Сейчас в Казани главный источник водоснабжения – водозабор «Волжский» мощностью 510 тысяч кубов в сутки. В будущем дополнительным источником воды для мегаполиса станет водозабор «Столбищенский» (200 тысяч кубов в сутки), который возведут в Лаишевском районе. А растущие потребности в тепле и электроэнергии столицы призваны обеспечить две новые ТЭЦ в Приволжском и Советском районах.
Сейчас новый генплан Казани проходит согласование в федеральных министерствах. Если всё пойдёт без задержек, то проект поступит на утверждение в Казанскую городскую думу и в юбилейный для республики год столица Татарстана может войти уже с новым градообразующим документом.