Храм, окутанный легендами

С храмом в селе Спасском Бугульминского района связано много удивительного

Например, огромный интерес может вызвать подземный переход длиной 900 – 950 метров, построенный от церкви до полуразрушенной часовни на христианском погосте. Долгое время люди считали, что это всего лишь легенда, даже миф. 

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: Шамиль Багаутдинов, “РТ”

 

Спасское

 

Со Свахиной горы раздался пушечный выстрел, затем ещё и ещё… Пушкари Емельки Пугачёва целились прямо в отливающую золотом маковку церкви Вознесения Господня села Ключи. Но ядра до неё не долетали либо проносились мимо и падали далеко за селом, словно какая-то неведомая сила отводила их в сторону. «Бог спас», – сделали вывод жители и назвали своё село Спасским.

 

Погоди верить, читатель, это всего лишь легенда, не подкреплённая реальными фактами. Одна из многих, коими окутан этот небольшой населённый пункт в Бугульминском районе. На самом же деле село Ключи, основанное на левом притоке реки Дымки ещё в начале XVIII века, стало Спасским, потому что оно было заложено аккурат в христианские праздники – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас – в августе 1743 года.

Хотя сам факт осквернения храма пугачёвскими безбожниками всё же имел место. Это случилось в 1773 году, когда повстанцы заехали в церковь на лошадях. Так что легенда о стрельбе из пушек возникла не на пустом месте.

Своим появлением на карте Бугульминского уезда Самарской губернии село обязано русскому учёному, историку и географу Петру Ивановичу Рычкову, коему за усердную службу императрица Екатерина II «жаловала участок для заведения хутора между крепостями Чернореченской и Татищевою». Рычкову предоставили пахотной земли до 25 десятин и сенный покос на 30 стогов у деревеньки Ключи, получившей название благодаря обилию родников на этом месте. К слову, и сейчас здесь имеется благоустроенный источник «Спасские ключи», официально отнесённый к памятникам природы Республики Татарстан. В имении Рычкова (в некоторых дореволюционных источниках под этим названием и упоминается село Спасское) было 43 двора и 172 крепостных крестьянина.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО И ОСВЯЩЕНИЕ

В 1747 году Пётр Иванович решил построить здесь большую церковь. Строительство велось на протяжении семи лет. При кладке стен был использован кирпич, а в качестве цементирующего материала – известь, немного мелкого песка и… куриные яйца. По некоторым сведениям, крестьяне собрали свыше ста тысяч яиц, причём в раствор шёл только белок. Именно благодаря такой кладке церковь сохранилась до сих пор, хотя два с половиной века противостояла здешнему суровому климату с резкими температурными перепадами и равнодушному отношению к ней во времена атеизма.

Освящение церкви состоялось в праздник Вознесения Господня (отсюда и название) в 1765 году. Священником был назначен Андрей Воробьёв, дьяк Успенского собора из Оренбурга. Через три года в храме установили колокольню, на которую звонари поднимались по узкой винтовой лестнице. Местные жители утверждают, что Пётр Рычков сам ездил в Екатеринбург, откуда привёз три больших колокола. Их звон разносился очень далеко.

 


Вообще, с храмом в селе Спасском связано много удивительного, которое ещё предстоит исследовать. Например, огромный интерес может вызвать подземный переход длиной 900–950 метров, построенный от церкви до полуразрушенной часовни на христианском погосте


 

Повторное освящение храма (после осквернения) было проведено в 1774-м, в год смерти сына Петра Рычкова – Андрея, бывшего симбирского коменданта, погибшего в период мятежа Пугачёва под городом-крепостью Корсунь. Через три года не стало и самого Петра Ивановича.

– Долгое время считалось, что Пётр Рычков, проживший в селе Спасском многие годы, и его сын Андрей похоронены возле церкви, – рассказывает заместитель руководителя исполкома Спасского сельского поселения Екатерина Фархутдинова. – Однако по найденным в оренбургском и казанском архивах документам было уточнено, что они захоронены прямо внутри храма. Пётр Иванович – справа в трапезе близ арки, отделяющей трапезу от внутренней части, а его сын – слева.

 

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

В начале XIX века жители Спасского были переведены в разряд вольных хлебопашцев, а в 1848 году отнесены к государственным крестьянам. Они занимались земледелием и скотоводством, колёсным, красильным и гончарным промыслами. В начале XX века здесь располагались волостное правление, земская школа, водяная мельница, земская станция. В этот период в селе уже насчитывалось более 600 жителей, а земельный надел сельской общины достигал 2551 десятины. Функционировала и Вознесенская церковь. Правда, она уже имела несколько иной вид, чем при своём создателе, так как в 1839 году его пра­внучка Любовь Рычкова пожелала устроить в храме два придела, в честь Покрова и в честь Вознесения.

Церковь работала до 1935 года. В советское время здание по большей части использовалось под колхозный склад и пришло в запустение. Ещё в 1980 году Татарское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры взяло здание бывшего храма на государственный учёт как памятник материальной культуры. Постановлением Министерства культуры республики было принято решение о реставрации церкви, создании в ней народного музея с мемориалом Петру Рычкову и благоустройстве могилы учёного. Однако практически ничего не было сделано.

 

Спасское2

 

В 2012 году в Спасском отмечалось 300-летие со дня рождения основателя села. Тогда было решено на пожертвования уроженцев села и меценатов провести ремонт здания храма и установить надгробные плиты на местах захоронения Рычковых. На следующий год в церкви были установлены решётчатые окна и двери, воздвигнут позолоченный купол, положены чёрные горизонтальные мраморные плиты над могилами, проведён небольшой ремонт внутри. Но снаружи храм имеет плачевный вид давно заброшенного здания с частично устроенной кровлей и обвалившейся местами кирпичной кладкой.

– С 2013 года у нас функционирует Спасский приходской совет, сюда приходят люди в основном преклонного возраста, – Екатерина Фархутдинова открывает массивную дверь с табличкой, гласящей о том, что объект является охраняемым государством памятником истории и культуры Республики Татарстан, и приглашает войти. – За церковью закреплён батюшка из Бугульмы, он исполняет некоторые службы для верующих. Например, несколько пар молодожёнов здесь обвенчались, проводятся обряды крещения.

 

ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД

Внутреннее убранство церкви, конечно, выглядит довольно скромно. Не восстановлена и утраченная когда-то настенная живопись. Но вот что удивительно: если в дневное время с определённого места посмотреть на купол, становятся заметны очертания восьми образов Иисуса Христа. По свидетельствам прихожан, это чудо Господь стал являть им после очередного освящения церкви, а до этого образы не просматривались…

Вообще, с храмом в селе Спасском связано много удивительного, которое ещё предстоит исследовать. Например, огромный интерес может вызвать подземный переход длиной 900 – 950 метров, построенный от церкви до полуразрушенной часовни на христианском погосте.

 


Внутреннее убранство церкви, конечно, выглядит довольно скромно. Не восстановлена и утраченная когда-то настенная живопись. Но вот что удивительно: если в дневное время с определённого места посмотреть на купол, становятся заметны очертания восьми образов Иисуса Христа


 

Долгое время люди считали, что это всего лишь легенда, даже миф. Но приехавший в 2012 году на юбилейные мероприятия уроженец села, известный учёный и краевед Анатолий Ефремов, многие годы жизни посвятивший истории Спасского, развеял эти сомнения. Он привёз с собой очевидца, который в 1964 году, будучи школьником, проходил по этому переходу.

 Мужчина рассказал, что проход сделан основательно, по нему можно было даже проехать верхом на лошади. Он с друзьями прошёл под землёй до самого кладбища, где под часовенкой они обнаружили три большие ступени, на которых по правую и левую стороны стояли гробы, обтянутые бархатом. Поговаривали, что в этом склепе покоится прах женщин рода Рычковых. Кто, когда и для чего построил этот переход и было ли о нём известно самому Петру Ивановичу, остаётся неизвестным…

 

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК

В 1974 году в Спасском была построена новая школа, при которой сразу же открыли историко-краеведческий музей имени П.И.Рычкова. Школа имеет статус начальной, в ней обучается всего семнадцать детей. Это, конечно, мизер для села, в котором проживают 555 жителей, но ведь в основном это люди преклонного возраста. Во дворе школы установлен бюст Рычкова.

В музее можно ознакомиться с интересными экспонатами, связанными с жизнедеятельностью учёного.

– Всего у нас около трёхсот экспонатов, которые в течение почти тридцати лет собирали учащиеся и жители села, – говорит Рузалия Низамова, учитель и хранитель музейных ценностей. – Вот, например, старинная икона, почерневшая от времени. Её привёз сам Пётр Иванович. А это – ваза-лампада, найденная на месте дома Рычковых, массивная дюралюминиевая дверная ручка, явно не из крестьянской избы. Большой интерес представляет рама какого-то музыкального инструмента, по-видимому, небольшой арфы…

 

Рузалия-Низамова

 

Есть здесь и стенд, посвящённый Анатолию Ефремову, который был автором идеи создания музея и передал сюда немало ценных экспонатов. Украшением экспозиции являются и написанные маслом картины бугульминского художника Николая Осокина с изображением Рычкова. Ну и конечно, множество научных книг, рукописей Петра Ивановича.

Рассказывая об одном из экспонатов, директор школы Асия Гариева поведала интересную легенду, связанную с именем второй супруги учёного – Елены Денисовны Чириковой. Она была не только заботливой женой, матерью, хозяйкой, но и талантливой рукодельницей. Жители Спасского утверждают, что именно Елена Денисовна была первым создателем знаменитого оренбургского пухового платка, который связала из козьего пуха. Хотя это, конечно, спорное утверждение. Примечательно то, что Пётр Рычков в период проживания в Оренбурге пытался выращивать хлопок. Но климат Оренбуржья не подошёл для теплолюбивого южного растения.

Пребывание в Спасском, несомненно, вызывает интерес к наследию этого знаменитого русского географа, историка и краеведа, исследователя Южного Урала, Казахстана, Среднего и Нижнего Поволжья. Думается, если с помощью профессиональных реставраторов привести в нормальное состояние храм Вознесения Господня и другие связанные с ним объекты, включая часовню и подземный переход, пополнить и благоустроить местный историко-краеведческий музей, – это село станет весьма привлекательным для туристов.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще